Лодка гусяна с речки Гусь

Николай Скулов
        О лодках на реке Гусь стоит сказать особо. Совсем рядом, всего в сорока километров от реки Гусь, параллельно протекает знаменитая Бужа, впадающая в систему Мещерских озёр. У её берегов стоят блочные чёрные лодки-однодеревки с долблёными бортами, изготовленные по древней технологии, сохранившейся ещё с каменного века. Паустовский их сравнивал с «полинезийскими пирогами». На реке Гусь, как в другом царстве-государстве, таких лодок никогда и не видели. Здесь были лодки свои – «гусяны». Причина такого отличия – в характере водотока этих рек.

             Речная система Бужа – мещерские озера – Пра характеризуется широчайшими, до горизонта, разливами с очень медленным течением, господством ветра, высокой и очень опасной волной, даже в наше время. А в древности, с весны, водная система Пра-Бужа с разливами озёр превращались в мелководные моря. Летом же в протоках, среди островов и зарослей тростника легко можно было заблудиться, как, в прочем, и сейчас. Поэтому Бужу и Пру в качестве дороги использовали только в зимнее время, летом на них ходили охотники за мехом бобров, выдры, норки, белки, ловить рыбу, а в страшные дни войны – там прятали детей и стариков на островах среди озер и болот.

             Гусь - совсем другая река. Это сейчас река обмелела и красуется в своих древних берегах только от начала ледохода в апреле  – до середины мая. А в древние времена она  была  судоходной. Об этом свидетельствует отчет картографической экспедиции, которая работала на Гусевской земле в 60-х годах 18 века возле Гусь-Мальцовского: «…Река Гусь – с истоков судового ходу» (!)
            Длина реки – 147 километров, площадь водосбора- около 4000 кв. км. Несмотря на вроде бы небольшой уклон русла – 40 сантиметров на километр, скорость течения реки – 4,5 – 5  километров в час, т.е. скорость человека, идущего бодрым шагом. По сравнению с другими реками – это самая быстрая река во Владимирской Мещёре. В разгар весеннего половодья скорость течения реки бывает еще больше: 9-10 км в час. Так что на длинной узкой долблёнке, да с одним веслом  у кормы, в верх по реке Гусь подниматься невозможно...
          Опросив местных рыбаков, я узнал, что в старину, еще до появления лёгких резиновых лодок, упрощенные лодки-долблёнки, похожие на корыта, мастерили на Гусь-речке для ловли щуки методом троллинга. Это когда рыбак с удилом сидит в заякорённой лодке, медленно спускаясь вниз по форватеру реки. Обратно лодку тянули на верёвке вдоль берега.

        Лодки «гусяны» были предназначены не для охоты и рыбной ловли, как «долблёнки» на Буже, а для перевозки товаров и людей.    Это удивительные лодки, лодки – «труженицы». В судовых энциклопедиях русского речного флота они называются  «крытые барки низового сплава».  Эти барки  «ходили»  по рекам Мещеры, по Оке, по Волге и её притокам вплоть до появления паровых судов. В середине 18 века именно на гусянах или «гусянках»  Аким Мальцов – основатель Гусевского Хрустального завода  вывозил  свою хрустальную продукцию на продажу в крупные города Волго-Окского бассейна.
       Прототипы гусяны появились, предположительно, еще до крещения Руси и по своему устройству были похожи на усовершенствованные плоты. Их строили так, чтобы они, при наименьшей осадке, поднимали большой груз. Поэтому они были лёгкими, широкими  и длинными, с  плоским дном и низкими бортами. Нос и корма гусяны были тупо закругленными, палуба покрывала лодку только у кормы, которая несколько возвышалась над боками и на ней устанавливалась палатка или шатёр. Мачта ставилась в самой середине судна и к ней прикреплялась бичевая снасть, которую тянули вверх по течению бурлаки – «гусянщики». Гусяны с мачтой появились в Петровские времена и именовались – «полугусяны». При попутном ветре на полугусянах  подымался небольшой парус, ускоряющий плавание.
        Управлялась гусяна двумя широкими вёслами, установленными на носу и корме. Лодка была непотопляемой, не могла перевернуться,  но на большой воде при сильном ветре её захлёстывали волны. Поэтому в плохую погоду на больших реках гусяны швартовались у берегов.  Лес, на их постройку употреблялся еловый.  Отслужившие свой срок гусяны разбирали на дрова.
       Впервые такие лодки стали строить в знаменитом торговом селе Гуский Погост -  в устье реки Гусь, не далеко от села Веркутец (Беркуть – орлиное гнездо ), названного позже  Гусь- Баташовский или Гусь-Железный. По мере увеличения грузопотока, лодки стали делать более внушительных размеров и они превратились в огромные грузовые барки с четырехугольной палубой, свешенной к корме и носу. Суда  перемещались по течению на веслах, а против течения – с помощью бурлаков – «гусянщиков» или конной тяги.   
      Длина таких судов достигала 46 метров, ширина – 10 метров, а осадка - до 5 метров. Такие суда служили по 7-10 лет и могли перевозить до 800 т груза! Против течения такое судно тянули 100 бурлаков – гусянщиков. В верховьях реки Гусь – в Гусе –Мальцовском и в Гусь-Парахине, рядом с Тесерьмой, мастерили трех, четырех и шести  местные лодки-гусяны как грузо-пассажирский речной транспорт. Как выглядели лодки – гусяны в нашей местности уже никто и не помнит. Не сохранилось так же ни описания, ни рисунков. Поиски в литературе и архивах ничего не прояснили. Тогда я поехал в Нижегородский исторический музей и там, о радость, нашел изображение  нашей лодки. Теперь небольшие модели лодки- гусяны и её описание можно увидеть в экспозиции Гусевского муниципального музея, рассказывающей о Мещёре, о реке Гусь.