День космонавтики

Людмила Петрова 3
12 апреля 1961 года был обычный день. Я училась тогда в первом классе начальной школы. Она располагалась на территории военного городка. В школе было всего две классных комнаты и два учителя. В одной классной комнате занимались вместе 1 и 3 класс, в другой 2 и 4. Один учитель вёл урок одновременно в двух классах первом и третьем, другой учитель во втором и четвертом. Наверное, это было трудно. Моей первой учительницей была моя мама. Она была очень строгой. Так мне тогда казалось. Ученики ее слушались. Перед тем, как пойти в школу, я была строго предупреждена: дома она моя мама и «ты», в школе только Клавдия Васильевна и «Вы».

Она была все время занята, даже летом занималась с отстающими учениками. Естественно, бесплатно. Других вариантов тогда и не было даже в мыслях.

Со мной она не занималась,
занимался дедушка. Он научил меня ещё до школы читать и писать печатными буквами, разучил со мной много стихов, научил считать.

В первом классе тогда всех учили читать по слогам. Дети за учительницей тянули слоги, распознавая звуки. Мне это занятие казалось скучным и неинтересным. Но я должна была делать это со всеми, чтобы не выделяться.

Во время этого «пения слогов» я изучала карту нашей Родины. Она висела на стене, около которой я сидела. Это было так интересно! Я читала названия городов, рек, морей. Играла сама с собой, пытаясь быстро найти их на карте. Игры мои обычно кончались замечаниями. А дома мне строго выговаривали.

Был ещё такой урок: чистописание. На нем надо было писать буквы и их соединения, а потом слоги и слова. Писали ручками: деревянная ручка и металлическое перо, вставленное в неё. Его макали в чернильницу. У каждого ученика была своя чернильница-непроливайка. Если макать неаккуратно или на перо налипала грязь - в тетради появлялась клякса. За них ругали и снижали отметки. Писать ручкой было долго и трудно, но если постараться, то выглядело красиво. Наверное, таким образом вырабатывались многие полезные качества: терпение, усидчивость, сосредоточенность, порядок, а ещё, как теперь говорят, мелкая моторика. Мне кажется, что ужасно нелюбимый мною тогда урок чистописания, был на самом деле уроком эстетики, уроком стремления к красоте. Потом эти уроки пригодились мне уже в моей профессии проектировщика. До сих пор люблю красиво оформленные чертежи, на которых все видно и понятно, которые легко читать. Прекрасны модели 3-D, но мне понятнее плоскостные чертежи.

Возвращаюсь в то прекрасное время детства.
Урок чистописания. Рука выводит буквы, взгляд сосредоточен на пёрышке и строчке, но ведь уши открыты. И они с интересом воспринимают то, о чем рассказывает учительница 3-му классу. А там урок чтения. Им рассказывают о достижениях советской науки, об искусственных спутниках Земли, о том, что скоро человек отправится к другим планетам.

Я слушаю, затаив дыхание, забывая макнуть перо в чернильницу, поэтому оно скрипит и царапает бумагу. Мама сердито смотрит на меня. Я опускаю глаза в тетрадь, а мысленно лечу в ракете к Луне.

Стук в дверь класса. Вообще-то строго запрещено кому бы то ни было мешать проведению урока. Дверь тихонько приоткрывается и в проеме показывается сияющее лицо мамы одного из наших учеников. Клавдия Васильевна выходит к ней в коридор. Они о чем-то оживленно говорят. Мы сидим тихо, пытаемся услышать. Тут дверь открывается и появляется теперь уже сияющая моя мама и торжественно произносит: « Вот, дети, я вам только что рассказывала о покорении космоса. Сегодня 12 апреля 1961 года наш советский человек космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос и совершил виток вокруг Земли. Давняя мечта человечества сбылась».

Мы, дети, слушали ее и не до конца ещё понимали значение этого события для всех людей планеты.

Тогда это была всеобщая радость не только советских людей. Юрия Гагарина приветствовали во всех странах.
Его все знали в лицо. Гагаринская улыбка была обращена ко всем людям планеты.

Чуть позже мы (дети) покупали открытки с его портретом, некоторые вешали его портрет в своём уголке.

А потом мы радовались каждому новому полету в космос, знали имена всех космонавтов, коллекционировали открытки с их фотографиями. Это было время осуществлённой мечты. Казалось, что когда мы вырастем, это будет новая эпоха.

Все зачитывались фантастикой: Мартынов, Ефремов. Я в шестом классе мечтала  стать астрономом.
А ещё были замечательные песни. Людмила Зыкина пела: «Я Земля, я своих провожаю питомцев...». До сих пор меня почему-то волнует эта песня. Были и другие: «И на Марсе будут яблони цвести», «14 минут до старта» и своеобразный гимн космонавтов «И снится нам не рокот космодрома...». Начало освоения космоса было победой всего человечества. И Юрий Гагарин был гражданином планеты Земля.

Я помню, как мы радовались совместному полету «Союз-Аполлон». Казалось тогда, что все распри и войны канут в прошлое. Людям есть чем заниматься вместе, есть где прикладывать свой ум, совместные усилия, есть что познавать и осваивать.

Гибель Юрия Гагарина в 1968 году стала трагедией для всех людей. Было очень жаль и других погибших космонавтов и наших и американских.

Сегодня в это тревожное время, когда над всем человечеством нависла смертельная угроза, можно и нужно об’единить усилия, опыт, средства в борьбе с этой болезнью.
Надо вспомнить, что мы все жители одной планеты.