Поход за газетой в условиях коронавируса covid-19

Алексей Акиндинов
ОСОБЕННОСТИ ПОХОДА ЗА ГАЗЕТОЙ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

9 апреля 2020-го года, журналист газеты "Рязанские ведомости" Дмитрий Соколов сообщил мне, что в завтрашнем номере выйдет большая статья обо мне и моем творчестве, приуроченная ко Дню космонавтики. Утром я посмотрел в интернете публикацию - статья была шикарная! Дмитрий очень хорошо написал обо мне, текст был оригинальным, видно было что он изучил самые тайные моменты моего творчества и жизни. Еще в статье находились три цветные иллюстрации на которых были две мои картины "Завтрак Гагарина" и "Вдоль по радуге" из диптиха "Миры Циолковского", также там располагался мой фотопортрет - кадр из фильма Дмитрия Соколова "Алексей Акиндинов и его орнаментализм", снятый для телевидения "РВ ТВ" и вышедший в эфир 17 марта 2020 года. На этот раз, в газете мне отводилась целая полоса! Я подумал: "Надо брать!" На улице невидимо витал смертельный "COVID-19". Поход за газетой во время пандемии коронавирусной инфекции превращался в эффектное, захватывающее путешествие...

Когда мне Дмитрий сообщил о выходе в свет номера газеты со статьей обо мне, я решил соединить два дела — сходить в больницу и сдать анализ крови на свёртываемость (я регулярно это делаю). И заодно зайти в газетный киоск, купить несколько экземпляров "Рязанских ведомостей" со статьей обо мне.

Экипировался я основательно: очки, маска собственного изготовления, резиновые перчатки и волосы в тугой пучок под плотно-прилегающий к голове капюшон. Когда я вышел на улицу, метров через пятьдесят мои очки покрылись конденсатом пара от дыхания. Пришлось их снять. Пока шел километр до больницы, встречал пешеходов. На всем пути не было ни одного человека в маске, разве что у самой больницы парень молодой шел в маске и я так уважительно и по-братски на него посмотрел. А в основном люди занимались своими привычными делами. Кто-то заказал строительные материалы и толпа грузчиков разгружала их для хозяина. Кто-то уже пьяный с утра праздно прогуливался. Кто-то оживленно рассказывал маленькой собаке истории с захватывающим сюжетом, кто-то, где-то, делали обычное что-то. И вообще казалось, что нет этой пандемии "COVID-19". Перед больницей я остановился в скверике и поменял свою маску, так как эта совсем намокла и превратилась в нечто резиновое и воздухонепроницаемое. Одел очки. Рядом с больницей было много людей, и только пару из них были в масках.  Люди в основном посматривали на меня как на что-то странное.

Зайдя в больницу, я присел на "пятачке" большого кресла. Здесь, в холле, медперсонал был в масках, я почувствовал себя более уютно. Я посмотрел на медсестёр с уважением, как посмотрел бы на своих сестёр. На ботики мне бахилы не лезли, поэтому я с собой взял два больших пакета для мусора. Они, порхая раскрылись, и я с приятным лёгким ощущением затянул закрепляющие их узлы. Было комфортно. Конденсат на очках испарился и через прояснившуюся пелену я увидел картинку: передо мной длинный коридор, который мне предстояло преодолеть. Вдоль коридора сидели пациенты, словно маслята в банке. Никто из них не был в маске, они смотрели на меня десятками лаковых глаз. Я читал в них нескрываемое любопытство и даже любознательность. Для них я был этаким "чудо юдо": на голове голубой, плотно прилегающий колпак, крупные очки, обхватывающие половину лица и большая черная само шитая маска. На руках моих были резиновые перчатки, когда я растопыривал пальцы, резина меду ними натягивалась и напоминала перепонки. Люди уже ждали от меня: "Что-же будет дальше???"

Я встал и смелой поступью шагнул в этот коридор. Зрители замерли, я слышал как стучат их сердца. После моих двух первых шагов я услышал резкий шорох, посмотрел вниз и увидел, что пакеты на моих ногах предательски надулись. Они стали такие огромные, как два больших шара, как два огромных копыта или сопла ракеты. Было 10 апреля, "Скоро День космонавтики", подумал я, а я как ракета на старте. Отступать было поздно. Если бы я сел и стал приминать свои пакеты, то люди бы поняли, что я стушевался. Я решил не показывать вида, и смело зашагал, делая вид, что именно такой эффект должен быть от моих надувных ласт. Во время ходьбы они загадочно шуршали.

Медсестра, сидевшая вдалеке, напротив двери туалета, с каким-то блестящим металлическим сундучком в руках, глядя на меня вздрогнула и этот прямоугольный пенальчик выскользнул из её пальцев, как легушонок вырвался и стал парить в воздухе, словно в невесомости. Он летел, казалось так медленно, что я видел, как все зрители провожают его своими десятками дружелюбных, сочувствующих глаз. Прямоугольный ларчик с грохотом шмякнулся о кафель у туалета и из него брызгами вылетели ланцеты, скальпелёчки, пасатижики и мне даже показалось что молоточки и фуганки. Пациенты приоткрыли рты и застыли - я шел прямо мимо них. Победным шагом, форсируя свой путь меж россыпью медицинских предметов, растопыривая со скрипом пальцы и обнажая свои резиновые перепонки межу ними, я ступил на лестницу и стал подниматься на второй этаж, что бы сдать кровь. И в спину я услышал, как одна пожилая женщина уважительно, протяжно и с восхищением протянула в мой адрес: "Р-о-о-о-боооо-т!!!" Я поднимался по лестнице и мне казалось что я восхожу не на второй этаж, а на ракету "Восток-1". И вот-вот я отправлюсь в полёт...

Когда потом в киоске я купил долгожданный номер "Рязанских ведомостей", я увидел, как на обложке, в честь приближающегося Дня космонавтики, красуется фотография затейливой скульптурной композиции, - на ней был Юрий Гагарин, а ноги его к низу расширялись подобно соплам ракеты. Сошлись все точки, все линии. Они были наверное бессмысленные, но их рисунок был красив.
Я увидел в газете, что Дмитрий Соколов написал прекрасную, талантливую статью, с душой, со всем вниманием. Так редко кто сейчас пишет, он изучил многие нюансы моей биографии и вывел их в тонкий ювелирный повествовательный рисунок о Юрии Гагарине, о космосе, об узорах и орнаментализме и обо мне...
© Copyright: Алексей АКИНДИНОВ, 11.04.2020

"ЗАВТРАК В КОСМОСЕ. ХУДОЖНИК АЛЕКСЕЙ АКИНДИНОВ СОЗДАЛ ОДИН ИЗ САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ ПОРТРЕТОВ ЮРИЯ ГАГАРИНА" https://rv-ryazan.ru/zavtrak-v-kosmose/
Бумажная версия статьи опубликована: Газета "Рязанские Ведомости", №27 (5831), пятница, 10.04.2020. Рубрика "Вернисаж". Статья "Завтрак в космосе. Художник Алексей Акиндинов создал один из самых необычных портретов Юрия Гагарина", автор - Димитрий Соколов. Стр. 23. Цв. илл. 6000 экз.

Текст статьи:

"Затрак в космосе
Художник Алексей Акиндинов создал один из самых необычных портретов Юрия Гагарина

Из всех космических картин Алексея Акиндинова «Завтрак Гагарина», пожалуй, самая земная. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич уютно устроился в рубке корабля «Восток-1» и попивает чай из самовара. За окном чернота Вселенной и ласковый голубоватый край Земли. Небольшой столик плывет в невесомости, накрытый скатертью с орнаментальными славянскими мотивами. Над столом завис самовар, баранки и яблоко. Видно, что Гагарину на орбите хорошо, он доволен, как будто пришел домой после работы и сел поужинать. «Возможно, на замысел картины повлияли слова Юрия Алексеевича, которые он произнес, выходя на связь с ЦУП: «Я на орбите, накрываю космический стол!» – говорит художник.
В руке космонавта – чай в стакане с подстаканником и летящие в него кусочки сахара. Вот со стакана, вернее с чая, все и началось…

«Однажды утром в моем воображении, сохранившем еще остатки сна, я увидел странного человека, пьющего из кружки чай. Узоры, нарисованные на кружке, перетекли на руку человека, его лицо. И вскоре весь он был покрыт загадочным воздушным орнаментом. Изящные структуры радужными ниточками переливались и покрывали все окружающее, переходили на внешнюю обстановку. И в сознании словно блеснула молния: «Вот он, новый стиль в живописи – стиль узора», – вспоминает Алексей.

Позже он назвал это явление «орнаментализмом», почувствовав в нем необычайно богатый потенциал, возможность совмещения разных течений в живописи – импрессионизма, реализма, абстракционизма, взаимопроникновения скульптуры, живописи, графики.

Последствия открытия оказались куда более значимыми, чем ожидал художник. Испив из символического бокала с узорами, он начал по-другому воспринимать окружающие явления и мир предметов. Узоры раскрыли новое измерение холста и самой жизни. Начались совмещения прошлого и будущего, наложения одного пространства на другое. Словно на один кадр фотопленки сделали несколько снимков в разное время, и на отпечатке сошлись паруса, котельные, гаражи, люди, завораживающие огни будущего и ностальгические краски прошлого.

Художник увидел, что каждый человек несет в себе определенную знаковую структуру, его характер зашифрован в узорах, которые постоянно меняются.
«Сначала появляются образы и знаки, а потом я понимаю, какими будут мои взаимоотношения с этим человеком».

В художнике начали замечать не­обычные способности. Образы будущего всплывали в его воображении задолго до того, как оно наступало и фактически повторяло предвидение. Он словно первым обнаруживал проекции еще не сбывшегося, но уже намеченного. Так, благодаря своему дару, Алексей оказался участником международного сновидческого проекта – наряду с Федерико Феллини, Луисом Бунюэлем, Арсением и Андреем Тарковскими, Николаем Рубцовым и другими «медиумами культуры», чьи сны и предчувствия вошли в книгу «Сновидческая лента Мебиуса». Книга, скорее, не о снах, она – о новых способах постижения мира, обработки информации, считывания знаков реальности.

Хоть одним глазком заглянуть бы в этот мир! Алексею Акиндинову кажется (а иногда он почти уверен) что он видит проступающие черты Рязани не такого уж далекого будущего. И не только Рязани. Изменится способ передвижения людей в пространстве. Появятся новые технологии общения, когда информация будет поступать прямо из мозга в мозг, и чем-то это будет напоминать телепатию. Наряду с пиршеством архитектурных форм появятся зоны отчуждения техногенного характера, куда заходить будет небезопасно.

Воплощенное в красках воображение художника уносит зрителя в сияющие дали цивилизации, переливающиеся разными оттенками чувств – от восторга до смутной тоски. Кажется, что сам художник совершает титаническую работу, пытаясь расшифровать геном грядущего и узорами, вкраплениями наделить его потенциалом добра и человеколюбия. Изъять гены опасные и добавить прекрасные.
В какой-то момент понимаешь, что творчество – это тонкая хирургическая операция, призванная отсечь несовершенства. И каждый творец чувствует свою ответственность перед мирозданием.

Наверное, поэтому Алексею Акиндинову так близка космическая тема. У него среди причудливых пейзажей ездит на велосипеде Циолковский, а звездочеты, намеченные узорами, смотрят в длинные телескопы и сами превращаются в созвездия, потому что никто не обособлен в этой Вселенной, все миры сквозные, проходят один сквозь другой.

А Гагарину в космосе хорошо! Ведь он захватил с собой туда земное – баранки, самовар, кусочки сахара-рафинада. Поглядывает, наверное, на часы с кукушкой: сколько там времени до приземления? Ему не грустно: на Земле ждут героя. Он снова окажется с людьми, когда окончатся эти волнительные 108 минут космической изоляции. Он был первым из нас, кто с блеском поработал на удаленке, и расстояния его не испугали. Но когда он пил чай из самовара, то думал о скором возвращении к людям, и эта улыбка удерживала корабль «Восток-1» на орбите, иначе его унесло бы в открытый космос и никакая гравитация не помогла бы.
Вместе с Гагариным совершает свой полет через вихри красок и туманные скопления форм живописец-космонавт Алексей Акиндинов. Смысл его фамилии расшифровал лингвист Вилли Мельников, один из самых загадочных умов ХХ века, ушедший от нас в другие миры. AKI (по-исландски) – «пускаться в путь, NDI (по-непальски) – «сокровище», NO (по-старо-японски) – «приносить в дар».
Тот, кто отправляется в дорогу, чтобы найти и принести в дар сокровище.

Димитрий СОКОЛОВ, Рязань, 2020. Газета "Рязанские Ведомости", №27(5831) от 10.04.2020"
Архивные копии страниц публикации: