Малюта. Цикл Пятак

Дмитрий Бутко
    Встретил сегодня пацана из бывших. Из тех, кто гремел на районе и в городе. Меня такие встречи горбят, потому как я помню этих людей реально крутыми и дерзкими бойцами и те, кого я встречаю сейчас, крайне редко сохраняют эти качества в себе. Шёл утром с пробежки и увидел сутулого длинного дядьку на остановке. В рыбацкой одёжке, с рюкзаком. Подошёл ближе и он попросил закурить. Я ответил, что не курю. И вдруг понял, что этот усталый хмурый и старый дядька с сухим, но каким-то обвисшим лицом, мой кореш по малолетке и гроза "Ново-Шанхая" Костя Малютин, известный всему городу в своё время под погремухой " Малюта ". Крупные, сильные кисти рук, но пальцы пляшут. Взгляд куда-то вниз. Даже обрадовался он как-то неуверенно . На кучу моих вопросов ответил коротко, дыша застарелым густым перегаром : " Да нормально всё, Димон. Пиво пью вот ." Мотнул головой в сторону стоящих на скамейке пустых бутылок. -" Сейчас на рыбалку поеду с мужиками". И как-то странно так замялся, ссутулился и зашевелил своими большими руками, словно пытался нащупать пустоту.
 Глядя на этого сутулого и как-будто испуганного человека я вдруг очень ярко и чётко вспомнил тот солнечный апрельский день, когда мы с ним познакомились и сразу стали друзьями. В апреле всё наше училище готовилось к легкоатлетической эстафете. По спорту "учага" гремела и поэтому эстафета была делом принципиальным. Все, кто умел хорошо бегать, были освобождены от занятий и припаханы на беговые "трени". Если учесть, что после трёхчасовой беготни многим из нас ещё нужно было идти в свои секции, то освобождение от уроков было не такой уж и радужной перспективой. Я тоже хорошо бегал короткие и средние. Поэтому впахивал по полной. Учился уже на втором курсе. В команде знал всех, но пришло и пополнение,т.к. третий курс выпустился и нужны были новые кадры. Костян был первокурсником, но видно его было издалека. Почти двухметровый атлет с широченными плечищами и скульптурными ногами. Он даже длинным не казался, настолько хорошо и гармонично был сложен. Сухое лицо с пролепленными высокими скулами и тяжёлым подбородком , который смягчала легкомысленная ямочка. Волосы плотной шапкой мелких, коротких каштановых кудрей. Греческий нос и глубоко посаженные, точные серые глаза снайпера. Или , скорее, копьеметателя. Потому что Костян занимался редким видом лёгкой атлетики - метанием копья. Сухой, очень подвижный, гибкий и невероятно пластичный, он прекрасно играл в футбол, баскетбол, волейбол. Бегал он тоже очень быстро. Я бежал первый этап - 400 метров и передавал ему эстафетную палочку. На " тренях" мы и подружились.
 Наше училище находилось на " Пятаке " и учились тут " пятачня", " лесенка", " маратня", " полуянь", " аксачка", " тридцатый" и " самоцветня". Костян был с нового района. С " Ново-Шанхая". Вернее, он долго жил на "Верхнем Пятаке ", а потом переехал на "Новый Шанхай ". Но там у него друзей не завелось и он ходил гулять через полгорода, в старый дворик к своим. Учиться он тоже пошёл на "пятак". Но не все были с этим согласны и Костяна решили прессануть " старшаки " с третьего курса. Драка случилась на четвёртом этаже, в глухом тупичке, но у " старшаков " не заладилось поставить борзого первокурсника "под молотки". Костян их просто вынес, всех четверых. Один. Вот тогда ему и приклеили погремуху " Малюта ". " Учага " его приняла, но обязала стоять за " пятак".
 На "Новом Шанхае" тогда заправляли Палые. Пять братьев Палеховых. Все словно сделанные под один шаблон. Приземистые, невероятно широкие и длиннорукие пацаны-погодки. Все серьёзно занимались классической борьбой. Старший был просто легенда. Однажды, уже в 90-е, после отсидки, он пьяный начал буянить дома и соседи вызвали ОМОН. ОМОН приехал и зашёл в хату,т.к. дверь была открыта . Старший Палый , в одних трусах, бухой, выкинул троих здоровенных омоновцев из хаты, как щенков и закрыл дверь. Те попросили подкрепления и когда приехали ещё пятеро, то они начали вышибать двери. Палый в одних трусах, босиком выпрыгнул с пятого этажа на клумбу и удрал. И шкерился от ментов почти год. Район его прятал. Спалился по глупости. Бухой пошёл в магаз и подрался с ментами. Тут его снова и закрыли. Три старших брата ходили в зону,как на работу. Четвёртый - Олег ( Бусый ), уехал из города после армии. Пятый - Андрюха ( Пут ), был моим другом и его убили. Но это другая история. Палые предъявили Малюте, что он бьётся за "Пятак, а живёт на " Новом Шанхае ". Тогда Малюта дал " ответку " - если я вас всех уроню, то сам буду решать, за кого биться. Город загудел . С районов собрали самых авторитетных " старшаков ", чтобы посмотреть на махач Малюты с братьями. Естественно, дрались один на один. И Малюта их всех уделал. По порядку. Бусый и Пут считались салагами и не дрались. Хотя, Малюта по возрасту был ровня Олегу.
 Он был единственным пацаном в городе, который жил на одном районе , а дрался за другой. Его авторитет в городе и на районе был глобальным. Как-то мы приехали в пионерлагерь на дискач. Нас пригласили там попрыгать,т.к. мы были лучшей брейк-командой города, а брейк был на подъёме ( первая волна ). Мы отпрыгали своё и пошли танцевать в зал, а там нарвались на шоблу с " Нового Шанхая ". Нас четверо, их человек двадцать. Ну, думаем , амбец ! Но лицо надо держать, хоть и понимаем, что на выходе нас просто стопчут. Вдруг откуда-то нарисовался Костян. Я с ним обнялся, с пацанами поручкался он и говорит : " Чего такие невесёлые ? " " Да " новошанхайские " поджали", - отвечаю. Он глянул так остро и кивнул " Ща ! ". Ушёл. Я за ним. " Костян ",-говорю.- " Не лезь. Их там человек двадцать ". Он усмехнулся так и дальше. Ну, блин,пру за ним. Разминаю кисти по дороге. Костян вышел на крыльцо , а там уже вся шобла стоит ихняя. И вот гадом буду , они его увидели и раз - все шагнули от крыльца. Вот тогда я понял, что получится всё. Он просто и негромко сказал : " Пятачня " со мной . Вопросы ? " И вся эта банда просто развернулась и ушла !
 Был у нас в городе, в 90-е, авторитетный мужчина " Ларион ". Пересидок лет 45, с понятиями. Весь в деньгах и машинах. Со своей братвой, как водится. У него была обалденно красивая дочь нашего возраста. Слюни по ней текли у половины пацанов в городе, но задружиться с дочерью Лариона как-то народ не очень спешил. А за Малютой она сама бегала.Я его раз приколол - женись, мол, Костян. Весь в шоколаде будешь. Он ответил на удивление серьёзно : " Так это не я на ней женюсь, а она на мне. Мне так не надо. Ни под кем ходить не хочу."
 После армейки он какое-то время ходил к нам в зал. Бились с ним на перчатках, но даже тогда я, считавший себя неплохим бойцом, вставая против Костяна понимал, что он со мной может сделать всё, что хочет. Невероятно быстрый, а уж удар !!! Когда мешок, весом под " сотку " держал Рафа ( сам весом под " сотку " ) и по мешку в полную силу бил Малюта, Рафу мотало вместе с мешком, как бы он ни упирался ногами в пол. И Костян не был злым. Единственный раз я видел его разозлённым. В " учаге " была девушка, которая добивалась его внимания, а Костяну не было до неё дела. Как-то раз мы пошли в столовку. Взяли по супу и тарелке пельменей. Сидим едим и вдруг в нас начинают кидать слепленным в комочки хлебным мякишем. Я поворачиваю голову и вижу эту назойливую девушку за соседним столиком. Ну, сидим лопаем дальше. Вдруг мякиш падает прямо Костяну в тарелку. Он молча встаёт, берёт тарелку и, подойдя к этой подруге, выливает суп на неё. И так же молча возвращается назад.
 Всё это какими-то зарницами проносится в моей голове, когда я смотрю на этого сгорбленного и неуверенного мужика с виноватым, почему-то , взглядом. Что же такое случилось в твоей жизни, Костян ? Мы разбежались после армии и я не видел его лет 30, а спросить было некого, т.к. пацанов в 90-е повыбило изрядно. Почти всех, с кем я пересекался на " Новом Шанхае " нет в живых . Или доживают тихонько, или уехали. Слива сел на иглу и умер, Пута убили, Бусый уехал, Вокада тоже, Пилик с Дрюней спились и тоже умерли. Афис и Пёрый давно на кладбище. Малюта корешился с Лосём и Сохатым - тоже братья, " пятаковские" пацаны. Потом Лось умер от передоза, а Сохатого закрыли на зону. Может, это повлияло ? Не знаю.
 Пытаюсь растормошить кореша по малолетке. Приходи, говорю, в зал. В лапы постучим. И вдруг понимаю по его взгляду и неловким жестам - он не хочет , чтобы я видел, с кем он едет на рыбалку. Я жму его большую, всё ещё сильную ручищу. Никогда не называл никого на районе по кличкам, только в драке, но там это необходимо. А тут вырвалось : "Давай, Малюта ! Держись ". Костян тускло так на меня глянул и вдруг сказал : " А я тебя по телеку видел. Молодец, Димон." И краем губ дёрнул в улыбке. Я хлопнул его по плечу и шагнул было , но меня остановил тихий голос : " Нет больше Малюты, Димон."