Из истории Аксайской иконы Богородицы и Аксая

Александр -Соклаков
              Изобразительный ряд (см.: слева направо, сверху вниз)

1. Дозволенная цензурой репродукция Аксайской иконы Божией Матери 1890 г. (Одесса, хромолитография Е.И. Фесенко) [15].
2. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт храма Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) г. Аксай) [6].
3. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасск) [7].
4. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт Видания.ру) [8].
5. Репродукция Аксайской Божией Матери с изображения медальона на куполе храма (сайт Видания.ру) [8].
6. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери в серебряным окладом (интернет форум, аукцион) [9].
7. Репродукция воссозданного списка Аксайской иконы Божией Матери из Одигитриевского храма Аксая (официальный сайт администрации Аксайского района) [11].
8. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери из Михайловского храма Новочеркасска (Каталог икон на сайте PravIcon.com) [12].




                «Тогда Он коснулся глаз их и сказал:
                по вере вашей да будет вам».
                Евангелие от Матфея Гл. 9. Ст. 29.


                «… я был болен холерой … икону
                приложили ко мне, после отслужения молебна
                покропили меня святою водою и я сделался
                здоров и невредим» .
                Из воспоминания урядника Василия
                Гуржиева (1888 г.).



Ныне в день входа Господня в Иерусалим, праздника отмечаемого в 2020 году православными в ситуации охватившей практически всю планету пандемии, самое время задуматься о его мирной символике и непреложной силе истинной веры. В Русской православной церкви особо почитаются многие чудотворные образы Божией Матери. В их число входит и не единожды спасавшая население от холерного мора Аксайская икона Богоматери. Краткому изложению её истории и посвящается настоящая статья.
Следует принять во внимание и тот факт, что многие древние образы и православные иконы в историческом прошлом не единожды почитались в т.ч. и людьми далекими от православия. В этой связи достаточно вспомнить ватиканские страницы истории Казанского образа Богородицы; почитание православными и католиками древней Ченстоховской иконы Божией Матери; веру итальянцев в милостивость к ним образа «Madonna del Don» и убежденность некоторых мусульман в чудотворность Табынского образа Богородины.



       Победительница мора: из истории Аксайской иконы Божией Матери

Местночтимая чудотворная икона Аксайской Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии (празд. 10.8/28.7). Известно две версии происхождения данной иконы. Согласно первой версии в 1656 г. во время русско-польской войны 1654 – 1667 гг. находившиеся в составе русской армии донские казаки привезли из Вильно в Черкасск чудотворную Виленскую икону Божией Матери Одигитрия. С благословления патриарха Никона в её честь была выстроена деревянная Одигитриевская церковь. Однако Царица Небесная неоднократно являлась в сонных видениях станичникам, требуя возвращения иконы в Вильно. Тем не менее, казаки не спешили исполнить это требование. В 1662 г. крымский царевич Калга с большим войском окружил казачий отряд у р. Тузлов. Окруженные казаки дали обет вернуть икону в Вильно после своего спасения. Победив многочисленного врага и сделав список иконы (впоследствии он был утерян) казаки с большой честью отправили её с отрядом атамана Осипа Галактионова и священника Матвея к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении святого образа в Вильно.
По второй версии эта икона долгое время находилась в молельне святителя Тихона Задонского. Впоследствии она была подарена им священнику Троицкой церкви станицы Аксайской о. Василию Петрову. Благодаря стараниям священника Василия в Аксайской станице был построен каменный Троицкий храм. Он дважды падал с купола строившегося храма но, зацепившись за леса, спасался. Священник Василий был усердным молитвенником, проводил активную миссионерскую деятельность, носил вериги и власяницу. Казачья молва сохранила чудесные явления при его смерти и исцеления по его молитвам. При жизни о. Василий выказывал стремление о сопутствии ему в загробную жизнь врученной св. Тихоном иконы. Поэтому о ней вспомнили во время погребения, но найти так и не смогли.
В августе 1830 г. на Дону началась эпидемия холеры. В это время жителям Аксайской станицы во сне стала являться Богоматерь указывающая дом с чудотворной иконой Одигитрии которая может спасти население от скорой смерти. В указанном Богоматерью доме за печью о. Тимофей с прихожанами и обрели икону Божией Матери Одигитрии. На третий день после явления иконы и проведения крестного хода эпидемия в Аксайской станице прекратилась. После чего Высокопреосвященный Афанасий, первый Архиепископ Донской принял решение привести явленную икону в столицу Войска Донского. На четвертый день, после непрерывных молебнов прихожан, эпидемия в Новочеркасске также полностью прекратилась. В 1833 г. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Еще раньше, в 1832 г., по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в нем до 1847 г.
Однако в течение 16 лет икона так и не была признана чудотворной на официальном уровне. В 1847 г. на Дону вновь появилась холера. По свидетельству очевидцев в станице Аксайской ежедневно умирало по сто человек. В это время к прибывшему на строительство Ольгинской дамбы генералу М.Г. Хомутову обратились выборные от станичного общества с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу. Благодаря его поддержке и стараниями духовенства выборные казаки, отслужив молебен в Новочеркасском Вознесенском соборе, понесли икону на руках в Аксайскую станицу. К их шествию присоединилось более тысячи человек образовав крестный ход. После торжественной встречи икону принесли в Троицкую церковь, где во имя её в 1848 г. был устроен придел справа от главного алтаря. Прихожане Аксайской станицы отслужили молебен и обнесли её вокруг поселения. Холера в станице утихла через пять суток.
Вскоре после этого икона была призвана остановить эпидемию в Черкасске. Она была размещена перед Атаманским дворцом для всеобщего поклонения. Вереница прихожан не иссякала ни днем, ни ночью. В 1850 г. в станице Аксайской к иконе приложился Наследник Цесаревич Александр Николаевич, Августейший атаман всех казачьих войск. Вскоре икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. Государь Император 5 августа 1851 г. Высочайше утвердил определение Священного Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее 1 октября. На пути следования крестного хода в х. Большой Лог в 1856 г. была построена часовня с другими зданиями для отдыха богомольцев. Священный Синод указом от 19.08.1853 разрешил переносить чудотворную икону с 30 сентября по 10 октября в Кривянскую и в Бессергеневскую станицы.
В 1866 г. по просьбе жителей Ростова-на-Дону в виду начавшихся тифа и холеры, икона была доставлена и в этот город. Приняв во внимание чудесное прекращение эпидемии в 1867 г. Священный Синод разрешил ежегодное пребывание Аксайской иконы в Ростове-на-Дону с первого воскресения после Преполовения до первого воскресенья после Вознесения Господня. В 1878 г. были определены следующие сроки пребывания иконы в Старочеркасске – с 29 июля по 10 августа, в Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской – с 16 августа по 15 октября. На месте обретения Аксайской иконы в 1897 г. была освящена Одигитриевская церковь, также 4 сентября был установлен престольный праздник.
Приношения к этой иконе были огромны. В соответствии с описью 1873 г., она была украшена жемчужной ризой с различными драгоценными камнями, золотым венцом и короной. В короне Божией Матери имелось значительное число больших, средних и мелких бриллиантов и изумрудов. Корона была обведена серебряной линией, украшенной 40 средними алмазами. Над короной имелся серебряный крест со средней величины изумрудом и 4 алмазами. В золотом венце имелось три стрелы, также обильно украшенных алмазами. Внизу венца и убрусе располагалось большое число яхонтов, бриллиантов и жемчужин. Корона, серебряный крест и венец младенца также была богато украшена бриллиантами, изумрудами, яхонтами и большой жемчужиной. Риза Богоматери была украшена большими, средними и малыми бриллиантами, изумрудами, яхонтами и бирюзой. Сама икона была помещена в золотой оклад 84 пробы весом 70 зол. и серебряный киот весом 18 фун. 12 зол.
С чудотворной иконы неоднократно писались списки. Поклонение чудотворной иконе совершалось ежегодно вплоть до поражения в Гражданской войне Всевеликого Войска Донского в начале 1920 г. Особой службы Аксайской иконе не существует; её празднование в день Одигитрии Смоленской. 16 августа, в день попразднства Успения Богородицы и принесения чудотворного образа в Донской Старочеркасский Ефремовский женский монастырь Аксайской иконе был учрежден монастырский праздник. С момента падения казачьей власти на Дону следы иконы и её чтимых списков были утеряны. Однако точный список с оригинала иконы сохранился среди изображений чтимых икон Богородицы в барабане главного купола Новочеркасского Вознесенского собора.
По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова) для Одигитриевского храма Аксая 16.09.2018 был воссоздан точный список утраченного образа Аксайской Божией Матери. При этом владыка митрополит сообщил, что «следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи» [14]. По благословению главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия 1 апреля 2020 г. клирики Ростовской епархии на вертолете совершили крестный ход по воздуху со списками чтимой Аксайской иконой Божией Матери из Одигитриевского храма Аксая из Михайловского храма Новочеркасска.



                Из истории Аксая.

Первым письменным свидетельством о существовании поселения в границах современного г. Аксая считается письмо 1570 г. посла И.П. Новосильцева к царю Ивану IV. В нём сообщается о встрече с посланником Османской империи под Кобяковым городищем на «Аксайском устье» [10]. Он был удобно расположен на высоком берегу при слиянии рек Аксая и Дона, на пересечении степных дорог, ведущих в Черкасск. Аксай за время своего существования сменил несколько названий: Нижние Раздоры, Кобяковский, Атаманский, Нижний, Усть-Аксайский стан, станица Аксайская. Будучи небольшим казачьим городком, он неоднократно подвергался набегам турок, крымских татар и ногайцев. В 1720-40-х гг. здесь последовательно размещались царская и таможенная заставы. В этом населенном пункте нередко пережидали половодье казачьи семьи Черкасска, а во время Азовских походов Петра I и позднее он был сторожевым постом на подступах к Черкасску – столице Области войска Донского. В XVIII в. в окрестностях станицы Аксайской имелась система фортификационных сооружений с подземными переходами и складских помещений с оружейным арсеналом и запасами продовольствия.



                Источники и литература:

1. Буренкова Е.В. Аксайская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 1. С. 408.
2. Казачий исторический календарь на 1950 год. Нью-Йорк, 1949. С. 10.
3. Лимаренко К.Х. Соборный храм войска Донского. Киев, 1905. С. 61.
4. Сухоруков В. Историческое описание земли войска Донского. Новочеркасск, 1903. С. 237-238.
5. Чибисова С.П. Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе. //URL: http://pravnovoch.ru/index.php?option =com_content&view=article&id= 65-01-13-23-43-52&catid=12&Itemid=38(дата обращения 11.04.2020).
6. Сайт храма Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) г. Аксай. // URL: http://aksay-odigitria.ru/index/istorija_khrama/0-7 (дата обращения 04.02.2015).
7. Сайт Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасск). // URL: http://novochsobor.prihod.ru/svyatini (дата обращения 04.02.2015).
8. Аксайская икона Божией Матери. // URL: http://www.vidania.ru/icony/icon_aksaiskaya.html (дата обращения 04.02.2015).
9. Интернет форум, аукцион. // URL: www.forums-su.com (дата обращения 04.02.2015).
10. История образования Аксайского района. // URL: https://www.aksayland.ru/city/history/history-aksay/ (дата обращения 14.04.2020).
11. В Одигитриевский храм Аксая вернулась Аксайская икона Божией Матери. // URL: https://aksayland.ru/city/news/26810/ (дата обращения 11.04.2020).
12. Каталог икон на сайте PravIcon.com. (Икона Пресвятой Богородицы «Аксайская»). // URL: http://pravicon.com/icon-7 (дата обращения 11.04.2020).
13. Крестный ход по воздуху совершен над территорией Ростовской области с чтимой Аксайской иконой Божией Матери. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5615496.html (дата обращения 11.04.2020).
14. Митрополит Меркурий: «Сама Матерь Божия незримо помогает нам в обретении той веры, того исповедания, той твердости, которые через утрату святынь были ослаблены» (16.09.2018). // URL: http://rostoveparhia.ru/arkhipastyr/sluzhenija/ aksay/?sphrase_id=7026(дата обращения 11.04.2020).
15. Каталог икон на сайте PravIcon.com. (Изображение иконы Аксайская). // URL: http://pravicon.com/image-15311 (дата обращения 11.04.2020).


         Победительница повальных моров

Поветрие из ада сживает за грехи,
Казнит без промедленья, но многие глухи.
Пороки имяреков сбираются в омёт —
И создан искусителем вирусный дефолт.
 
Пустую шелуху не смести по воровски
И души не очистятся будто каблуки.
Тотальный человечеству вводится учёт,
Грехов неискуплённых не проще пересчёт.
 
COVID... и континенты разбиты в черепки.
С молитвой и поклоном ревнуйте казаки!
Аксайская икона крепит иммунитет
И с верой разряжает смертельный арбалет.
 
Царица, Богоматерь надежду подари,
С молитвой искупительной души излечи!
Падёт пренепременно лукавый санкюлот
И паству ожидает пасхальный антидот.

https://stihi.ru/2020/04/14/861

11-14.04.2020