Библиотекарь Атан. Рассказ. 02

Юрий Грум-Гржимайло
Продолжение.  Предыдущее - http://proza.ru/2020/04/12/1145

2

До назначенного рандеву было немного времени. Вонап предложил встретиться за пределами купола в «гостевом домике», как колонисты называли отдельно стоящий  дом-диск, издали похожий на гриб с двумя шляпками, надетыми одна на другую.  Когда-то, во времена создания основного купола, здесь жили первые строители-колонисты, потом, когда купол отошёл к Марсианской Автономии,  часть помещений отдали под вспомогательные службы, и совсем маленькую долю – под  гостиницу-карантин для иммигрантов. В этой самой гостинице Вонап и захотел побеседовать.  Был ли сам Вонап иммигрантом, Атан не знал, но  вспомнил, что как раз с радиуса Голубых Лагун   был устроен  подземный проход к дому-диску. Вряд ли иммигрант мог нарушить карантин и свободно разгуливать по основному куполу.
Ионный душ, свежий комбинезон, чистый шейный платок…  Ран К. Атан придирчиво осмотрел себя в зеркале.  Люди-колонисты часто  носили на верхней одежде всякие нашивки и эмблемы помимо обязательного символа Марсианской Автономии на правом плече. Никто за этим не следил, носишь – ну и носи на здоровье, если нравится. Библиотекари должны были в обязательном порядке  носить только символ Автономии на плече и нагрудный знак  библиотекаря – блестящий кружок  с зелёным или синим ромбом в зависимости от ранга.  У Атана, как старшего библиотекаря, был зелёный ромб.  Знак  он   забыл нацепить, выходя от модератора, видимо,  поэтому капитан в лифте его и проигнорировал. 
История с модераторами из головы не выходила.   Ван Лбер был всегда очень аккуратен в отношении регламентов своей деятельности, заподозрить его в нелояльности к идеалам Автономии было просто невозможно.  В понимании Атана,  это был образцово-показательный клон.  С Ваном они часто пересекались в рамках проводимых им исследований по темпоральной стабилизации, Атан  организовывал информационное сопровождение работ.  В конечном счёте все научные исследования Автономии сводились к одной цели – Исходу в другой, пригодный для обитания мир. Это мог быть Марс, но Марс в далёком прошлом, когда он был покрыт водой и растительностью.  Это могла быть Земля, но без современного человечества, в доисторический период. Это мог быть мир в иной звёздной системе. С клонированием Автономия связалась не от хорошей жизни, а от безысходности. Атан это знал, как никто другой.  Клоны официально преподносились Внеземелью как прогресс генной инженерии, который поможет человечеству приспособиться к Марсу и свободно на нём жить, возделывая марсианские пески и выращивая на них питательные субстанции. Но Ван К.Лбер и Ран К.Атан вовсе не были потенциальными марсианскими земледельцами. Это были клоны - мыслительные биологические машины, у которых всё существование было подчинено работе разума. Было не понятно, зачем их создавали в полноформатном теле, когда было бы достаточно одной головы. Но создали тело, это самое тело стояло сейчас на площадке сегвея и мчалось на встречу с другим телом, только естественнорождённым…  Что так перепугало модераторов? Вдруг Атан понял. Он даже затормозил и остановился.
Ван мог на Плутоне обнаружить нечто, связанное с  Исходом.  Там пострадал какой-то пилот, он мог вольно или невольно попасть в пространственно-временной канал. Но Ван просил скан, чтобы создать идентичного клона вместо пилота. Зачем?  Чтобы отправить клона по каналу с Плутона на Марс? Да, вроде всё логично и сходится…  Приёмник клона на Марсе есть - Линник.  Если так, то модераторы действительно должны были поднять тревогу и запросить санкцию Высшего Совета.   
Довольный своей гипотезой Атан продолжил движение и вскоре стоял перед входом в гостиницу-карантин, ожидая своей идентификации.  Когда его пропустили внутрь, то навстречу сразу вышел капитан Вонап.
- Вы не обиделись, старший библиотекарь, что я вас не поприветствовал в лифте? – неожиданно поинтересовался он. – Дело в том, что вы куда-то пропали из общего доступа, я не мог с вами связаться. Я подумал, что у вас были причины не обнаруживать себя?
- Да, капитан, были некоторые обстоятельства,- сдержанно кивнул Атан. – Но давайте к сути. Что вы хотели обсудить?
Вместо ответа капитан жестом пригласил библиотекаря пройти за ним. Они пришли в маленькую комнату с тремя креслами. На одном из которых Атан неожиданно обнаружил спящую копию своего визави. Он недоумённо поднял глаза на капитана.
- Библиотекарь, настоящий капитан Вонап сейчас мирно отдыхает перед вами, - заговорил тот. – Прошу прощения за вынужденный маскарад, но дело у нас срочное и важное. Я – офицер Службы безопасности Земли Ион Петерс. Капитан Вонап – сертифицированный пилот, на протяжении многих лет обслуживающий внешние рейсы Марсианской Автономии. Капитан доставил нас на Марс  для подготовки плановой инспекторской проверки в соответствии с действующими Соглашениями Внеземелья и Земли, но ситуация резко изменилась.  Вас задержали в связи с событиями на Плутоне и некоторыми опасениями в распространении важных технологий?
- Я отказываюсь встречаться и разговаривать с вами! -  вместо ответа заявил Атан. – Вы посягнули на жизнь колониста, со стороны Земли это - предательство. Прощайте, офицер! Слава Марсу!
- Постойте, Атан!  Капитан Вонап - патриот Автономии без всякого сомнения. Узнав о грозящей опасности, он без промедления согласился нам помочь и предоставил свой облик и личную «паутинку», без которой, к сожалению, Ятив Вонап может только спать в кресле, что он в данный момент и делает. Вы – патриот, Атан? Или вы с теми, кто хочет устроить неподготовленный Исход и разрушить колонию?
Атан молча рассматривал стоящего перед ним землянина. Маска «капитана Вонапа» отошла на второй план. Что нужно этому офицеру, ради чего Ятив Вонап так поступил?..
- Я - старший библиотекарь Атан, - принял решение  клон.  – Вся информация, которая будет представлена мною вам, уважаемый офицер Петерс, не будет выходить за рамки официально разрешённого.
- Нам не нужно от вас, старший библиотекарь, никакой информации. Выслушайте меня. Я сейчас вам кое-что расскажу и попрошу вас высказать своё личное мнение.
- Хорошо, слушаю вас, - холодно ответил клон и  сел в кресло, не дожидаясь особого приглашения. 
- Дело вот в чём, - начал землянин, устроившись в соседнем кресле, - Клон Ван К. Лбер своими действиями на Плутоне ускорил принятие руководством Автономии секретного решения о массовом  Исходе.  Согласно Договору об Открытых куполах, Земля запросила проведение инспекции и легко получила согласие, что само по себе удивительно. Прежде все инспекции согласовывались с большим трудом.  Официальный визит группы инспекторов назначен через неделю, но мы опасаемся, что к тому времени инспектировать будет нечего. Колония исчезнет.
- Куда, по-вашему, она может исчезнуть? –  поинтересовался клон. Ему стало невыносимо скучно.
- В полёте я постарался объяснить капитану Вонапу наши опасения. Дело в том, что сканирование человеческого разума на данном этапе охватывает ту его часть, которую мы называем «сознанием». Мы можем сохранить образ сознания – рефлексов, знаний, то есть субъективных переживаний событий внешнего мира и тела организма, накопленных за время его жизни. Но есть духовная составляющая, без которой, ммм… - Петерс замялся.
- Без которой оно будет клоном, - кивнул Атан. – Продолжайте, офицер, вы правильно рассуждаете. Не бойтесь, чувства клона вы не оскорбите.
- Если бы клоном, - вздохнул «капитан». – Хуже. Оно будет просто записью скана. Записью многоуровневой и сверхсложной  структурной модели понятийных и чувственных образов. Этой записи нужен духовный носитель, тонкое тело, как говорили древние. Использование для клонирования биомассы – это счастливый случай, потому что помимо плотного тела она способна сформировать и тонкие оболочки, зачатки которых содержит в себе.
- А вы неплохо разбираетесь, - с одобрением отметил библиотекарь. – Только далеко не всегда формируются тонкие оболочки, и приходится сталкиваться с дефектами клонирования. У нас нет и не может быть массового клонирования, офицер. Исход невозможен.
- Он и не нужен, - прозвучал ответ. -  Колонисты могут уйти в «Хранилище» - специально выращенную колонию синих кристаллов, которая, по экспертным оценкам, связана с глобальной кристаллической структурой Марса. Она способна потенциально передать информацию на Плутон и в другие места, так как синие кристаллы – это нечто, существующее не только в планетных, но и в галактических масштабах. 
Последнее Атан и без него знал. Новым для него стало предположение, что «Хранилище» сможет вместить всю марсианскую колонию. До сих пор его информационная ёмкость оценивала на несколько порядков ниже. Десяток-другой сканов и всё. «Хранилище» создавалось как технический буфер для телепортации, по крайней мере, так всегда говорили раньше.
- Скажите, старший библиотекарь, сколько записей сканов разумов находятся в «Хранилище»?   
- Из того, что мне известно, не более двух десятков.
- Вы должны были поместить запись запрошенного Лбером скана в «Хранилище», или она уже там была?
- Я не обратил внимание… Поверьте, важно наличие записи, а не место, где она лежит.
- Вот именно! – неожиданно оживился «капитан». – Важно именно наличие, а не место.  Логика железная.  Вот, посмотрите! – с этими словами от откуда-то снизу извлёк серебристую папку-уголок и достал из неё несколько видеостраниц, которые протянул Атану.
На одной из них  библиотекарь с удивлением увидел странное длинное помещение, в центре которого над полом висели, именно – висели в воздухе, десять дисков. На другом снимке была запечатлена небольшая группа людей, мимо которой по ступенькам опять «на весу» скользили те же диски. Снимок ввёл библиотекаря в ступор одним существом, которое там тоже было показано.
- Это что… единорог?! – спросил потрясённый Атан. – Вы мне что, кадры кинофантастики показываете?
- Это никакая не фантастика, дорогой старший библиотекарь, - вежливо ответил «Вонап». – Это документальные кадры. Единорог был. Вы что-нибудь слышали про Вебсика?
Библиотекарь отрицательно помотал головой и взял последний снимок. На нём была изображена маленькая группа людей в компании пяти небольших бородатых животных, которых, как он знал из общего курса истории цивилизации,  на Земле  разводили и называли «собаками». А сзади них стояли десять совершенно необычного вида растений, одно из которых гладила по стволу маленькая девочка – ребёнок человека.
- Растения выросли из дисков? – догадался библиотекарь.
- Да, - кивнул внимательно наблюдавший за ним собеседник. – А теперь мне надо вам пояснить, что эти диски – это сканированные разумы членов команды братьев Меер. Думаю, что мне не надо вам говорить, кто они такие. Это, можно сказать, «отцы Марсианской Автономии». При сканировании их разумы слились, но Вебсику удалось совершить разделение и сохранить каждый в отдельности.
- На дисках?
- Понимаете, мы видим эту форму, как диски. Какова её сущность на самом деле – сказать очень сложно. Вебсик – это существо из информационно-энергетического мира, Пришелец. У него иная природа сущности, но в контакт с землянами он вошёл.
- И мы… мы можем тоже с ним общаться?
- Библиотекарь Атан, Вебсик получил на Земле статус Посла. Юрисдикция Земли гарантирует ему свободу общения только при его согласии на контакт. Это можно обсудить. Я обращаю ваше внимание, дорогой мой старший библиотекарь, что на показанных вам картинках запечатлён процесс, который может быть повторен в рамках всей Марсианской Автономии без Вебсика на основе синих кристаллов. Поэтому меня так интересует «Хранилище».
Атан открыл и закрыл рот.  Он не успел что-либо сказать, как собеседник продолжил.
- На этом мы закончим, хорошо? Я надеюсь, что вы станете немного другими глазами смотреть на некоторые просьбы вашего друга Лбера.
- Но вы понимаете, что я обязан сообщить модераторам о встрече с вами? – спросил клон.
«Капитан Вонап» неожиданно рассмеялся.
- Вы прямо, как дети, - сказал он. – Если вам скажут: «Стройтесь и шагом марш на сканирование», вы что – все пойдёте? Поголовно? Стройными рядами? Библиотекарь, вы – мыслитель, я прекрасно знаю, что вы именно мыслитель. Так подумайте тем, что мыслит у вас на плечах. Слава Марсу!
- Слава Марсу! – хмуро отозвался Атан и покинул помещение.
«Капитан Вонап» проводил его долгим взглядом. Когда проход в купол закрылся за клоном, он повернулся к своему двойнику.  Тот не подавал никаких признаков жизни. Ион Петерс улыбнулся, дотянулся  и легонько постучал пальцем по лбу двойника.
- Заснул, что ли, братец? -  спросил он. – Маскарад кончился, вылезаем.
С этими словами он с видимым усилием стянул с себя маску «капитана» и оказался молодым человеком с цепкими спокойными глазами. Улыбаясь, он следил, как снимает маску оживший двойник и превращается в его копию.  Братья-близнецы Ион и Зет Петерсы выполнили очередное задание Службы безопасности Земли. За клона Атана Ион был спокоен – он ничего никому не скажет.  Зет не просто так присутствовал при их разговоре в соседнем кресле, терпеливо и осторожно зондируя мозг клона. Выйдя из комнаты, клон забыл о встрече, но сохранил нужные посылы. Осталось только уничтожить бутафорию и  разбудить в соседней комнатке крепко спящего там натурального капитана Ятива Вонапа, которому Автономия поручила доставить  группу инспекторов с Земли и сопровождать  их…


Продолжение следует