Запись сороковая. Слова, как карты, вороша...

Нина Левина
14.12.2001 На «Томском Автографе» представление новой книги Олеси Ковалёвой и Алексея Сергеева (книга в 30 страниц, формат А6) -  "перепалка" ЕГО и ЕЕ. Очень просматриваются характеры обоих лирических героев.
Интересное явление. Навряд ли где еще можно найти подобный диалог: Мужчины (сдержанного, тонко чувствующего, немного некомфортно ощущающего себя в тех обстоятельствах, в которых он оказался - инженер, любящего свое дело, вынужденного хвататься за совершенно несвойственные предприятия, чтобы содержать семью, пишущего стихи и уважительно относящегося к этой своей стороне, легко ранимого, где-то даже рыцаря и джентльмена) и Женщины - внешне бесшабашной, эгоистичной, высоко себя ставящей, считающей, что этот Мужчина - у ее ног, и поражающейся, что не может им распоряжаться по своему усмотрению, играющей роль удачливой и пофигистки, но это не более чем маска; кого-то она обманывает, но только не Его, и он жалеет ее, но любить не может: она не женщина его мечты, хотя и влечет его своей непредсказуемостью и тем, что может сорваться в любой момент - за ее бравадой нет силы, слишком хрупкая на вид, слишком бесшабашна в стихах.

Потом было несколько человек из поэтического объединения  завода "РОЛТОМА" (из трех - два чистых графомана, но о поэзии у всех обыденное мнение - пишутся рифмы, значит, поэт). Ольга Геннадьевна и другие  (Устинов, наш "Губерман")- очень бережно высказали свои "фе". Пригласили к нам этих поэтов, может, поучатся. Но их занятие, конечно, вызывает уважение: это внутренняя, душевная работа, она более предпочтительна, чем сидеть перед теликом (в лучшем случае) или маяться от безделья вплоть до пьянства.
 
А потом был «вечер ноябрьских поэтов». И было дано слово мне. Конечно, я отвела душу с Даниилом Андреевом. Говорила не меньше 40-ка минут. Присутствовала Ольга Комарова (крайне редко ходит), так она даже из уголка пересела к общему столу.  Я рассказала биографию поэта-визионера, кратко, едва ли двадцатую часть, чего могла бы. А потом сказала, что не буду говорить о его главном труде "Розе Мира", что Д.А. еще и изумительный, необычный поэт, и если даже совершенно не касаться его концепции строения мира, которой почти полностью посвящено его творчество, а выбрать стихотворения из написанных им поэтических циклов, то можно представить поражающий диапазон его творчества.
Прочла стихотворений семь. Очень неплохо все прошло. Мне даже похлопали.

Но Нина Фёдоровна Приходько отравила впечатление удачного вечера. Может, из самых добрых побуждений она выдала (и эту фразу я слышу не в первый раз от нее): "Н.Я., то, что для других уже давно известно, вы открываете для себя только сейчас. Вероятно, с выходом на пенсию у вас появилось время, и вот вы теперь наверстываете упущенное".
Отчасти она права - выход на пенсию освободил мне время для занятия литературой не просто как чтивом, а для более глубокого исследования, что ли. Вот уже и с Кушнером в переписку вступила, и с Пантелеевым познакомилась, считай, одним из последних корреспондентов Даниила Андреева…

Но насчет того, что другим "известно", это уж!.. Что-то я не слышу, что бы меня дополняли, когда я рассказываю о каком-то поэте, которого "узнала" новыми глазами; все внимательно слушают и, похоже, узнают  от меня новое.
"Давно известно"! Откуда бы этой Нине Фёдоровне было узнавать о Данииле Андрееве, когда он вообще-то стал известен 13 лет назад, и то, как я поняла, в культурных центрах, но никак не в Томске. Я до сих пор с трудом нахожу людей, которые хотя бы до конца прочли «Розу Мира», а уж о его поэзии - вообще сомневаюсь, чтобы кто-нибудь в Томске его знал в тех объемах, что я сейчас, и уж не Нина Фёдоровна, это точно.
 
***
Декабрь. Серый цвет окна.
Без батарей прохладно в доме.
И скрылась белая луна
Средь черных туч на небосклоне.

Зима пускает пузыри,
Земле уже хватило влаги,
А я ломаю до зари
Стихами девственность бумаги.

Укрывшись пледом, чуть дыша,
Забыв про всякую проблему,
Слова, как карты, вороша,
В который раз ломаю тему.

А мой помощник, крепкий чай,
Уже остыл за ожиданьем -
Как Музе встреч не назначай,
Она приходит с опозданьем.

Я вновь и вновь точу перо
И продолжаю в исступленьи.
Пусть снова выпадет зеро,
Я отыщу свои ступени.

И я по ним отправлюсь вверх,
А может, вниз спускаться буду...
Что Муза - счастье или грех,
Зачем ищу её повсюду?

2003 г.