Сандаловый дворец

Уста Богумира
Сандаловый дворец
Алишер Навои.
Семь планет...

Рассказ путника, приведенного с дороги в Сандаловый дворец
"Из западных земель
Два путника спешили на восток:
Они случайно с двух сошлись дорог.
Один из этих путников - Мукбиль
.
Он, странствуя, познал степную пыль.
Мудбиром6
 путник назван был другой,
Он был знаком с дорогою морской,
Мукбиль счастливым, честным шел путем,
Вступал как вестник счастья в каждый дом.
Мудбир, в ком правды не было следа,
Несчастье людям приносил всегда.
Пустыней шли скитальцы на восток,
По ней бы не пошел путей знаток.


..............

Мудбир, законы дружества поправ,
Свой черный, злобный обнаружил нрав.
Он возроптал: "Ужель всесильный бог
Ручья в пустыне сотворить не мог?
Ужели богу не хватило сил?"
Он господа, как пьяный, поносил.
Потом, спустившись с этих ступеней,
Стал друга поносить еще сильней:
"Зачем, свои надежды загубя,
Избрал я, слабый, в спутники тебя?
Тот день, когда мы двинулись вдвоем,
Стал для меня, увы, злосчастным днем!"
Мукбиль Аллаха славил, и была
Приятна небесам его хвала.
Он спутника увещевал не раз,
Но, видно, тот в грехах своих погряз:

.......

Впадал он в море, весело журча,
Ни разу ветер не достиг ключа.
Два путника на лоне той земли
Отдохновенье, наконец, нашли.
Была подобна сказке эта быль!
На сушу вышел радостный Мукбиль,
И корень дерева его привлек.
Он крепко к корню привязал челнок
И сразу же в расщелину полез,
И камень он увидел: камнерез
На нем в неведомые времена
Диковинные вывел письмена.
Тот камень был красиво продолблен,
Пестрел он, древний, знаками письмен.
Два бедных странника такую весть
Сумели в древней надписи прочесть:
"Ступив на этот неизвестный брег,
Диковинки увидит человек;
Понять бессилен будет ум его,
Что перед ним - сандала волшебство;
Захочет он, преодолев труды,
Из чистого ключа испить воды;
Он выпьет - сразу жажду утолит,
Он выпьет - сразу голод удалит.
И если этот человек правдив, -
На целый месяц, из ключа испив,
Насытится он сладостью воды,
В еде, в питье не ведая нужды.
А если лжец хлебнет воды глоток,
...........



Мудбир, предупрежденья не боясь,
Решил в ключе свою оставить грязь.
Вошел в него, раздевшись догола, -
Вода, вскипев, всю ногу обожгла!
Правдивый, чресла повязав платком,
Стал наслаждаться влажным холодком.
Как судно в море, в воду он входил,
За ним приятель пристально следил.
        Вот праведник нырнул, и в тот же миг
          С ним слился отраженный им *двойник.
Вот высунул он голову, и вдруг
Он понял, в светлый глянув ключ: вокруг
Струилась не проточная вода, -
Нет, эта беспорочная вода
Широкий наполняла водоем!
Так были гладки все каменья в нем,
Как будто человек их обтесал.
Был каждый камень желтым, как сандал.
Пред водоемом сад - второй Ирем,
В Иреме том увидел он гарем...
Из водоема выйти не успев,
Мукбиль увидел среброногих дев....


.........
(бог выловленый из воды)

Сухие полотенца развернув,
Атласные одежды протянув,
Подводные служанки подошли,
Лаская сердце жителю земли.
Мукбиля девы стали растирать;
Почувствовал купальщик благодать:
Сандалом веяло от этих дев!
Одежды на купальщика надев,
Воздев ему на голову чалму,
Служанки руки подали ему
И повели в сандаловый чертог;
Казалось: жизни дух его увлек,
С землею, мнилось, потерял он связь,
В иной, нездешний мир перенесясь.
От изумления не чуя ног,
Вошел Мукбиль в сандаловый чертог.
Увидел: своды неба и дворца
Соприкасались под рукой творца.
Сиял дворец, как жизни вечный сад,
Он радость увеличивал стократ.
Со всех сторон его облек сандал,
Айван - сандал и потолок - сандал,
                А посреди дворца стоял престол, (Земля престол трона моего...)
                Что, как сандал, весь в золоте расцвел.
                На нем увидел праведник одно

                *Таинственное существо: оно,

                Прекрасное, - не джинн, не человек, -
                *Бессмертным солнцем я б его нарек!
                *  Духовен самый облик существа:
В нем признака не видно вещества.
              *В нем праха нет, воды и глины нет,
                Лицо его - *потусторонний свет,
                А *стан(камень) его сияет изнутри,
                Как *пальма рая, словно *луч зари. (Пальма, Луч зари)
Его краса - краса иремских рощ,
В ней земнородный обретает мощь,
Его краса - небесных сводов твердь,
В ней земнородный обретает смерть.
Как звезды, вкруг него, светлы, чисты,
Блистали пери блеском красоты.
Их блеску поразился человек.
Свершило чудо на него набег.
Мукбиль, сознанье потеряв, упал,
Он пожелтел и высох, как сандал.
К беспомощному пальма(Луч зари) подошла,
Коснулась пальцами его *чела.
Ее *дыханье(дуй, дух жизни) жизнь вернуло вновь.
Он бросил взгляд - ушла из сердца кровь(Дам:кровь/Душа) .
Пришел в расстройство праведник в чалме,
Он то в своем, то *не в своем уме.
                Красавица, нисколько не чинясь,
                Над путником пылающим(как огонь, в огне) склонясь,
Душе(Дам) пугливой принесла покой,
И мягкостью своей и добротой
Придав ей смелости. Едва привык
                Мукбиль смотреть на *солнцевидный лик,
Она, прижавшись, села рядом с ним.
Мукбиль, желанья пламенем палим,
Терпенье, волю потеряв, ослаб
В оковах страсти, как безвольный раб.
Нет, не вмещала этой страсти грудь,
В мучениях рвалась на части грудь!
                * Вот пери встала, руку подала,
                *Влюбленного к престолу подвела.
            Пред нею прах поцеловал ходжа
И произнес, пылая и дрожа:
                "Как я могу на сей престол воссесть?!!!!
                Заслужена ли мной такая честь?!!!!
Но так она почтительна была,
Мягка и обходительна была,
*Что мы ее рабыней бы сочли.
Забыл свою степенность сын земли,
Влюблен в *луну, забыл подлунный мир.
                Сел на престол, а рядом с ним - *кумир.
Им яства и напитки поднесли,
Всего им в преизбытке поднесли,
Был тонкий в каждом кушанье состав.
Вот, райским блюдам должное воздав,
Они к вину склонились ввечеру,
И кубки зазвенели на пиру.
Чудесно разрисованный поднос
            Явил им вина разноцветных лоз
            И в чашах и в кувшинах расписных, -
              Сандалом, амброй веяло от них.
Красавица свой кубок подняла,
               *От уст, едва пригубив, отняла
И поднесла Мукбилю. К ней влеком,
               *Он запылал: не кубок, водоем
Он мог бы выпить, предложи она!
                Он кубок залпом осушил до дна, (Чаша Будды)
Но кубок наполнялся вновь и вновь.
Воспламенилась праведника кровь. (кровь/ Дам/ Душа)
В нем не осталось разума следа,
Отбросило вино покров стыда.


(вино-наво/нави-пророк)
Нави /иван/Иван камень(дур) дурак.
Иван - иоан-"слово божье-пророк.
Слово (иври) - мила
Бугумила- слово бога-Богумилы.
............
Она была так ласкова, мила(слово) ,
Что странника в смущенье привела,
Но так как странник невоздержан был,
То вскоре стыд во прах повержен был.
Желаньем жадным плоть его зажглась...
Не отводя от солнцеликой глаз,
Шептал он вожделения слова,
   Любовного горения слова. (горение, гореть огнём гор)
     Владычица подводного дворца,(Подводный мир - Навь(информационное поле)
Прельщавшая влюбленного глупца,
Из рук его не отнимала рук.
Он корчился в *огне телесных мук.
Сраженный похотью, лишенный сил,
Чертог он диким воплем огласил:
           "Мою ты душу сделала больной,
        Лекарства дай мне, сжалься надо мной,
            В сближении с тобой познаю мир!"
             Но, сахарно-смеющийся кумир,
Ответила красавица с мольбой:
            *"Мой друг, усилье сделай над собой.
                Мы пили много, *разум погубя,
*              Сегодня хватит этого с тебя.
                А завтра здесь пойдет горою пир, (гора-нагорний мир,высота сознания, духовный план) пир, казалось, сватьба:свидание глубиной сути слов, речей...) - становление, рождение:"пророка
        Я завтра *свадебный устрою пир,*
        С тобою в брак на радость всем вступлю,
        И как *жена я в твой гарем вступлю.
             В моем *саду оставь запретный плод,
         Получишь завтра ты *заветный плод.
Терпи: к чему до времени сниматня,
                А на престоле золотом - меня.
                Произведенье кисти колдовской
Владыке джиннов принесло покой.
Пленился ты подобьем красоты:
Меня и не меня увидел ты.
Сперва изображенье ты познал,
Теперь со мной сближенье ты познал!"
Возликовал Мукбиль: ее слова
Рассеяли завесу колдовства,
Любовь прочел он на ее лице,
Он счастлив стал в Сандаловом дворце...
            Знай: жизни упоение - сандал,
            Любви успокоение - сандал.
Он валит с ног: заходится душа,
                Его благоуханием *дыша".
Когда красноречивый гость затих,
Бахрам успокоение постиг.
Заснул он, к сновидениям влеком,
Сандаловым овеян ветерком.

***********
Сандал дерево.
Сандалии... Золотые сандалии.

В индуизме сандал — это неотъемлемая часть религиозных служений и ритуалов. Однако само дерево не почитается как священное, с ним не проводится обрядов, его не украшают, как другие деревья, пред ним не проводят пуджу. Священными считаются ядро древесины сандалового дерева и его продукты - сандаловое масло и сандаловая паста, а также запах сандала.



В религиозных церемониях использовали и белый, настоящий сандал, и красное сандаловое дерево, свойства и аромат которого были близки к белому сандалу, хотя и во многом уступали ему. Интересно, что свежая древесина сандалового дерева издает приятный, но несильный запах. Однако чем она суше, тем ярче делается ее аромат, становясь еще сильнее во время ее горения.



В индийской культуре приятный аромат всегда ассоциировался с духовным, существовала четкая связь между ароматом и религиозной жизнью.



Аромат сандала является важнейшим ароматом(дух) в религиозных обрядах, широко используется при медитации, "переносит" верующего из материального мира в мир тонкий(мир духа) , приближает его к божественному, очищает ум, помогает преодолеть препятствия на пути продвижения к просветлению, помогает открыть "третий глаз", направляет сознание внутрь себя.



По индийской мифологии, ароматом сандала наполнен Рай, его любят боги, поэтому его "подносили" богам во время пуджи (богослужения) - использовали ароматические палочки с запахом сандала, добавляли сандаловое масло в курительные лампы.. Им очищали святые места, в домах его курили, чтобы отогнать злых духов. Интересно, что запах сандала привлекает змей.

На индийских иллюстрациях можно встретить изображение сандалового дерева, оплетенного змеями.(древо и змей в Раю-ева/аве.)
Змей-мудрец/мудрость, наг, дракон-дух гениальности, творец....