Иоанн Грозный. Вопрос канонизации

Дмитрий Зборовский
Введение.

Выбирая темой написания работы личность Царя Иоанна  Грозного, как церковно-государственного правителя, прикоснемся к первому Русскому Царю как раз как к религиозному типу и раскроем его личность с духовной точки зрения, поймём мотивацию действий. Личность Иоанна Грозного противоречивая и не однообразная. Что побуждало Великого Царя и Князя Всея Руси совершать такие антихристианские поступки? Что происходило с ним в эти мгновения? Преобладало ли чувство гордости и вседозволенности над богобоязненностью? Что стало причиной всех злодеяний: пошатнувшаяся ещё в детстве психика или чувство безнаказанности? Но не станем описывать лишь темные стороны правления, а выделим необходимые для страны шаги, найдем часть света в померкшей от бесконечных казней и пыток душе правителя, да простит ему Господь Бог всё содеянное, а мы разберёмся в личности царя Иоанна и коснёмся проблемы  канонизации, опираясь прежде всего на книгу А.Л. Дворкина и другие источники.
 
 
Детство.

Родился великий князь московский 25 марта 1530 года в селе Коломенское. Уже к трём годам Иоанн был номинально провозглашён правителем после смерти своего отца князя Иоанна III. Тринадцатилетний период до начала самостоятельного правления молодого царя был наполнен борьбой родов и группировок бояр. Целью этих противостояний было стремление занять при великом князе определенное почетное положение. Это придаёт молодому Ивану чувство своего особого статуса.
В 1541 году крымский хан Шагин-Гирей во главе большого войска пошёл на южные окраины русского государства и нашим войскам пришлось в спешном порядке мобилизоваться, чтобы остановить вражьи силы на пути к Москве. В это время будущий царь Иоанн горячо молится в Успенском Соборе о победе своего войска, и когда то отбивает нашествие татар, великий князь, подстрекаемый боярами, начинает верить в силу своих молитв. Уже в молодом возрасте Иоанн ощущает своё исключительное предназначение в судьбе Русского государства
 
Венчание на Царство.

Иван IV был венчан на царство 16 января 1547 г. в Успенском Соборе Московского Кремля митрополитом Макарием. Таким образом Московия и Русское государство в целом получает притязание на преемственность государства Византийского. Определенную роль теперь играет непосредственно царь, официально венчанный Церковью. Святитель Макарий оказывает сильное влияние на Иоанна. Он подчеркивает исключительность царя, но не потакает всем его злодеяниям, а наоборот призывает его творить «милость и правду». Святитель рассчитывает на официальное учреждение Москвы как Третьего Рима, так как свято верит, что Русская Церковь унаследовала «силу, славу и честь Византии», а венчание Ивана на царство приведёт к изменениям дурного поведения царя: он увлечётся делами государства, бросив зверские забавы. Но юноша не собирается с ними расставаться и первое время власть находится в руках Глинских. По сути молодой Царь мало интересуется правлением. Также не без участия Макария он женится на Анастасии Захарьиной.
Интересен один случай , который буквально потряс Иоанна IV . Речь идёт о Московском пожаре вследствие засухи, при котором как известно погибло более 4000 человек. Разъяренная толпа требует расправы над семейством Глинских, возникает восстание, которое правда вскоре разогнано, а зачинщики арестованы и казнены. Но это откладывает определённый отпечаток на религиозном сознании царя. «Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой» позже вспоминает Иоанн..
 
Царь самодержец.

После московских событий 1547 года, в этом же году собирается неофициальное правительство вокруг Иоанна IV в составе духовника Царя протопопа Сильвестра и А.Адашева, впоследствии названное «Избранной Радой» и просуществовавшее до 1560 г. За период существования Избранной Рады проводится ряд реформ:
• .Макарьевский Собор 1547 года Соборный указы о канонизации общецерковных и местночтимых святых. .
• Судебник 1550 года..
• Формирование приказной системы.
• Стоглавый собор 1551 года
• Военная реформа 1556 года — Уложение о службе
• В 1556 году реформы местного управления — отмена системы кормлений.
Наряду с реформами совершаются походы и завоевания.
Так в честь присоединения Казани к Московскому государству (это случилось на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы) начинается строительство каменного храма — Покровский Собор. (В разговорном языке Собор Василия Блаженного). Иоанн Васильевич распоряжается объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По одной из легенд царь приказывает выколоть глаза архитектору храма, чтобы тот никогда больше не строил такой красоты.
Затем происходит присоединение Астраханского царства, разгром Ливонского ордена, походы против крымского ханства и после падения Избранной Рады война с великим княжеством Литовским, как расширение Русского государства и урегулирование дипломатических отношений, а вместе с тем и очень болезненные, личные потрясения царя, оставившие след на его тёмном будущем. Речь идёт о смертях его детей.
В 1564г. царь выезжает из Московского кремлёвского дворца в Александрову Слободу, откуда посылает две грамоты. В первой грамоте, адресованной митрополиту,  он объявляет об отречении от престола из-за гнева на духовенство и бояр. Во второй - тяглым людям, «гостям», посадским и всему православному христианству было объявлено, «чтобы они себе никакого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторой нет».
5 января царь принимает депутацию москвичей, а дума и духовенство предоставляют ему чрезвычайные полномочия. Народ не желает жить без Царя и тот получает от народа мандат на проведение реформ. Иоанн соглашается вернуться на царство, но объявляет, что в будущем учредит особый двор и войско.
 
Опричнина и религиозность царя.

В 1565 Иван Васильевич учреждает опричнину, центром которой становится Александрова Слобода. Указ о введении опричнины утверждается высшими органами духовной и светской власти - Освященным собором и Боярской Думой. Однако члены Земского собора протестуют против нововведений. В 1556 году около 300 знатных лиц земщины подают челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергают торговой казни, нескольким урезают языки, троих обезглавливают. Таким образом казни и пытки приобретают массовый характер, а Евангельские заповеди о любви и милосердии к ближнему не находят и следа в душе царя Иоанна.
25 июля 1566г. игумен Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв ) , посвящается в сан митрополита. К его посвящению готовится грамота, согласно которой он обещает «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять»
Однако глядя на ухудшение положения внутри страны,  22 марта 1568 года в Успенском соборе митрополит Филипп отказывается благословлять царя и требует отменить опричнину. В ответ на это опричники забивают насмерть железными палками слуг митрополита, затем против него возбуждается процесс в церковном суде. Филипп извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь.
Тем временем царь исполняет ряд монашеских обязанностей. В полночь все встают на полунощницу, в четыре утра  -  к заутрене, в восемь начинается обедня. царь показывает пример благочестия: сам звонит к заутрене, поёт на клиросе, усердно молится, а во время общей трапезы читает вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимает около 9 часов в день. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдаются нередко в самом храме.
В декабре 1569 года происходит ужасное событие. В Тверском Отрочем монастыре Малюта Скуратов лично душит митрополита Филиппа, отказавшегося благословлять поход на Новгород. Род Колычевых, к которому принадлежит Филипп, подвергается преследованию; некоторые из его членов казнены по приказу Ивана. Поступок Иоанна Грозного буквально перечёркивает все достижения в прошлом и закладывает фундамент на гиблое будущее.
В 1572 году царь Иоанн отменяет опричнину, но казни и пытки не прекращаются. Грозный оправдывает кровопролития, учинённые им самим. По его убеждению тем самым искореняется измена на Руси и восстанавливается «истинное самодержство». Безусловно эти меры болезненны для него, но царский долг выше. Иоанн приравнивает свои собственные страдания от изменников и злоумышленников к страданиям Самого Христа.
Пятнадцатилетняя Ливонская война, заключительный этап которой перерастает в русско-польскую (1577-1582 гг), приводит Русское государство к катастрофе: оно отрезано от моря, страна  разорена, а северо-западные районы становятся безлюдны.
15 января 1580 года в Москве созывается церковный собор. Обращаясь к высшим иерархам, царь прямо говорит, сколь тяжело его положение: «бесчисленные враги восстали на русскую державу», потому он и просит помощи у церкви.
 
Смерть царя. Вопрос о канонизации.

18 марта 1584 г. после полудни царь умирает. Он оставляет предсмертное поручение Борису Годунову: «Егда же Великий Государь последняго напутия сподобися, Пречистаго Тела и Крови Господа, тогда во свидетельство представляя духовника своего Архимандрита Феодосия, слёз очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину…». Также перед смертью, согласно летописям, царь завещает младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.
Если проводить нить отношений царя и церкви, то наиболее значимы его отношения со святыми митрополитом Макарием, митрополитом Германом, митрополитом Филиппом, преподобным Корнилием Псково-Печерским, а также протопопом Сильвестром. Важны деяния церковных соборов, состоявшихся в то время, — в частности, Стоглавого собора.
Одним из проявлений глубокой религиозности Ивана Грозного считаются его значительные по размеру вклады в различные монастыри. Многочисленные пожертвования на помин душ людей, убитых по его указу), не имеют аналогов не только в российской, но и в европейской истории. Однако судьбы митрополитов после Макария лежат на совести Иоанна.
По сей день ведутся споры о личности царя и даже его канонизации. Фигура Ивана IV активно идеализируется в эпоху сталинского правления. По указанию Сталина некоторые историки стали писать труды, оправдывающие опричнину, которая была симпатична вождю, а также террор царя Ивана. Работы, критикующие идеализацию личности Иоанна Васильевича, не публикуются.
Сторонники Иоанна Грозного отрицают многожёнство царя, приравнивая данный факт к мифу, ссылаясь на разрешение четвёртого брака Освящённым Собором. При этом отрицаются факты о женитьбе на последних трёх жёнах.
Сама деятельность опричнины по большей части умалчивается сторонниками канонизации. Количество казнённых, записанных в царский Синодик, не превышает 4 тыс. человек, что на первый взгляд может казаться не таким большим числом. Однако для населения страны в то время (порядка 6-8 млн. человек) это цифры весьма значительные. Многие казни и пытки также оправдываются и даже считаются необходимыми.
Смерть царя сложно считать смертью праведника-христианина. Как известно Иван Васильевич умер за игрой в шахматы, а чин пострижения в схиму, вероятно, совершался уже над бездыханным телом. Свидетельств посмертного почитания также не сохранилось. Имеются изображения Ивана Грозного с нимбом н подписью «благоверный царь». Правда стоит заметить, что в надписях отсутствует дополнение «святой».
Из вышесказанного следует сделать несколько выводов:
Во-первых, сторонники канонизации не могут предоставить ни одного исторического источника,  опираясь на который можно было бы поставить под сомнение традиционно сложившуюся отрицательную оценку царствования Ивана Грозного.
Во-вторых, нет ни одного исследования почитателей Ивана Грозного, которое могло бы опровергнуть обвинения в отношении царя касательно его исторических преступлений и духовно-нравственных пороков.
В-третьих, сторонникам царя не удалось найти ни одного свидетельства о почитании Ивана Васильевича как святого в русском церковном народе.
 
 
Заключение.

Итоги правления Иоанна IV противоречивы: с одной стороны губительная война, в результате которой произошел упадок государства, а также потеря исконно-русских территорий; с другой - военные, политические и экономические реформы, развитие образования, начало освоения Сибири, увеличение территории государства почти в два раза, установление централизованного государства. Н.М. Карамзин, отдавая должное царю Иоанну Васильевичу как одному из величайших правителей, ставил итоги его правления в пример татаро-монгольскому игу.
В церковно-государственном  плане основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей. Однако по итогам правления царя Россию ждало Смутное время.