Питие на Руси веселие есть

Лев Ольшанский
В советское время застолья устраивались по любому мало-мальски значимому поводу; одних государственных праздников было достаточно, чтобы превратить непьющего человека в алкоголика (вспомним хокеиста Гурина из фильма "Москва слезам не верит" и его печальную судьбу). Советские люди, наконец-то, зажили сытно и обеспеченно и торопились вознаградить себя эа долгие десятилетия недоедания и голода.

А ещё встречали и дни рождения, и православные, и профессиональные праздники. В моём микрорайоне профессиональный праздник — День металлурга. Его широко отмечали как дома, так и на работе (с концертами художественной самодеятельности, с вручением наград и премий).

Приглашалось большое количество гостей, стол ломился от обилия яств и спиртного. Гости рассаживались за столом, у всех было радостное настроение. После каждого тоста торжественно поднимали фужеры или красивые гранёные стаканчики, стоящие до этого в сервантах, и пили за здоровье друг друга.

Из таких же высоких, красивых фужеров пили и дети — где-то им наливали газировку, в других домах — шампанское или вино.

Привожу цитату из рассказа Л.Улицкой:

"... и Мише тоже давали кружку пива, которое он с детства привык считать самым главным мужским напитком".
(Л. Улицкая, "Сын благородных родителей")

В подсознании детей откладывалось, что праздник — это радостные улыбки родных и близких людей, богато накрытый стол с красивыми фужерами и стаканчиками, высокими бутылками с нарядными этикетками и обильные возлияния спиртного.

Дети усваивали: спиртное — это радость! Пить — это хорошо, это прекрасно, это здорово!

К концу существования Советского Союза уровень потребления спиртного на душу населения давно превысил допустимый по медицинским нормам.

В 90-е годы многие люди, оставшись без работы, стали пить ещё больше; даже и те, кто имел работу, продолжали отмечать праздники, и не только официальные, но и корпоративные, и отпуска, и выходные, отчего уровень алкоголизма не снизился.

В последние годы власти подсчитали, что россияне стали пить меньше. Но это по официальной статистике.

Сегодня не устраивают многочисленные обильные застолья с большим числом приглашённых, чаще всего пьют скромно, в кругу семьи, и пьянство не бросается в глаза так, как в советское время.

Кроме того, значительная часть населения, в том числе, и работающего, переключилась на дешёвые пузырьки со спиртосодержащей жидкостью, оборот которой в официальной статистике не учитывается.

Так, однажды при мне в киоске женщина закупила целую сумку (30 штук) таких пузырьков.
"На свадьбу?" — поинтересовался я.

Сегодня подросток начинает употреблять спиртное из бравады; с банкой пива он чувствует себя совсем взрослым, оставаясь при этом безответственным ребёнком, не осознающим последствия своих поступков. Пиво — это круто!

Практически поголовно пьющее взрослое окружение оказывает на подростка негативное воспитательное воздействие. Не было бы пьющих вокруг — не с кого было бы детям брать дурной пример.

Девушки пьют по тому же принципу: если все пьют, если это круто, то и слабому полу приходится подтягиваться.

Вернёмся в далёкие 60-е годы, когда в многодневные походы отправлялись небольшие группы любителей. В составе этих групп непременно были девушки.
Такие же группы энтузиастов совершали восхождения на горы (вспомним фильм "Вертикаль" с участием В.Высоцкого); в число покорителей вершин нередко входили и девушки.

Сегодня молодые мужчины не хотят преодолевать пространство с рюкзаком за плечами и покорять горы — не замечен в этом и слабый пол.

А теперь представим, что по какой-то причине парни разом прекратили посещать питейные заведения, в которых можно "расслабиться", "получить удовольствие"; много ли в таком случае в этих заведениях останется девушек?
Ни одной.

Так что, никто иной, как мужской, "сильный", пол является виновником массового приобщения "слабого" женского пола к спиртному, причём, ещё с подросткового возраста.

Почему я взял слово "сильный" в кавычки? Был бы он сильный — отказался бы от употребления яда, которым является спирт. А по поводу мнимой слабости женщин и говорить не приходится; при необходимости девушки и женщины проявляют завидное мужество.

Как правило, девушки, выйдя замуж, прекращают пить. Но для чего употребляют  спиртное взрослые мужчины?

Бравировать, казаться взрослыми им уже ни к чему. Остаются такие объяснения, как "расслабиться", "снять стресс".
Но сегодня каждый день предоставляет человеку массу стрессов; что же, теперь пить не просыхая?

Возможно, что пить стали меньше. Но не по убеждению, а вынужденно, по необходимости, поскольку пьющему работнику неминуемо грозит увольнение.

Пытаясь оправдать пьянство, хотя бы в собственных глазах, обычно уверяют, что спиртное в малых дозах безвредно и даже, более того, полезно. Одни приводят в пример жителей гор, пьющих вино и живущих до 120 лет, другие — своего прадеда, который пил и курил, до 80 лет косил сено и прожил 90 лет.

Можно ответить: организм у всех людей разный, и далеко не каждый дотянул до 80-90 лет. Но никакой, самый крепкий организм не выдержит, если принимать спиртное сверх всякой меры, так как алкоголизм приводит к массе заболеваний и преждевременной смерти. Далеко не всякий внучок 90-летнего деда дотянет до 60-летнего возраста, а умрёт от перепоя, не исключено, в 30-35 лет.

Причиной пьянства является ни что иное, как инфантильность. Не происки таинственных, неведомых врагов, не заговор "мирового правительства", ни даже пропаганда пьянства по телевидению, а укоренившееся глубоко в сознании и в подсознании детское поведение вполне взрослых мужчин.

Взрослый человек сегодня остаётся, по существу, всё ещё малым ребёнком, за которым нужен глаз да глаз; за ним нужно присматривать и не давать ему пить.

До определённого возраста роль няньки выполняет мама "ребёнка". Женив взрослое дитя, мать с облегчением перелагает всю ответственность за дальнейшее воспитание своего чада на его ещё более юную супругу, на её хрупкие плечи.

"Я тебе его непьющим сдала!" — позже заявляет она снохе, будучи абсолютно уверенной в своей честности и забыв о том, как некогда сама же корила непутёвого сыночка за неумеренное пьянство в его совсем юные годы.

И в 20, и в 30, и в 40 лет большинство мужчин остаются инфантильными детьми, не способными контролировать своё поведение, не обладающими мышлением взрослого человека, ответственного не только за себя и за свою судьбу, но и за жизнь и благополучие своих родных и близких.

Такой мужчина живёт только для себя, для собственного удовольствия. Он никому ничего ничего не должен, это все вокруг ему должны. Пьёт он на свои, честно заработанные; какие к нему могут быть претензии? Имеет ведь он право иной раз, в кои-то веки, посидеть с друзьями, отдохнуть от надоевшего быта, развеяться!?

Мысль о том, что и его жена имеет точно такое же право отдохнуть от быта, посидеть с подругами после работы, кажется ему недопустимой: по его убеждению, жена не имеет вообще никаких прав, одни только обязанности.

Такая семья неминуемо обречена на распад.

— Да я, — рвёт он тельняшку на груди, — хоть завтра брошу пить, если захочу!
— Так почему же ты не бросаешь?
— Потому что я не хочу!

Вряд ли пьющий человек когда-нибудь захочет бросить пить, поскольку жизнь без спиртного для него не имеет смысла, а жертвовать чем-то он не намерен.

От мужской пьянки идут и повальные разводы, и женский алкоголизм, как прямое следствие мужского алкоголизма.

Очень трудно человеку, с детства запрограммированному на употребление спиртного, начать вести трезвый образ жизни (хотя есть и счастливые исключения из общего правила). Регулярное употребление спиртных напитков неизбежно приводит к алкоголизму — тяжелейшей, неизлечимой болезни, ведущей к физическому и моральному распаду человека и к преждевременной смерти. Алкоголизм может наступить как через 10 лет регулярного приёма спиртного, так и через год-два.

Причём, следует иметь в виду, что алкоголизм намного быстрее возникает вследствие злоупотребления именно крепкими спиртными напитками. Возможно, этим и объясняется активно проводившаяся в 50-е годы агитация перехода с употребления водки на пиво.

Ни "новейшие методы лечения" по различным методикам врачей, ни кодирование, ни иглоукалывание, ни заговоры бабулек, ни "чудодейственные" отвары не дают гарантированного стопроцентного излечения. Больной человек готов заплатить любые деньги за своё здоровье и чаще всего убеждается в том, что так называемое "лечение" — всего лишь способ наживы мошенников на отчаявшихся, потерявших всякую надежду, людях.

Многие родственники алкоголиков возглагают чересчур оптимистичные надежды на лечение и рассчитывают, что если им удалось уговорить человека пойти к врачу, то больной алкоголизмом излечится раз и навсегда и теперь станет полноценным членом общества, трезвым, надёжным мужем и заботливым отцом.

Увы! Он уже с детства запрограммирован на употребление спиртного, и очень часто, когда первая эйфория от успешного лечения проходит, больной возвращается к пьянству, обычно ещё более неумеренному, чем до лечения, как бы стараясь компенсировать вынужденное воздержание от спиртного. Перерыв в приёме алкоголя может составлять от года-двух до одного месяца или недели.

К примеру, одной женщине удалось уговорить мужа пролечиться от алкоголизма, и тот прекратил пить. Через год жена начала жаловаться: скучная жизнь какая-то пошла! Ни в гости не сходить, ни самим гостей пригласить! Ни посидеть за столом с выпивкой и хорошей закуской, ни песни попеть, ни поплясать — дать выход широкой душе! А иного способа проведения досуга она не знала.

Что ж, стали ходить в гости и принимать гостей. Муж снова запил, теперь уже навсегда.

Но способ излечения от алкоголизма всё-таки существует, он достаточно прост. Как сказал один мой знакомый, увлёкшийся  на короткое время употреблением алкоголя: просто не пей, и всё. Этот человек не пьёт уже более 20 лет.

И этот нехитрый рецепт подтверждают все здравомыслящие люди, в том числе, и врачи: есть водка,  и есть рот. Пить или не пить — это зависит только от тебя.

Есть ещё один надёжный метод излечения от алкоголизма (а также наркомании) — вера в Бога.

Не подумайте, что я религиозный фантатик, я, вообще, неверующий. Но мои вера или неверие никак не отражаются на том бесспорном факте, что Слово Божье излечивает со стопроцентной гарантией, и излечивает навсегда. На сегодняшний день в России, по самым скромным оценкам, насчитываются многие тысячи, если не десятки тысяч людей, которых Церковь излечила от алкоголизма и наркомании, попросту спасла от неминумой преждевременной смерти, причём, заметим, бесплатно.

Как и почему такое происходит? В данном случае пациент надеется не на врача, а только на себя, на силу своей воли. Для верующего превыше всего воля Божья, а Создатель желает человеку только добра и не хочет, чтобы он губил своё здоровье, свою бессмертную душу. В сравнении с Его высшей волей грешные желания плотского, смертного человека ничего не значат. И бывший алкоголик или наркоман находят в себе силы и волю, чтобы одномоментно, раз и навсегда, прекратить пить и принимать наркотики.

Излечившись от наркомании, молодой человек здесь же, в Церкви, венчается со своей верующей избранницей, затем они приводят в Церковь своих детей.

Один из излечившихся заявил: "Насыпь мне полный "Камаз" золота и предложи отказаться от Бога — не соглашусь!"

И ещё — насчёт телевизионной пропаганды. Я допускаю даже, что на телевидении круглосуточно ведётся агрессивная пропаганда употребления спиртных напитков. Но я ей совершенно не подвержен, поскольку более 30 лет не смотрю телевизор (и Д. Киселёва и В Соловьёва, кстати, тоже не смотрю).

Почему я прекратил телепросмотры? Да потому что в конце 80-х годов, при Горбачёве, кончилось советское телевидение; началось телевещание, подавляющее зрителя своей негативной информацией и не способствующее поддержке и укреплению морального здоровья. ТВ перестало быть энергетическим донором и превратилось в энергетического вампира.

Мои дети и внуки телевизор также не смотрят.

Лет 15 назад я часто слушал "Радио России". Насторожила агрессивная реклама БАДов, лекарственных средств и медицинских аппаратов, которые, вообще-то, должны служить не средством наживы мошенников на доверчивых людях, а лекарством. А после того, как услышал, что некий "врач" пропагандирует "культурное питие", вообще, прекратил смотреть эту радиопередачу. Это — не российская программа, которая должна заботиться о здоровье народа.

Завершу свой очерк небольшим рассказом из жизни "северян" — тех, кто вербуется на Север, в районы добычи нефти и газа (со слов одного из героев этого рассказа).

Работали на каком-то вспомогательном участке. Месяц трудились на лютом холоде, в тяжёлых бытовых условиях. Получили зарплату, по 30 тысяч отправили домой. Решили "немного расслабиться". На работу вышли после затянувшейся на несколько дней пьянки. Отработали ешё месяц, сильно устали и на оставшиеся деньги снова загуляли на несколько дней. Начальник выдал деньги на проезд и отправил всех домой. В итоге, за два месяца каторжного труда заработали по 30 тысяч рублей (те деньги, которые успели отправить своим семьям).

Согласен: тяжёлые условия труда, морозы; трудно без спиртного выжить. Но ведь это не значит, что нужно пить по нескольку суток подряд. И, потом, если там так трудно и невозможно и дня прожить без спиртного, кто же человека туда гонит? 15 тысяч рублей в месяц вполне можно заработать и на "материке".

Так кто спаивает народ, какие такие "враги"? Врагов прежде всего следует искать в самом себе. Это — инфантильность, слабоволие, гедонизм (стремление к получению удовольствий, пусть и мнимых).

Вернусь к высказыванию "питие на Руси веселие есть".

Жизнь князя Владимира сильно мифологизирована. Эту фразу явно кто-то много позднее приписал князю, поскольку никто не записывал его изречения.

В ту пору, да и во все времена, на Руси пили очень редко, лишь по большим праздникам, и помалу. Для поднятия настроения употребляли слабоалкогольный напиток, который называли мёдом. Назывался он "хмельным", потому что не валил с ног так, как водка, а оставлял только небольшое приятное головокружение. Сегодня вряд ли кто назовёт водку хмельным напитком — это напиток убойной силы.

Не было пьянства на Руси. Если бы русский народ пил, не было бы столь головокружительного роста населения (несмотря на многочисленнные войны, недороды и эпидемии) — со 150 тысяч человек в 13-м веке до 150 миллионов человек в начале 20-го (и 21-го) века. В Европе не было и нет другого государства со столь большим числом жителей. Но вот качество, физическое и моральное здоровье населения сегодня оставляет желать лучшего.