Чарльз Торнтон один из ловких

Юрий Шутилин
Избранное из Кн. Мистеры миллиарды.Зорин В.С. 9 изданий начиная с 1968  г.

 Авторская ремарка. — Знаете, как меня называют в Америке? — спросил  во время встречи с автором этой книги крупнейший предприниматель и  нефтяной воротила Жан Поль Гетти. Глубоко посаженные, острые, как  буравчики, глазки его при этом заблистали от удовольствия, которого  обычно несколько суховатый, с сознанием своей значимости делец был на  сей раз не в состоянии скрыть. — Мистер Миллиард!!!
Торнтон  - ПРИМЕР комплексного использования ОДНОЙ идеи - электроники, для  создания принципиально нового направления в бизнесе. Использую её - в  идее Полей, для объяснения ВСЕГО Сущего - от Сотворения Мира (Большой  взрыв), до создания мегалитов, монолитных храмов, 3Д статуй, каменных и  ювелирных изделий, реконструкции и строительства СПб,  болезней и  лечения, мутаций микробов, отношений М и Ж, секса, питания и много  другого в кн. Человек и его Мир).
Чарльз Торнтон — один из „ловких"
Но  почему же именно Торнтон привлек наше внимание? Он далеко не так богат,  как Гетти или Хант, и размеры его личного состояния пока еще не попали в  список наикрупнейших в Америке. Не может сравниться Торнтон громкостью  имени, экономическим и политическим влиянием и с семейством Кеннеди. И  гем не менее я осмеливаюсь предложить вниманию читателя портрет именно  этого деятеля.
Глубочайшие  социальные, политические и экономические сдвиги, которые знаменовал  собою Великий Октябрь, положили начало новой эпохе человеческой истории,  возникли невиданные социальные формации, новая экономическая система,  политические и государственные деятели нового типа. Но и отживающее  общество не так-то легко сдает свои позиции, оно цепляется, напрягает  все силы, стремясь приладиться — порой небезуспешно — к новым условиям, к  новой обстановке. Рассказывая в предыдущей главе о братьях Кеннеди, мы  говорили о том, как пытаются приспособиться к сложностям современного  мира буржуазные политики. То же самое прослеживается и в мире  современного капиталистического бизнеса.

В отчаянных усилиях  остаться на поверхности, не выпустить из-под контроля бурного темпа  современного развития производительных сил, буржуазия пытается выдвинуть  на передний план деятелей новой формации, отличающихся от знаменитых  «баронов-разбойников», первонакопителей крупнейших состояний Америки,  заправлявших в американском бизнесе сотню лет назад, так же как разнится  почтовый дилижанс от современного трансатлантического лайнера.

Это  не каприз моды, но проблема первой необходимости. Процвести на ниве  современного американского бизнеса, обладая лишь наглостью Джона  Пирпонта Моргана, беззастенчивостью Джона Д. Рокфеллера-старшего,  пиратским нахрапом коммодора Вандербильта, уже невозможно. К этой милой  коллекции качеств, столь же необходимой для сегодняшнего американского  бизнесмена, как и сто лет назад, приходится добавлять нечто новое:  деловую квалификацию, умение ориентироваться в сложнейших проблемах  современной науки и техники, многосложных финансовых хитросплетениях.

Практика  показывает, что даже самые натасканные и тренированные наемные  управляющие далеко не всегда могут заменить квалифицированного хозяина —  наиболее успешно функционируют те концерны, во главе которых стоят  толстосумы, самолично постигшие премудрости современного бизнеса. Одним  словом, и в американском бизнесу — среди крупнейших его воротил —  образовался в последние годы свой современный стиль. Появилась — пускай и  не ставшая пока наиболее распространенной — модерновая разновидность  американского предпринимателя образца второй половины XX века.
ЧТО из себя он представлял до и во время 2й Мировой.
Хитросплетение финансовых махинаций манило его больше, нежели лабиринт колб.
С  дипломом в кармане и с несколькими сотнями долларов Торнтон направил  свои стопы в Вашингтон, где, используя связи земляков, устроился клерком  в министерство авиации. Здесь-то и помог ему случай. Занимавшему тогда  пост помощника министра Роберту Ловетту, видному уолл-стритскому  банкиру, не без корыстных побуждений при первых раскатах начавшейся  второй мировой войны в расчете нажиться на военных поставках  перебравшемуся из деловой конторы в министерство авиации, срочно  понадобился доклад, связанный с какой-то запутанной проблемой. Свободных  чиновников из числа опытных под рукой не было, и доклад был поручен  новичку Торнтону.

Что-что, а по части ухватывания фортуны за  хвост Техасец всю жизнь большой дока. Он оценил представившийся случай,  решив ни в коем случае не упускать его. Несколько дней и ночей упорного  труда, и на стол Ловетта легло несколько страничек доклада, приведшего  банкира, напялившего генеральский мундир, в неописуемое восхищение. Из  большой массы беспорядочных цифр и фактов аналитический ум Торнтона  цепко выхватил главное, четко сгруппировал и систематизировал, подведя к  обоснованным и разумным выводам. В тот же день Чарльзу Торнтону, до  этого штатскому клерку, было присвоено первое воинское звание младшего  лейтенанта. В этом звании он пребывал ни много ни мало 48 часов.  Выполнив новое задание босса, он тут же получил повышение. К концу войны  на торнтоновском мундире уже красовались полковничьи звездочки.

Дело,  которым занимался Чарльз Торнтон в министерстве авиации, было  достаточно сложным. Роберт Ловетт поручил ему перевести на «бизнесовую  основу» все дело оснащения и снабжения американских военно-воздушных  сил. В подчинении его находилось около трех тысяч офицеров, разбросанных  к концу войны по всему земному шару. Надо сказать, что с задачей своей  он справился неплохо. Сколотив вокруг себя небольшую группу помощников,  молодых людей с энергией, знаниями и без предрассудков рутинного  бизнеса, он осуществлял операции большого размаха.

Но вот война  подошла к концу. Нужно было думать о будущем. Как-то за обедом Ловетт  рассказал своему любимцу об уолл-стритских пересудах по поводу положения  дел в компании Форда. На следующее же утро Генри Форд II, просматривая  почту, обнаружил пространную телеграмму. Ее автор — некий авиационный  полковник — предлагал услуги свои и своих девятерых коллег, самоуверенно  гарантируя крутой поворот к лучшему в делах фирмы......К числу  торнтоновских деловых достоинств, несомненно, относится умение найти и  расставить людей, чьи качества отвечают требованиям того или иного  места. Не случайно сегодня все десятеро из числа «уиз кидз», занимают  заметное место в мире американского бизнеса.
«Уиз кидз» — «ловкие ребята»

Летом  1967 года влиятельная американская газета «Вашингтон пост» опубликовала  результаты любопытного опроса, проведенного среди ведущих бизнесменов  страны. Американским промышленникам и финансистам был задан вопрос: кого  они считают самым выдающимся из ныне действующих руководителей крупных  американских корпораций? По количеству собранных голосов был составлен  список десяти фаворитов, возглавлявшийся Робертом Макнамарой, бывшим  президентом компании Форда, вернувшимся весной 1968 года в сферу бизнеса  после семилетнего пребывания на посту министра обороны. Список включал в  себя также такие громкие в деловом мире США имена, как Жан Поль Гетти,  Джозеф Кеннеди, два потенциальных кандидата на пост президента страны —  автопромышленник и губернатор штата Мичиган Джордж Ромни и владелец  крупной чикагской корпорации сенатор Чарльз Перси, Генри Форд II.
В  этой именитой десятке обладателей гигантских состояний, любимцев  политической фортуны, неожиданно для непосвященных оказалось и имя  Чарльза Торнтона (с личным состоянием в 700 млн. долларов? среди  миллиардеров!?) из Лос-Анджелеса.....Электроника — вот то поле, которое  решил возделывать Торнтон. Вознамерился осуществить он это тогда, когда  немногие еще его коллеги отдавали себе отчет в огромных перспективах  этой новейшей отрасли техники.
В 1953 году название компании «Литтон» невозможно было обнаружить даже в  самых подробных каталогах американских корпораций. Это был крошечный  полузавод-полулаборатория, выпускавший микроволновые лампы. За 18 лет,  прошедших с того дня, когда Чарльз Торнтон, купив акции этой компании у  ее основателя небесталанного инженера Литтона, одного из первых  американских специалистов в области электроники, «Литтон индастриз» —  так Торнтон назвал свое детище — превратилась в гигантскую корпорацию с  капиталом в 1 миллиард 700 миллионов долларов, вошедшую в число ста  крупнейших промышленных компаний Америки. Компании принадлежит сегодня  71 завод в Соединенных Штатах и еще двенадцати странах мира.

Чем  занимается «Литтон индастриз»? Ответить на этот вопрос не так-то просто.  В списке ее продукции свыше двухсот наименований — от крошечных  лампочек до атомных подводных лодок, от кассовых аппаратов и  электрических пишущих машинок до сложнейших электронно-счетных машин и  оборудования космических кораблей. Представители корпораций орудуют по  всему свету. Они составляют карту подземной вулканической деятельности  на Гавайских островах, ищут нефть на дне Северного моря, бродят по  джунглям Суринама в Нидерландской Гвиане в поисках подземных кладовых.

—  Черт побери, — ворчливо сказал мне один из завсегдатаев Уолл-стрита,  пожилой и приверженный прошлому делец, в ответ на вопрос о том, что  представляет собой «Литтон индастриз», — это же какое-то попурри, а не  фирма! Где вы видели, чтобы солидный человек и бизнесмен занимался всем  на свете. Помяните мое слово, не кончит добром этот Торнтон.

Такого  рода ворчание, ироническое пожимание плечами, явное недоверие и скрытое  недоброжелательство бизнесменов старой закваски сопровождают  деятельность Чарльза Торнтона с того самого момента, когда он впервые  появился на поприще бизнеса. И по сей день отношение к нему многих  влиятельных в деловом мире персонажей являет собой странную смесь  недоверия и восхищения, удивления и зависти, злорадной надежды на  неминуемый крах и желания подражать. Было бы преувеличением сказать, что  вокруг бизнесмена Торнтона кипят такие же страсти, как вокруг политиков  братьев Кеннеди. И все-таки нечто общее в отношении к этим непривычным,  нарушающим устоявшиеся правила игры в политике и бизнесе, удачливым и  процветающим представителям современного поколения властвующей  американской элиты, бесспорно, наличествует.

Первые же шаги  Торнтона в роли бизнесмена озадачили и шокировали окружающих. Неприязнь к  игроку, действовавшему не по правилам, вылилась тогда в ядовито  ироническую кличку «уиз кидз» — «ловкие ребята», которую приклеили на  Уолл-стрите Торнтону и его команде, вложив в нее презрение  респектабельных бизнесменов к головоногости пришельцев без  финансово-промышленного рода и племени, подобно камню, брошенному в  пруд, растревоживших привычное в деловых конторах течение дел. Кличка  эта, кстати говоря, пристала на всю жизнь, и, если сегодня в любом  деловом клубе Америки спросить, кто такие «уиз кидз», на вас посмотрят с  удивлением, как на человека, не знающего, сколько будет дважды два.

На  истории «уиз кидз», пожалуй, есть смысл остановиться несколько  подробнее, ибо именно тогда, более четверти века назад, была закручена  пружина торнтоновской карьеры, именно в те дни завязывались связи,  вырабатывались методы, которые и по сей день играют немалую роль,  объясняют многие секреты необычайного взлета Чарльза Торнтона. Более  того, в те дни стали складываться новые приемы управления современным  бизнесом, которые в последующие годы получили в деловых кругах немалое  распространение, претендуя на новый стиль ведения дел в крупнейших  корпорациях.
ПОЯСНЕНИЕ. Торнон  ввёл в бизнес понятие о как бы  полибизнесе. В  условиях бешеной  конкуренции умело лавировал распределением сил и средств между будто не  связанными отраслями и бизнесом - прижали в бытовой и радиозлектронике -  уходил в самолётостроение, а оттуда в судостроение, в нефтянку и т.д.  Для него экономисты ввели в обиход термин "Конгломерат", характеризующий  бизнес на основе КОМПЛЕКСНОГО владениями технологиями производства  различных изделий, имеющих одну "начинку" - электронную.