Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович

Дмитрий Зборовский
Введение.

Цель нашего реферата – рассмотреть жизнь и труды патриарха Никона, яркого представителя Русской Церкви середины 17 века. Проблема церковных реформ, проводимых патриархом, и сегодня остается одной из тем, сохраняющей свою актуальность и вызывающей бурные споры.
Церковный раскол, пришедшийся на период правления царя Алексея Михайловича, бывшего на престоле с 1645 по 1676 год, навсегда изменил жизнь Русской православной церкви. В произошедшем конфликте между главным религиозным институтом страны и власть имущими ключевую роль сыграл именно патриарх Никон. Его идею по внесению правок в богослужебные книги церкви согласно современным на тот момент греческим изданиям, а также замена двоеперстия троеперстием и троекратное произнесение возгласа «Аллилуйя» во время служб, поддержал даже сам глава государства Алексей Михайлович. Также эти изменения были одобрены на соборах 1654-1655 годов.
Несмотря на то, что правки коснулись лишь внешней стороны церковной жизни, в народе реформы патриарха восприняли негативно. Представьте себе, что ощущали жители столицы, видя, по сути, разрушение вековых основ мысли о единственной верной и сохраненной православной вере именно на Руси, а не в Греции. Трансформация обрядов выявила и наклонности патриарха к расширению собственной власти, а также к централизации самой церкви. Протест со стороны верующих вызвало и внедрение новых церковных книг против их собственной воли.

Результатом этих насильственных действий стал раскол внутри церкви, который привел к появлению так называемого старообрядчества, впоследствии разделившегося на множество ответвлений, начиная от беспоповцев и заканчивая единоверцами. Порой ряд из новообразований носил и чисто сектантский характер. На соборе 1666-1667 годов реформы патриарха были признаны, однако в адрес самого Никона посыпались осуждения. В нашей дальнейшей работе мы рассмотрим провал Никона в попытке укрепить независимость церкви.


Патриарх Никон до патриаршего престола.


Патриарх Никон (в миру Никита Минин) родился в мае 1605 г. под Нижним Новгородом в крестьянской семье. Чтобы выучиться грамоте и Священному Писанию, Никита ушёл в монастырь (по одной из версии в Макариев-Желтоводский монастырь), где каждый день занимался чтением Писания и уделял особое внимание церковному пению.  [1]
По настоянию своих родителей Никита женился и принял священнический сан, но после смерти детей смог уговорить жену принять монашеский постриг, при этом дав за неё вклад и деньги на содержание. [2] Сам в возрасте тридцати лет принял монашеский постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. [3] Затем после конфликта с начальным старцем скита Елеазаром Анзерским бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643г. избран игуменом монастыря.
 
Отправившись в Москву в 1646 г с поклоном к царю Алексею Михайловичу, Никон произвёл на него благоприятное впечатление и впоследствии уже ездил к царю для проведения духовных и государственных бесед. Царь повелел патриарху Иосифу посвятить Никона в архимандрита Новоспасского монастыря и тем самым оставить Никона в Москве.
Тут как раз началось заложение реформаторского фундамента будущего патриарха. Дело в том, что Никон, войдя в кружок «ревнителей благочестия», в котором находился в том числе и  духовник Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев, с духовными сподвижниками стали уделять больше времени исправлению перевода богослужебных книг и возврату чтения проповеди с амвона.
 
В 1649г. Никона уже возвели в сан митрополита Новгородского, что по сути послужило проложением пути к патриаршеству. 
Возвышение на патриарший престол и церковно-государственные реформы
 
В 1652 г. умер патриарх Иосиф и «ревнители благочестия» предложили сан патриарха протопопу Стефану, но тот отказался. По одной из версий отказ был связан с тем, что царь Алексей Михайлович хотел видеть на месте патриарха именно митрополита Никона.
Никон в свою очередь проявил инициативу в перенесении мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву в июле 1652 г. В тот же день Никон получил предложение от царя о принятии патриаршего престола.
Стоит отметить, что Никон не сразу согласился на предложение царя, долго оттягивал торжественную церемонию, так как считал, что должен совершить какой-то подвиг. Царь и придворные бояре на коленях просили будущего патриарха принять патриарший престол. [4] Было ли это, выражаясь современным разговорным языком, «набивание цены» с дальнейшим расчётом ближе привязать к себе царя, или действительно порыв сердца Никона, утверждать не станем. Оставим здесь данный факт как любопытный.
 
25 июля 1652 г. Никон был торжественно возведён на престол патриарха. Фактически новый патриарх стал соправителем Алексея Михайловича, так как начал обладать доверием царя. Отметим, что при интронизации Никон по сути принудил Алексея Михайловича дать обещание не вмешиваться в дальнейшем в дела Церкви, что стало началом самоуправной деятельности патриарха.
 
Из основных церковно-государственных реформ патриарха Никона выделим замену двоеперстия на троеперстие. В противовес Стоглавому Собору  на поместном Московском Соборе 1656 г. было принято решение придать анафеме всех, кто крестится двумя перстами. Это по большому счёту послужило церковному Расколу 17 в.
 
Также стоит уделить особое  внимание строительству новых монастырей, например Онежского монастыря, Новоиерусалимского монастыря, заложение Успенского собора. Никон хотел, чтобы Новоиерусалимский монастырь стал центром православного мира.
 
Такое доверие царя, оказанное Никону(царь в своё длительное отсутствие во время войн  оставлял патриарха во главе правительства), такое почитание впоследствии послужило тому, что повелением Алексея Михайловича к титулу патриарха «Великий Господин» добавился титул «Великого Государя».

 
Титул «Великий государь», конфликт с царем и падение Никона.


Такое положение дел вызвало зависть со стороны бояр и даже духовных лиц, к примеру бывших «ревнителей благочестия».
Никон всячески пытался противостоять тому, что он считал по сути посягательством со стороны государства на церковную власть. Проявил протест принятию Соборного уложения 1649 г., в котором, как ему казалось,  духовенство отныне подчинялось государству. Никон твёрдо верил, что его власть выше царской.
В связи с этим, а также интригами бояр и духовенства, враждебно настроенных к Никону, между царём и патриархом появился холод в отношениях, итогом которого стал выезд патриарха из Москвы.
Не оставив кафедры, что пожалуй было умным прагматичным решением, он уехал в собственный Новоиерусалимский монастырь. Быть может таким образом он рассчитывал, что его будут просить вернуться назад, но время шло, а царь молчал.
В результате в 1660 г. в Москве созвали Собор, чтобы лишить Никона архиерейства и священства в целом, но суд не состоялся.
Лишь в 1666 г. после нескольких заседаний Соборов, было созвано третье заседание, на котором была представлена грамота с шестью преступлениями патриарха Никона и как итог извержение его из священства. После этого монах Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а затем и в
Кирилло-Белозерский монастырь.
Скончался Никон уже после смерти царя Алексея Михайловича по пути в Новоиерусалимский монастырь.

 
Заключение.

 
В заключении хотелось бы сказать, что Патриарх Никон и его реформы оказали большое влияние на дальнейшую историю Церкви. Это не просто нововведения, но и ряд интереснейших решений, особый вклад в строительство монастырей, а также твёрдая позиция в отношении Церкви и государства. Это серьёзная попытка  отделения Церкви от правительства, однако при их прямом взаимодействии.
В данном случае не в нашей компетенции выбирать «меж двух огней», но наша задача принять и осмыслить те реформы, которые уже сделаны до нас, проанализировать их, чтобы впоследствии не допускать определённого ряд ошибок.