Ведающие край

Владимир Калуцкий
В последние годы в Бирюче вышли несколько краеведческих книг. Я бы уточник - условно краеведческих. Потому что часто это просто поверхностные попытки рассказать о былом. Из основательных работ назову только две книги - "Частица" России". Александра Бережного и основательный труд Галины Ямпольской "Бирюченский уезд в первые годы становления Советской власти". В частности, и за эту книгу Галина Алексеевна получила ученую степень кандидата исторических наук.
Была попытка издать некий итоговый фолиант к 300-летию города - "Бирюч 300 лет". Книгу издали. Но она оказалась настолько беспомощной в краеведческом плане, что издатель отказался ставить на ней книжный знак.
Неудачным оказался и опыт создания бытописания сёл . Книга "Летопись населенных пунктов Красногвардейского района" оказалась большой и красивой. но совершенно непригодной к использованию в краеведческих целях.
Впрочем, я могу ошибаться. Например, очень ценным и удачным научным опытом я считаю книгу Юрия Ткаченко "Усёрд". Это уже не краеведческий, а вполне исторический труд
То же самой уверенно я говорю и в отношении новой книги "Исследования по истории Бирюченского края" Она вышла под авторством той же Галины Алексеевны Ямпольской, - директора краеведческого музея, кандидата исторических наук. Но , полагаю, Галина Алексеевна не обидится, если я скажу - да она сама не отрицает - что авторами книги , во многом, являются краеведы, чьи имена автор с благодарностью приводит . Да - Галина Алексеевна написала этот капитальный труд. Но она широко использует исследования своих предшественников. Причем, использует критически, уже с учетом новых знаний.
И так получилось, что книга "Исследования по истории Бирюченского края" сама становится крайним трудом на историческом поприще. Она - последнее слово воронежского и белгородского краеведения, настоящий учебник. И тем досаднее, что выйдет книга недостойным тиражом - в 100 экземпляров. Этого не хватит даже для школ и библиотек района. А ведь "Исследования..." достойны стать книгой для семейного чтения. И я не знаю, к кому обратиться : книга еще не печатается, еще есть возможность оплатить тираж хотя бы в 500 экземпляров. Неужели среди богатых земляков нет таких, кто чтит Отчий край выше денег?
А у меня - редакторский экземпляр. С правками и незаконченной версткой. Но я его никому не отдам. Шансов получить один из ста тиражных экземпляров у меня нет. а такая книга мне очень нужна.
Я ж говорю - учебник.