Черный дрозд

Анатолий Объедков
   Довольно – таки крупная птица до 25 см длиной, черное оперение в лучах солнца переливается с желтовато-оранжевым клювом. Молодые птицы более тусклого цвета, а самочки (взрослые) имеют буроватый оттенок.
    Весной в первой декаде апреля песни некоторых черных дроздов становятся особенно выразительными, - с двойными или тройными перепадами, мощным мелодичным порывом разливается по лесным чащобам и уремам, с жизнеутверждающей энергией. Птицы как бы «чумеют» от хмельного шествия весны и вместо печальных своих песен у них прорываются звучные завораживающие «флейты». Несомненно, черный дрозд является одним из самых выдающихся наших певцов, по красоте своих колен он не уступает певчему и возможно иногда превосходит. На мой взгляд, эти обе птицы замечательно дополняют друг друга и ранней весной их свисты далеко разносятся, наполняя лес своим ярким многоголосьем.
    Помню, первого черного дрозда я поймал в первой декаде апреля, когда вокруг лежало еще много снега и только под елями были круговые проталины. Я был молод, с удовольствием бродил по лесу, любовался подснежниками и наслаждался пением птиц. С собою у меня было взято два самолова и вот под одной елью я заметил место присады дрозда. Насторожил самолов. Зажимные штыри пришлось вбивать молотком, так как земля под верхним тонким слоем оказалась еще промерзшей. Небольшой пучок мучных червей послужил приманкой. И удалился. Через несколько часов вернулся и восторг переполнил меня – сработанный самолов крепко удерживал прижатого сеточкой к земле черного дрозда. Через неделю по просьбе товарища я еще поймал одного таким же способом.
    Мне приходилось встречать и ловить черных дроздов, которые по размерам явно уступают обычным, - примерно величиной с небольшого певчего. Песня их не столь яркая и в ней таится меньше печальных нот. Я связываю это с тем, что в том месте гнездится много черноголовок и садовых славок, которые своими светлыми песнями невольно оказывают влияние на песни дроздов.
    Один мой знакомый, бывший оперный певец, обожал своего черного дрозда и иногда брал его с собой на гастроли. В орнитотерапии считается, что песня черного дрозда помогает хроническим гипертоникам, при хронических мигренях
    И. К. Шамов в своей книге так пишет о черных дроздах: «Старинные охотники добывали молодых с гнездом, когда они еще в пеньках, сами выкармливали их со спички крупными муравьиными яйцами, червями и белым хлебом с молоком, помещая весь выводок в большой полузакрытой клетке, и «обучали» молодых разным напевам на губных свистках и натурой. Из таких молодых дроздов выходили необыкновенные певцы, и ценились охотниками очень высоко, именно 200 р.»
     В наши дни я с таким промыслом не встречался, да и охотников до обученных птиц вряд ли можно найти. В старину уходят привычки, вкусы, желания, но любовь к птицам остается неизменной. Пение черных дроздов, как предполагает Г. Н. Симкин, одна из древнейших на земле и это связано с плодами тиса, которые они едят, а тис является одним из первых деревьев после папоротниковых. Можно предположить, что после птеродактилей и птерозавров стали появляться настоящие пернатые и в их числе черный дрозд и возможность послушать самые первые звуки, которые слышались на освобождающейся от воды суше у нас еще есть. Возможно, что тогда первыми слушателями в багровых лучах восходящего солнца были динозавры…
    Во время своих прогулок по лесу я часто наталкиваюсь на кабаньи тропы, которые тянутся среди бурелома и мне, конечно, почти всегда встречаются гнезда черных дроздов, которые они устраивают иногда прямо на поваленных деревьях, в стволовых расщелинах, на кустах в 1, 5 – 2 метра над землей. Многие дрозды облюбовывают дачные массивы, особенно запущенные или заброшенные участки с буйной растительностью – кустами черноплодки, ирги, малины. Здесь они могут выводить потомство и оставаться почти до снежного покрова.
  Черный дрозд встречается от окраин Санкт-Петербурга до Кавказа, на зимовку улетают во Францию, Италию, могут улетать и в Крым. В домашних условиях приживается неплохо, но держится довольно-таки гордо и строго. Но попадаются и в меру спокойные, я бы сказал – контактные, с которыми можно дружить и наслаждаться их песнями.