Йом ха-Ацмаут

Бахыт Рустемов
Тяготы и лишения преодолевает тот народ, который
готов душой и сердцем отстаивать свои интересы.
 
Мухаммед Ибрахим

Рождение государства - это также как и рождение ребенка приводит родителей и окружающих в восторг. Если с одной стороны нахлынули радость, ощущение себя продолжателем рода человеческого, то, с другой стороны приходит осознание ответственности в благополучном развитии этого «дара природы». Как сложится судьба новорожденного? Кем он станет? Какую пользу принесет он родному обществу? Ответы на все эти вопросы надо искать и спрашивать, прежде всего, с общества в котором он вырос, в котором его воспитали. Аналогичную параллель можно провести и с рождением 63 года назад Государства Израиль. Те люди, которые стояли у истоков становления нового государства сегодня являются легендарными личностями и их имена золотыми буквами вписаны в историю израильского народа, в историю государства Израиль. Ими гордились и гордится не одно поколение. Сегодняшнее поколение израильтян с честью несет высоко то знамя, которое было поднято более шести десятилетий назад.
С первых дней рождения своего государства израильтяне лелеяли, гордились им и делали все возможное и невозможное в его благополучном развитии. В первые годы его становления со всех концов мира съезжались евреи-патриоты, энтузиасты, чтобы их страна стала одной из процветающих государств-мегаполисов мира. У истоков рождения и становления новой страны стояли такие выдающиеся сыны и дочери Израиля как Меир Грабовский, Теодор Герцль,  Мордехай Бентов, Ицхак Бен-Цви, Элиэзер Каплан, Герцль Розенблюм, Зерах Вархафтиг, Вольф Гольд, Голда Меир, Бен-Цион Штернберг, Цви Лурия, Элияху Берлин и другие. Это были настоящие сыны и дочери своего народа и патриоты в полном смысле этого слова. У них была цель и мечта возродить и образовать государство, которое было бы не просто государством, а государством, несущим свет миру. Все они работали в интересах и только в интересах новообразованной страны.      
Отцом государства Израиль считается Давид Бен-Гурион. Он же первый премьер-министр страны. Был лидером еврейского рабочего движения в подмандатной Палестине. С 1930-х годов возглавлял борьбу официальных органов еврейского населения страны и Сионистской организации за создание еврейского государства в Эрец-Исраэль. Сыграл решающую роль в провозглашении государственной независимости евреев в Эрец-Исраэль, объявив о создании Государства Израиль 14 мая 1948 года. Деятельность Бен-Гуриона наложила глубокий отпечаток на формирование израильского общества и израильской государственности. У нас у казахов есть такая поговорка «арбаны; алдын;ы до;гелегі ;алай бастаса, со;;ысы да солай ж;реди». Это примерно переводится так: «как поедут передние колеса, таким же путем последуют и задние». Жизнь показала, что основы, заложенные в первые годы становления нового государства, успешно продолжаются последующими поколениями в интересах своего народа и государства. Первоначальный мощный идейный базис создал благоприятные условия для последующих крупных настроек. В результате, несмотря на свою молодость, страна стремительно и смело начала проявлять себя в международном сообществе.
Как и любое новое дело, имеющее на своем пути проблемы, Израиль также не избежал этой участи, то есть в своем желании стать самостоятельным государственным образованием столкнулся с непониманием некоторых государств. Все люди перед Создателем равны. И каждый народ имеет право на самоопределение. К сожалению, в мире еще немало наций и народностей, не имеющих своего политического образования. Как было бы мудро со стороны крупных держав, если бы они, опираясь на тезис «Человек - человеку друг и брат» создавали возможность малым народам обрести свою государственность с выделением для этого соответствующей терриории. Ведь в жизни такие примеры имеются. Взять хотя бы Европу с ее некоторыми малыми народами и государствами.
Из истории человечества мы хорошо знаем, как многие народы мира исчезли с лица земли. Виной тому были войны или стихийные бедствия Я всегда молюсь, чтобы народы мира жили в дружбе, здравии и взаимопонимании. Все мои труды посвящены этой наиважнейшей и наиглавнейшей теме. В своем многовековом становлении, за последние почти две тысячи лет, евреи пережили столько страданий и унижений, которые могли привести их к исчезновению, как исчезли некоторые народы мира. Все испытания народ Израиля вынес достойно. Как и в старые добрые времена, когда народ Израиля в поисках счастья сорок лет бродил по пустыне под предводительством Моисея - он вышел победителем судьбы. Точно также, после почти двухтысячелетней бездомности, без Отечества, израильтяне в 1948 году вновь обрели свою государственность. Страна с первых дней своего образования начала смело проявлять себя в составе мирового содружества. И за короткое время оказалась на гребне мировой политики.
В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических, расовых, классовых и религиозных столкновений, для установления своей власти на отдельно взятой территории или по всему миру. Меня удивляет и поражает, как небольшой народ разбросанный судьбой по всему земному шару сумел выжить, выстоять и не затерялся в многомиллиардной среде человечества. А разве мало примеров когда малые народы растворяются в среде многочисленных народов. Народ Израиля сумел пережить политические репрессии, геноцид, ад, устроенный для них на земле фашизмом.
Он не потерял веру в свою будущность, веру в свою религию, веру в свои традиции, и самое главное веру в возрождение своего языка. Как и многие тысячелетия тому назад сегодня иврит (древний язык евреев) стал звучать на всех континентах земли. А у себя на родине является государственным языком. Вот это наглядный пример одного из ведущих и цивилизованных народов мира, показывающих на деле как надо знать, любить и дорожить своим языком. У такого народа великое будущее. Такой народ никогда не растворится в толпе и ему не страшны никакие невзгоды.
Такой народ никогда не будет «плясать под чужую дудку». При любых неблагоприятных последствиях он будет вновь и вновь возрождаться как птица Феникс из пепла. Это подтверждает жизнь, это подтверждает мировая история. А как они воспитывают своих детей, подрастающую молодежь - это также пример для других. Дети, еще с юных лет, получающие от старших подбадривающую оценку своим позитивным действиям и не видевшие унижений, оскорблений, родительской и иной ругани в свой адрес, со временем становятся уверенными в любых жизненных ситуациях и успешными в любом деле. Вот где и когда закладывается здоровая основа нации и успеха в целом общества и государства. Чем больше и глубже человек стремиться узнать историю своих предков, тем ближе он будет к истине.
Народ, имеющий упорядоченную идеологию в воспитании отдельного человека, своего общества и расцвета своего государства, всегда добивается успеха. Потому что четко отработанная как часы позитивная методичность исполнительской дисциплины установленных правил народом приводит к эффективному совершенствованию государственного строительства. И одним из слагаемых этого успеха является не только признание и констатация имеющихся в обществе негативных фактов, тормозящих стремительное развитие страны, и, приводящих к размыванию установленных правил общественного бытия. Приводящих также к распылению, как государственных средств, так и людских ресурсов. Главное здесь в том, что в одном из передовых обществ мира незамедлительно принимаются конкретные меры, которые на корню срезают пороки. Взять хотя бы клич, брошенный мудрым народом, чтобы еврей никогда не убивал еврея! Всегда сильным становится то государство, которое во главу угла своего развития ставит реальное воплощение в жизнь такого немаловажного факта, как человеческий фактор. Государство, работающее на свой народ, на каждого своего гражданина – непобедимо и неуязвимо. Об этом я писал в книге «Великий Китай: в пространстве и во времени».
В Израиле очень удачно и мудро продуманы государственные, общественные и религиозные праздники, и проводимые в связи с ними мероприятия. Все они, в конечном счете, имеют свою, в первую очередь национальную, а затем и государственную идеологии: воспитательную направленность на ориентирование каждого члена общества на патриотизм, любовь к родине и защите его интересов во благо страны и общества и будущих поколений. Аналогичную внимательность и щепетильность в управлении государством и обществом приходится замечать в тех странах, которые сегодня имеют весомый авторитет в мировом содружестве. При внимательном изучении их жизни всегда можно найти позитивные примеры и использовать в строительстве своего общества и государства. Умный народ учится на чужих ошибках.
Мне импонирует как продуманно и мудро не только в Израиле, но и в диаспоре проводят свои национальные праздники евреи. Так, например, как только заканчивается Йом ха-Зикарон (День памяти), наступает Йом ха-Ацмаут (День независимости), атмосферу скорби сменяет радость: народ, который только что скорбел о павших, защищавших Родину, начинает отмечать годовщину государства Израиль. В канун Дня независимости, улицы городов Израиля переполняются людьми, которые веселятся, танцуют, поливают друг друга пеной, разбрасывают ленты серпантина, колотят друг друга игрушечными молотками и слушают концерты на площадях и в парках. Вся страна одевается в белое и голубое, на каждой машине развевается государственный флаг. Йом ха-Ацмаут объявлен выходным днем, парки и пляжи переполняются семьями и компаниями израильтян, которые отдыхают, веселятся и устраивают пикники. Часто в этот день проводится парад ВВС и флота. В диаспоре Йом ха-Ацмаут отмечают, устраивая вечера, праздники, программы израильских танцев при местных синагогах и общественных центрах и концерты для еврейской общины.
Откуда и как возникло слово «Ацмаут»? На самом деле, ответить на этот вопрос не так просто. Слово «Ацмаут» - это ивритский неологизм, придуманный в 1943 году Итамаром Бен Ави, сыном Элиазера Бен Йегуды. Очевидно, что оно происходит от слова «ецем», которое означает «кость», но, в то же время, можно понимать его как «суть», «сущность». Происходящее от того же корня слово «ацум» имеет значение «могущественный», «сильный». Итамар не ошибся при создании этого слова. Все эти значения заключены в понятии «независимость». И особенно это верно для независимости Государства Израиль. Сила открыть свою сущность. Суть, которая делает возможным быть самим собой до «самых костей». 1800 лет беспрестанной надежды. Как же не отметить ее исполнение словом, которое было бы специально посвящено этому событию?
Для нас, казахстанцев, особенно тюркоязычным народам, и, в частности, казахам, история еврейского народа не совсем знакома. Поэтому считаю своим долгом более или менее подробно остановиться и рассказать об этом незаурядном народе. Как светский человек хотел бы отметить, что, мы – казахи дружелюбный народ. И нет мне необходимости доказывать эту прописную истину. Наоборот, о нашем гостеприимном и братском менталитете больше можно услышать от тех народов, которые на протяжении многих веков и десятилетий проживают бок обок с нами. Между Казахстаном и государством Израиль сложились прекрасные отношения. В настоящее время очень большую работу в этом направлении делает мною глубокоуважаемый Посол Израиля в Казахстане Исраэль Мей-Ами.
Это человек большой души и сердца. Мне приходилось общаться с этим прекрасным и замечательным профессионалом своего дела. Он оставил большое впечатление в моем сознании. И тогда я подумал: по больше бы таких людей и мир жил бы в дружбе и согласии. Вот его слова, идущие от сердца: «...меня многое связывает с Казахстаном. Мои родители, польские евреи. После Второй мировой войны их судьба забросила в Казахстан. Я родился в Гурьеве, затем семья вернулась в Польшу, а уже оттуда переехали жить в Израиль». Он больше сорока лет на дипломатической службе, работал и в Казахстане и, по его словам, рад своему возращению в страну, людям которой он, как и многие евреи, чувствует себя обязанным за то добро, что они встретили здесь в годы лихолетья.
Краткая история народа Израиля. И так, Измаил — сын праотца Авраама от служанки Агари. Образовал побочную ветвь рода Авраама. Когда Измаилу исполнилось тринадцать лет, Сарра родила «законного» наследника Исаака. Ей показалось, будто Измаил обижает малыша, и Авраам прогнал Агарь с сыном со двора. Они долго жили в пустыне Фаран, а когда Измаил вырос, он женился на египтянке. Бог благословил его многочисленным потомством. Двенадцать сыновей Измаила образовали двенадцать аравийских племен. Измаил считается патриархом арабских народов.
Прискорбно то, что и арабы и евреи, являясь цветущими и плодоносными ветвями одной большой кроны, глубоко уходящей своими корнями в священную землю, вот уже на протяжении долгих веков не могут прийти к общему взаимопониманию и примирению. Так как каждый из них считает, что только он вправе унаследовать землю предков, оставшуюся от их общего родителя Авраама. У меня теплится надежда на то, что придет то недалекое время и когда оба народа поймут и найдут друг друга. Будут вместе, как когда-то они родились в одном доме и грелись у одного очага - сводные братья Измаил и Исаак. У любого начала бывает конец. Я в этом уверен. Конечно, к сожалению, большинство людей сейчас, не может допустить и мысли, о том, о чем я мечтаю и предполагаю. Ведь, по большому счету, в теории, по-настоящему разумному человеку, нечего делить в этом мире.  Все скоротечно и относительно. Человек – гость на земле. Да, человек предполагает, Создатель  – располагает.   
Первое пояснение слову Израиль - Богоборец —  это второе имя патриарха Иакова, данное ему Богом после того, как Иаков боролся с Ним. У Иакова (Израиля) было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин. От них образовались двенадцать «колен», или племен, составивших народ Израиля. Второе значение: Израиль - собирательное название израильтян, народ Израиля, потомки Иакова (Израиля), заключившие особый договор с Богом. Семья Иакова (Израиля) разрослась и насчитывала до 70 прямых потомков. Иосиф стал большим человеком в Египте, и, когда наступили трудные времена («великий голод»), Иаков с сыновьями перебрался в Египет, где в изобилии была еда и жизнь была легче. Племя иудеев выросло и стало небольшим народом. После смерти Иакова, Иосифа и фараона, при котором Иосиф фактически правил страной, новый фараон обратил этих людей в рабство.
Египетское рабство израильтян длилось 400 лет: с 1650 до 1250 гг. до н. э. В книге Исход рассказывается о том, как, в конце концов, Бог через пророка Моисея освободил народ Израиля от египетского рабства и возвратил его в землю обетованную — Палестину. Цена свободы была высока, но расплачиваться пришлось самим египтянам. Десять страшных бедствий («казней египетских») обрушил Бог на египетский народ, и только после поражения всех первенцев египтян фараон согласился отпустить народ Израиля. Память об этом событии хранится в религиозных обрядах и жертвоприношениях.
Но, даже отпустив израильтян, фараон выслал за ними погоню. Бог заставил воды Красного моря расступиться и провел избранный им народ по дну. Затем на горе Синай на Аравийском полуострове Бог заключил особый договор с народом Израиля. Этот договор содержал в себе обещания и законы, данные израильскому народу. Часть договора, известная как Десять заповедей, была написана Богом на двух каменных досках — скрижалях, переданных Им Моисею. Эти заповеди содержали основные жизненные принципы, которым народ Израиля должен был следовать, и охватывали долг израильтянина по отношению к Богу, семье и ближнему. Десять заповедей и другие правила и постановления, данные на горе Синай, стали называться «закон Моисея», или просто «закон». Часто эти термины используются для характеристики первых пяти книг Священного Писания, а иногда и всего Ветхого Завета.
Кроме десяти заповедей и других наставлений, закон Моисея включает правила о священниках, жертвоприношениях, богослужении и праздниках. Эти постановления содержатся в книге Левит. Согласно закону Моисея все священники и их помощники происходили из колена Левия. Наиболее важного священника называли первосвященником. Закон содержал указания о том, как отмечать святые дни, или праздники. Каждый праздник имел особое значение. Некоторые из них представляли собой радостные события, посвященные особым периодам года: например, День первых плодов, Пятидесятница или праздник Седьмиц, а также праздник Кущей.
Некоторые праздники были посвящены памяти удивительных дел Божиих по отношению к Своему народу. Одним из таких праздников была Пасха. Каждая семья как бы заново переживала спасение из египетского рабства. Люди пели песни хвалы Богу, закалывали агнца и готовили трапезу. Были и другие праздники. Каждый год в день Искупления люди должны были вспоминать, что они сделали плохого друг другу и Богу. Это был день печали, и люди не принимали пищу. Первосвященник совершал особое жертвоприношение, чтобы искупить их грехи. История древнего Израиля — это история народа, оставляющего Бога, спасаемого Богом, обращающегося к Богу, а затем снова оставляющего Его. Этот круг начался сразу после того, как народ принял Божий договор, и повторялся вновь и вновь. У горы Синай народ Израиля согласился следовать Богу, но затем восстал и вынужден был скитаться в пустыне сорок лет. В конце концов, последователь Моисея Иисус Навин вывел народ в обетованную землю, которую израильтяне тогда же завоевали и частично заселили.
В течение первых нескольких веков после заселения народ управлялся местными вождями, называемыми судьями, и, в конце концов, пожелал иметь царя. Первым царем Израиля стал Саул. Он отказался повиноваться Богу, и Бог избрал в цари юного пастуха Давида. Давид завоевал город Иерусалим и сделал его своей столицей. Но особого расцвета и могущества Израиль достиг во времена правления сына Давида, Соломона. Соломон построил храм и раздвинул границы Израиля. После смерти Соломона началась гражданская война, и страна разделилась. Десять северных племен назвали себя Израиль, а южные — Иудея. Иудея оставалась верной договору; династия Давида продолжала править в ней до тех пор, пока Иудея не была завоевана, а жители угнаны в Вавилон. В северном царстве (Израиль) несколько династий сменило друг друга, а одна столица сменяла другую. Последней столицей Израиля была Самария. Чтобы усилить свою власть над народом, цари Израиля изменили обряд поклонения Богу. Они избрали новых священников и построили два новых храма: один в Дане на северной границе Израиля, а другой в Бетеле, на границе Израиля с Иудеей. Израиль и Иудея много раз воевали между собой.
Во времена гражданских войн и смут Бог не раз посылал в Иудею и Израиль пророков. Одни из них были священниками, другие земледельцами. Одни были советниками царей, другие из простого сословия. Некоторые из пророков записывали свои проповеди и пророчества, другие этого не делали. Но все пророки проповедовали справедливость, честность и необходимость полагаться на Бога. Многие пророки предупреждали, что народ будет побежден и рассеян, если не обратится к Богу. Большинство из них мечтали о приходе Мессии, то есть помазанника (избранника) Божьего, открывающего людям новый мир. Как сообщает нам история, народ Израиля не слушал предостережений, и в итоге в 722-721 годы до нашей эры Самария была захвачена вторгшимися ассирийцами. Жители Израиля были изгнаны из своих домов и рассеяны по всем ассирийским землям. Затем ассирийцы заселили землю Израиля другими народами, некоторые из которых, узнав о договоре, старались его выполнять. Таких людей стали называть самаритянами. Ассирийцы пытались завоевать и Иудею, но потерпели поражение.
На короткое время народ Иудеи переменился. Израильтяне стали повиноваться Богу, но это продолжалось недолго, и, в конце концов, Иудея была захвачена и ее народ рассеян. В Иудею вторглись армии новой могущественной державы, Вавилона. В 587-586 годы до нашей эры вавилонские войска разрушили Иерусалим и храм. Многие жители были уведены в рабство в Вавилон. Казалось, что разрушение храма в Иерусалиме и переселение в Вавилон произвели настоящую перемену в народе. Пророки все чаще говорили о новом царе и его царстве. Один из пророков, Иеремия, говорил даже о новом договоре с Богом и о том, что он будет написан не на каменных скрижалях, а в сердцах Божьих людей. Между тем Вавилон был покорен персидским царем Киром, который разрешил израильтянам вернуться на родину. Они пытались возродить свою страну, снова построили храм, но уже не такой великолепный; Иудея оставалась небольшой и слабой. Многие иудеи действительно обратились к Богу, стали изучать закон, писания пророков и другие священные писания. По субботам люди собирались для совместных занятий, молитв и поклонения Богу. Многие стали ожидать прихода Мессии.
На западе Александр Македонский подчинил себе Грецию, а затем завоевал и весь мир. При нем по всему миру получили распространение язык, обычаи и культура Греции. Но когда он умер, его империя распалась на части. Через некоторое время большая часть древнего мира, включая и Палестину, где жили иудеи, оказалась под властью другой могущественной державы — Рима. Новые правители римляне часто бывали грубы и жестоки, а иудеи — горды и непокорны. В те тревожные времена многие иудеи с нетерпением ожидали пришествия Мессии. Некоторые не полагались на ход событий и начинали бороться с римлянами; такие иудеи назывались зилотами. Их убивали свои же иудеи, сотрудничавшие с римлянами. В первом веке до нашей эры закон Моисея играл чрезвычайно большую роль в жизни евреев. Люди изучали его и много спорили о нем, потому что по-разному понимали закон. Среди евреев были три основные религиозные группы: саддукеи, фарисеи и ессеи. Название «саддукеи» происходит от имени Садок (первосвященник времен царя Давида). Эта группа объединяла высшее жречество, землевладельцев и служилую знать. Саддукеи признавали только первые пять книг Ветхого Завета и не верили в загробную жизнь.
Фарисеи (от «перушим» — разделять) выражали интересы преимущественно средних слоев. Они ратовали за национально-религиозную обособленность «избранного народа» — иудеев; понимали будущего Мессию — Христа — как политического вождя, который сплотит народ, восстановит самостоятельную государственность страны и добьется ее возвышения среди всех государств древности. Фарисеи признавали не только первые пять книг Ветхого Завета, как саддукеи, но и пророков и псалмы. Придавали очень большое значение скрупулезному следованию закону и традициям. Третью значительную группу составляли ессеи. Многие священники в Иерусалиме жили не так, как хотел Бог. Кроме того, многих первосвященников назначали римляне, и некоторые не соответствовали этому призванию с точки зрения закона Моисея. Поэтому ессеи ушли жить в Иудейскую пустыню, образовав свою собственную общину, куда могли приходить и жить только другие ессеи. Ессеи постились и молились в ожидании того времени, когда Бог пошлет Мессию и очистит храм и священство. В писаниях Нового Завета рассказывается о пришествии Мессии — Иисуса Христа — и новом Божьем договоре со всеми людьми.
Период, начиная от мессии Иисуса Христа по сегодняшний день нам более или менее известен. Итак, народ, имеющий пятитысячелетнюю историю, за все время своего существования пережил взлеты и падения. Его жизнь должна была бы стать уроком для многих народов мира. В одной из своих работ я уже писал что, к сожалению, история ничему нас не учит. На протяжении нескольких цивилизаций человечество неоднократно наступает на одни и те же грабли. Главное из них войны. Борьба какого-либо народа за абсолютную власть на земле. Если бы человечество, учитывая опыт жизни предков, не повторяло их ошибки, то оно достигло бы еще более масштабных успехов в изучении и освоении не только земли, но и других планет Вселенной.
Человечеству и его очередным цивилизациям всегда давалось время и возможность учиться друг у друга тому позитивному делу, которое вело бы нас к новым высотам своего развития. Как и насколько мудро используют свой очередной шанс народы мира в своем совместном проживании на земле, покажет время. Все, конечно, будет зависеть от каждого из нас и наших правителей. Пусть между всеми людьми, народами и государствами, особенно между правителями будет царить взаимопонимание, любовь и дружба. Тогда исчезнет так распространенное сегодня среди людей земли слово «независимость». От кого и для чего мы обретаем свою независимость? От инопланетян?! Друг от друга? А вот это уже является показателем насколько мы, люди, дружно живем под одним Солнцем. Ведь все главные Книги Мира - Тора, Библия, Коран – провозглашают, что люди на земле братья. Всегда молюсь, чтобы мы были таковыми. А сегодня, пока, приходиться считаться с реальностью. Поэтому искренне поздравляю мудрых потомков Иакова с их историческим великим днем – Днем обретения государственности и независимости Государством Израиль.