Журналистское расследование

Евгений Чеширко
Меня зовут Алексей Крапивин. Как вам известно, я работаю штатным журналистом в небольшом издательстве. Два месяца назад на мою почту пришло странное письмо от неизвестного мне адресата. В письме кто-то очень сбивчиво пытался сообщить мне о том, что в областной психиатрической больнице в последнее время стали подозрительно часто появляться пациенты с одинаковыми и, по его словам, абсолютно недостоверными диагнозами. Более того, эти люди впоследствии странным образом бесследно исчезали из палат, так, как будто их никогда и не было. Отправитель письма не назвал свое имя, ограничившись лишь короткой подписью: «Бывший пациент», но он написал имя человека, которого не так давно привезли в больницу с точно таким же диагнозом, какие были и у тех пропавших людей. Он просил меня помочь хотя бы ему и осветить ситуацию в СМИ.

В редакции моего издательства этой информацией, конечно же, не заинтересовались, сославшись на то, что не стоит реагировать на письма бывших пациентов подобных заведений. Да и я, честно говоря, отнесся к этому сообщению с большой долей скептицизма, благополучно забыв о нем до тех пор, пока не получил еще одно электронное письмо с того же адреса. Оно состояло всего из одного слова: «Помогите!». Я попытался выяснить подробности, но больше ни одного письма я с этого адреса не получил. Я решил действовать и провести собственное расследование. У меня было не так уж и много информации - мне было известно местонахождение больницы и имя пациента, которого мне нужно было найти.

Для того, чтобы встретиться с ним лично, мне пришлось постараться. Как сказал мне один из санитаров, он и еще несколько пациентов по распоряжению главврача изолированы в отделении интенсивной терапии, и доступ к ним ограничен даже для родственников. Но, как известно, коррупция в нашей стране открывает любые двери, поэтому мне все же удалось договориться с этим санитаром о непродолжительном свидании с нужным мне человеком. Наша встреча состоялась ночью, во время отсутствия на рабочем месте главврача, и во время дежурства моего сребролюбивого помощника.

Должен сказать, что пациент оказал на меня двойственное впечатление. Его речь была связной и правильной, а движения плавными. Другими словами, мне показалось, что этот человек вполне здоров, но история, которую он мне рассказал и которую я приведу ниже, а так же, не побоюсь этого слова, безумный взгляд постоянно бегающих глаз, заставили меня усомниться в правильности первого впечатления.

Далее записано с его слов практически без изменений, с незначительной коррекцией для лучшего восприятия читателем:

***
«Меня зовут Максим Федоров. Я работаю менеджером по продажам в одной из крупных компаний и каждое лето, во время отпуска, путешествую по стране. Мне нравится активный отдых, поэтому чаще всего я составляю пеший маршрут и отправляюсь по нему, ночуя в палатке. В этот раз все было точно так же. Конечной целью моего путешествия на этот раз стали Стеклянные водопады. Наверное, вы слышали о них? Да, это те, которые на запад от дороги между деревней Калачово и поселком Весенним. По плану я должен был добраться до них к вечеру второго дня, после того, как свернул с трассы в лес. Первую ночь я планировал провести в палатке, преодолев половину пути, но после обеда началась такая сильная гроза, что я моментально промок до нитки. Я продолжал свой путь до тех пор, пока мои ноги не стали вязнуть в грязи. Мое положение казалось безвыходным - вряд ли мне удалось бы разжечь костер в таких условиях. На мое счастье, в паре сотне шагов я разглядел какую-то небольшую постройку. Сначала мне показалось, что я сбился с пути и вышел к окраине одной из деревень, отмеченных на карте, но когда я подошел ближе, то понял, что это обычная лесная сторожка. Или как там называются эти деревянные домики, в которых ночуют охотники? Я не очень в этом разбираюсь.

Конечно же, я воспользовался случаем и тут же оказался внутри - дверь была не заперта. Что меня особенно обрадовало, так это самодельная печка-буржуйка и целая куча сухих дров, которыми был чуть ли не до потолка завален один из углов домика. Я тут же развел огонь, развесил мокрую одежду сушиться и приготовил себе ужин. Гроза и не думала прекращаться. Я понял, что мне придется ночевать здесь, что меня совершенно не смутило. Единственным минусом такой незапланированной ночевки было то, что мой график сбивался, и у водопадов я теперь окажусь не раньше, чем к утру третьего дня. Впрочем, меня это не особо расстроило, так как мой отпуск заканчивался через две недели и времени было предостаточно.

Весь вечер я не выходил из домика. Пил чай, подбрасывал в огонь дрова и слушал, как по крыше стучит дождь. Мечта романтика, правда же? Вот и мне так тогда показалось. Около одиннадцати часов я лег спать. У одной из стен дома находилось какое-то подобие деревянной тахты, но после нескольких попыток уснуть на этой скрипящей и раскачивающейся поверхности, я улегся прямо на пол, подложив под голову свой рюкзак и укрывшись полотенцем.

Уснул я быстро, от усталости моментально провалившись в сон. А проснулся, наверное, часа через три от дикого холода. Меня просто трясло. Я посмотрел на печку и увидел, что дрова уже перегорели и тлеют. Я хотел встать и подбросить несколько поленьев, но в этот момент и началось всё то, из-за чего я нахожусь сейчас здесь.

В углу послышался какой-то протяжный звук. Я подумал, что это скрипит та самая деревянная лежанка, которую я имел неосторожность потревожить, но... Боже, я сейчас вспоминаю всё это и у меня волосы встают дыбом. Сейчас я, конечно же, понимаю, что всё то, что я увидел, было лишь видениями, вызванными каким-то расстройством на фоне стрессов. По крайней мере, так мне объяснили доктора. Со мной беседовал главврач Анатолий Борисович. Он говорил, что такое иногда случается, если очень много работать и не отдыхать. А я, знаете ли, был лучшим менеджером в своем отделе... Впрочем, ладно, вернемся к рассказу.

Когда я посмотрел в угол, я увидел, что одна половица медленно поднимается и оттуда на меня смотрит чье-то лицо. Сказать, что я испугался - это ничего не сказать. Я просто остолбенел и не мог пошевелить даже пальцем. Просто сидел и смотрел, как из-под половицы выползает какой-то человек. Я не сводил с него глаз, а он с меня. Выбравшись из-под пола, он подполз ко мне и сел рядом. Тлеющие угольки еще давали немного света, поэтому мне удалось его разглядеть. Он был одет в ужасно грязный костюм. На порванном в нескольких местах пиджаке и таких же брюках, висели комья земли. От ботинок осталось одно название, а кожа на лице и кистях рук была какого-то синюшного цвета. Еще я запомнил, что на его левой щеке была какая-то то ли язва, то ли гниющая рана. Он как раз сидел этой стороной к печке, поэтому мне так хорошо запомнилась эта деталь, несмотря на то, что половину лица закрывали такие же грязные волосы, свисающие вниз.

Он молча смотрел на меня несколько минут, а потом сказал каким-то глухим голосом одну фразу: «Сначала душа, тело - после». Что бы вы ответили в такой ситуации? Вот и я ничего не сказал. Просто продолжал смотреть на него, не в силах отвести взгляд. Честное слово, мне очень неловко говорить сейчас об этом, так как я понимаю, что это были всего лишь фантазии моего нездорового сознания, как мне позже объяснил Анатолий Борисович, но все же я продолжу, раз уж вам интересна эта история.

Этот человек из-под пола... Смешно говорить даже... Представляете до какой степени я заработался в своем офисе, что мне мерещатся такие вещи? Ладно, продолжим. Он ползал вокруг меня, протягивал ко мне руки и постоянно повторял эту фразу: «Сначала душа, сначала душа, тело потом, после. Не наоборот, нет». В какой-то момент мое оцепенение прошло и я, вскочив на ноги, бросился к двери. Босиком, почти без одежды я бежал по лесу, не останавливаясь. Вот, видите царапины? Это от ветвей. Все лицо и руки себе искромсал. Существо это, а точнее, галлюцинация, как мне пояснил доктор, бежало за мной, повторяя эти дурацкие слова. Даже и не знаю, сколько продолжался этот забег, но в конце концов, я выбежал к окраине деревни, перелез через ограду первого дома и стал тарабанить в дверь. К счастью, мне открыли. Мужчина, местный житель, закрыл за мной дверь и произнес всего одну фразу: «Еще один». Я пытался ему рассказать все, что со мной произошло, но он меня не очень-то и слушал. Он просто вызвал скорую, которая увезла меня в больницу, а уже к утру я оказался здесь.

Вот такая со мной приключилась история. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить персонал больницы. Они очень мне помогли и сейчас я чувствую себя почти здоровым. И самое главное... Вы же мою историю в газете напечатаете, да? Хорошо. Самое главное - находите время для отдыха, не перегружайте свой мозг, он вам еще пригодится».

***
После того, как я побеседовал с пациентом Федоровым, многое встало на свои места. Было предельно ясно, что Максим действительно нездоров. Но мне не давало покоя то письмо от неизвестного отправителя, который сообщал мне о том, что из больницы бесследно пропадают пациенты. Тогда я решил идти напролом и увидеться с главврачом, задав ему все интересующие меня вопросы.

Связавшись с Анатолием Борисовичем по телефону, я предложил ему встретиться. Поначалу он отказывался, ссылаясь на занятость, но когда я сказал, что речь идет о некоторых пациентах из отделения интенсивной терапии, он заинтересовался моим предложением и назначил встречу у себя в кабинете.

Через несколько дней, в назначенное время, я уже сидел напротив него. Анатолий Борисович оказался весьма приятным человеком. Он предложил мне чаю и спросил, чем именно вызван мой интерес к нему и его пациентам. Я решил не ходить вокруг да около, а сразу задать вопрос в лоб. Я сказал ему, что мне доподлинно известно о случаях исчезновения пациентов из его больницы и попросил прокомментировать это. Анатолий Борисович ответил, что он ничего не знает об этих случаях и может предоставить все истории болезней своих пациентов, в которых содержится вся информация от момента поступления до выписки. После этих слов он предложил посетить в архив и убедиться в этом лично. Конечно же, я согласился.

Пролистав несколько папок с разными фамилиями на обложках, я не обнаружил в них ничего странного. На последней странице каждой из них стояла дата и одно слово: «Выписан». В этот момент мне попалась на глаза папка с уже знакомой фамилией «Федоров». Перелистав ее, я с удивлением обнаружил, что Максим тоже выписан и, судя по дате, это произошло на следующий день после нашей с ним встречи. Стараясь не подать виду, я поинтересовался у главврача, что случилось с этим пациентом. Анатолий Федорович взглянул на фамилию и рассказал всё то, что мне было уже известно. Он сказал, что у Максима было выявлено невротическое расстройство на фоне стресса с нетипичной для этого расстройства галлюцинаторной составляющей. После непродолжительного курса лечения, Максим был признан здоровым, выписан и отправлен по месту жительства.

После этого разговора Анатолий Борисович устроил мне небольшую экскурсию по больнице, прямо отвечая на все интересующие меня вопросы. Я лично убедился в том, что этот человек является профессионалом своего дела, и даже порадовался тому, что какой-то недоброжелатель своим письмом, сам того не желая, познакомил меня с таким замечательным человеком. Как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

___
Как я уже говорил, в редакции не заинтересовались этим материалом, поэтому статью я публикую в своем личном блоге. Для того, чтобы окончательно удостовериться в том, что с Максимом все в порядке, я обязательно навещу его дома по адресу, который любезно предоставил мне Анатолий Борисович. Но перед этой поездкой у меня наклюнулось еще одно очень интересное путешествие. Оказалось, что Анатолий Борисович, как и я, большой любитель рыбалки. Он сказал, что знает пару малоизвестных рыбных мест неподалеку и мы договорились, что обязательно посетим их вместе в ближайшие выходные. Ждите фотоотчета, будет интересно!

Кстати, я очень хотел сфотографироваться с Анатолием Борисовичем и показать вам этого замечательного человека, ведь страна должна знать своих героев в лицо, но он отказался, сославшись на то, что стесняется своего родимого пятна на щеке. Ну, ничего. В следующий раз.

С уважением, Алексей Крапивин.

©ЧеширКо