Сакральность пучка волос

Пушкина Галина
Историко-публицистическая статья (12+).
* * * * *

«Длинная коса – девичья краса» и МУДРОСТЬ!..
Увы, сейчас почти невозможно встретить женщину с косой, но и девочка с косой – уже большая редкость. А напрасно!..
Коса, несомненно, – самой удобной вид прически, недаром и мужчины носили её (а некоторые осмеливаются плести себе и сейчас), но традиционной она была не только поэтому...

Издревле косе небезосновательно приписывалась роль оберега – считалось, что именно в ней сконцентрирована жизненная сила; действительно, по волосам легко определить степень здоровья их владельца... Расчёсывая волосы на ночь (непременно деревянным гребнем, чтобы снять статическое электричество) женщина снимает негативную энергию, накопившуюся в ней самой за день. Расчёсывая утром – осмысливает свои сны и ночные видения, как пророчества или предостережения. Долгое расчёсывание волос и плетение косы – это своеобразная медитация!.. Потому при выборе невесты обращали внимание не только на красоту лица и крепость стана, но и на длину волос и толщину косы девицы.

Девочки и девушки носили одну косу, а вот замужние – уже две, как деление помыслов и молитв надвое – родительский и мужний дома. Женщина, отвергнутая мужем за прелюбодеяние, уже не имела права плести кос и ходила «распустёхой» (от «распущенных» волос термин «распущенность»), завязывая их при работе в «кобылий хвост», что и породило обзывательство «кобыла!». Коротко стрижеными были лишь отторгнутые от мира (общества) – монашки или каторжанки. Добровольные монахини волос не стригли – при пострижении «жертвовали» лишь несколько прядей.

Главное же таинство косы, как символа мудрости и силы духа женщины, закладывалось бабками и матерями девочек!.. Расчёсывая волосы, деля их на ровные пряди и, затем, переплетая, умудренная жизненным опытом женщина передавала в приговорах и наговорах мудрость рода, внушала правила поведения, программировала, как сейчас бы сказали, будущее ребёнка. Хочешь не хочешь, а выслушаешь всё, что тебе говорят, а если голос и движения заплетающего монотонны, то слова прямиком лягут на подкорку!.. Вот и получается, что чем раньше и дольше любящая наставница плетёт девочке косу, тем разумнее и мудрее та вырастает.

И вот теперь, чуть выйдя из-под опеки матери, девчонки режут косы… Как символ зависимости, не ведая о сакральности «пучка волос»!..

* * * * *
«Косы заплетая...» Галина Пушкина.

Мне бабка, косы заплетая,
Бывало – «пела», неспеша:
Чтоб папу с мамой уважала,
Превыше выгода – Душа!..

Что отчий край и дом родимый –
Гнездо… Когда-нибудь слечу!..
Что где-то ждёт меня Любимый,
Что буду жить – как захочу…

И в голове моей марашки
Бежали сладкою волной,
И золотая, от ромашки,
Коса спадала за спиной…

Теперь, по моде ношу чёлку
И «бобрик» стриженых волос;
Давно я – взрослая девчонка,
Но помню бабушку, до слёз!..

Что напророчила – всё сбылось:
Любовь, достаток, край чужой…
Ах, отчего, скажи на милость,
Не пела мне: «Вернись домой»!..