Женщина с детьми в условиях самоизоляции

Елена Вариошкина
Частый вопрос клиентов (женщин с детьми в условиях самоизоляции) за последнюю неделю: "Дети все время дома, я не справляюсь. Я работаю дистанционно и одновременно пытаюсь учить детей, контролировать их, кормить. Что и как в таких условиях я могу дать своему ребенку?"

На мой взгляд, в каждой неудобной для нас ситуации можно найти положительный опыт и ресурсы. Более того, трудные ситуации раскрывают многое в нас, то, что раньше, в благополучные времена, нами не использовалось, так как не было внешнего запроса и внутренней потребности.

Конечно, прежде всего надо остановить собственную панику, если она есть, уменьшить собственную тревожность. Здесь вам в помощь практики осознанности, приемы когнитивно-поведенческой психологии, некоторые из которых можно освоить самостоятельно (много информации в интернете), а возможно, и обращение к специалистам, если справиться не получается.

Привести в порядок свои мысли и чувства – это для родителя необходимое условие в алгоритме помощи своему ребенку. И это начало ответа на вопрос «что я могу дать». Прежде всего дать вы ему можете собственную взрослую позицию в сегодняшней сложной и очень новой для вас и вашего ребенка ситуации.
Из собственной спокойной позиции взрослого человека вы сможете дать ребенку твердую, стабильную почву под ногами, так необходимую ему сейчас в ситуации общей тревожности.

В ситуациях перемен, нестабильности, кризиса дети, как и взрослые временно теряют ориентиры, границы, слабеют любые правила, в том числе и семейные. Необходимость постоянно тестировать новую реальность отнимает много сил.

Активизируются защитная агрессия. Вы можете дать своему ребенку спокойствие, не только любовь, но границы («что такое хорошо, и что такое плохо» в новой реальности), а эти критерии в основном неизменны, как в старом, так и в новом. Напомнить о порядках и дисциплине – это дать почву под ногами, дать ресурс.

Даже в стабильной ситуации морализаторство, долгие уговоры и попытки доказать ребенка истощают, а не наполняют. Исключение составляют дети, хорошо воспринимающие информацию на вербальном уровне. Но такие дети и меньше других подвержены эмоциональному заражению и панике. И ко мне, как к психологу, с такими детьми практически не обращаются. Сложности общения обычно именно с другими группами, «невербальными», остро чувствительными к эмоциям взрослых. И поэтому долгие объяснения и поучения для таких детей – это не просто бесполезно, но и усиливает для них ситуацию стресса.

И поэтому не надо ничего долго объяснять и пытаться доказать, не надо лишних эмоций в имеющемся уже по факту их переизбытке. Собственное спокойствие, восстановление режима, разумные ограничения интернета, обязательные домашние дела. Дайте ребенку границы и порядок.

Остальное же (выбор деятельности, пределы самостоятельности и совместности) на ваше усмотрение. Сколько и чем вы будете заниматься вместе – ваш совместный с ребенком выбор. Продуктивное взаимодействие обеспечит режим.