Воссоединение митрополий

Дмитрий Зборовский
Введение.
 
На протяжении всей истории своего существования Русская Православная  Церковь терпела разного рода противоречия, споры, разлады и даже расколы. Это к сожалению происходит  и сегодня. На территории современной Украины, так называемая Украинская Православная Церковь, буквально отделилась от РПЦ по указу Константинополя. История, как известно, циклична и именно поэтому нам необходимо её изучать, это позволит нам находить возможные решения проблем.
Цель данной работы рассмотреть исторический момент разделения Русской Церкви на две митрополии с последующим подчинением одной из них и дальнейшим их воссоединением.
 
 
Предыстория: Разделение на две митрополии.
 
Как известно, в 15 веке вследствие разделения Русской Земли на восточную под управлением Москвы и западную под управлением литовско-польского правительства Русская Церковь также делится на две митрополии — Московскую и Киевскую.[1,с.122]
Предпосылки к этому разделению начинаются с захвата в Москве киевского митрополита Исидора, который признаёт Флорентийскую унию, а затем бежит из Великого княжества Московского.
В 1448г. избран новый митрополит – Иона, без особых возражений Константинополя, а также признан Литовским княжеством. Это по сути уже является автокефалией северо-восточных русских епархий. 
Впоследствии сбежавший митрополит Исидор отказывается от титула в пользу своего ученика Григория(Болгарина). Григорий и последующие Киевские митрополиты теперь носят титул «митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси». В то время как в Москве, после смерти митрополита Ионы и избрания Феодосия,  митрополиты носят титул «митрополитов Московских и всея Руси». Вот здесь мы как раз видим самостоятельность Русской Церкви, хотя и не полную, а также чёткое разделение митрополий. [2,355-360]
 
 
Краткий обзор митрополий.
 
Во второй половине 15 в. Восточнорусская Церковь теряет зависимость от Константинополя и уже сама ставит и судит своих митрополитов Собором архипастырей. Если раньше великий русский князь всякий раз после смерти своего митрополита обращался к Константинопольскому патриарху и итератору, чтобы просить о назначении нового первосвятителя в России, то теперь власть избирать митрополита ложится на Собор русских иерархов с согласия великого князя.[3, с 2411]
Теперь Церковь может опираться на силу гражданской власти. Русская Церковь все больше отстраняется от греков.
 
Киевская митрополия развивается автономно. В церкви устанавливается выборное право, то есть свободными голосами выбирают священников, епископов и даже митрополита. Патриарх только благословляет его. Церковью руководит поместный собор.
Первые митрополиты после отделения от Московской митрополии признают Флорентийскую унию, но при этом поддерживают связь с константинопольским патриархом.
В начале 16 века новый митрополит Киевский и Галицкий Иона II, будучи противником Флорентийской унии, прекращает общение с римо-католической церковью.
Далее из истории мы знаем, что в итоге Люблинской унии в 1569г. Великое княжество Литовское входит в состав Речи Посполитой. Киев и Волынь отходят к польской Короне.
В 1596 г. Заключается Брестская уния иерархов Киевской митрополии и Римско-католической церковью. Лишь в 1620 г. Восстанавливается православная Киевская митрополия и митрополиты начинают носить титул «митрополита Киевского и всея Руси».
Русская церковь после утверждения патриаршества в 1589 г. получает полную самостоятельность в виде особого патриархата. Не станем перечислять всех патриархов и их заслуги в развитии Русской Церкви, а сразу перейдём к главному вопросу воссоединения двух митрополий и предшествующему шагу на пути к этому воссоединению.
 
 
Присоединение Малороссии к Москве.
 
С 1648 г. В Малороссии поднимается огромное восстание против польского владычества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Согласно Зборовскому трактату для разрешения и успокоения данного восстания, поляки обещают православным восстановить их права, посадить в сенате митрополита, а города, где ранее были православные школы, освободить от иезуитов. Речь шла даже об уничтожении унии в Литве и Украине. Но после успокоения восстания, все эти обещания попросту забылись польскими властями. Затем происходит  второе восстание Богдана Хмельницкого, менее удачное, в результате которого  в новом трактате, Белоцерковном, о сенаторстве митрополита и об отмене унии речи уже быть не может. Вследствие этого тысячи людей, в том числе и сам Богдан устремляются в Московское государство и в 1654 г. происходит событие, которое является важным шагом к последующему воссоединению митрополий. Это присяга Малороссии на Московское подданство [1,с. 182-184]
Это событие вызывает осложнения в взаимоотношениях России с Польшей и как и следует ожидать, в итоге приводит к войне .
В Москве патриарх Никон настаивает на этой войне и царь Алексей Михайлович по его благословению в 1654г.решается на этот шаг. Надо отметить, что патриарх Никон также убеждает царя в том, что присоединение Малороссии является важным шагом на объединение вселенской православной церкви и православной империи [4, с.454]
 
 
Воссоединение Киевской и Московской митрополии.
 
В вопросе подчинения Московскому государству западная Русь по сути разделяется на две партии, если можно сказать, на два лагеря. Одни, среди которых народ и простые казаки хотят стать подвластными православному царя. Однако шляхетство и казацкая старшина стремится остаться подданными шляхетской Польши. Высшему духовенству выгоднее номинальная зависимость от константинопольского патриарха,  нежели фактическая от московского. Митрополит Киевский Сильвестр Коссов долго не решается присягнуть московскому патриархату, ссылаясь на различные причины, в том числе на месть со стороны поляков. Его преемник Дионисий Болобан вместе с гетманом Выговским также отказываются от присяги Москве и становятся подданными Польши. В Москве управление западно-русской церковью вместо Дионисия возлагают на протопопа Максима Филимонова, после пострига в епископа Мстиславского с именем Мефодий. Его наместничество не признаётся ни греческим, ни многими другими западными патриархами. В свою очередь митрополит Дионисий также не признаёт даже его епископства и посвящает  своего епископа на мстиславскую кафедру, Иосифа Тукальского.
После такого поворота и измены гетмана Выговского Малороссия разделяется на две половины – польскую за Днепром и русскую по левую сторону Днепра. Начинаются измены гетманов, междоусобия. После смерти Дионисия в 1663 г. одной партией на западной стороне Днепра в митрополиты избран Иосиф Тукальский, другой стороной АнтонийВинницкий. После Иосиф попадает в плен к полякам и два года пребывает в тюрьме. На восточной стороне продолжает своё управление Мефодий, но вскоре переходит на сторону поляков. Далее он вместе с представителями монашествующего духовенства всячески протестует против избрания в Киеве московского митрополита.
Далее между Россией и Польшей наступает Андрусовское перемирие, завершающее активную фазу в Русско-польской войне, в результате которого Россия уступает полякам всю западноднепровскую Малороссию и все литовские завоевания. Заднепровский гетман Дорошенко поддаётся Турции, в надежде с её помощью освободиться от неволи поляков,  а те после слуха о том, что царь готов оставить всю Малороссию в подданство короля и под управление унии, укрепляются на восточной стороне. Мефодий вместе с гетманом Иванов Брюховецким также присоединяются к турецким силам, однако Брюховецкого, после измены царю Алексею Михайловичу и подчинению турецкому султану, настигает смерть от рук гетмана Дорошенко по причине желания оного захватить власть над обеими сторонами. Ранее Дорошенко обещал Мефодию независимую митрополию, а Брюховецкому гетманство с обеих сторон. В итоге он обманывает обоих и освобождает Иосифа Тукальского. Иосиф снимает сан с Мефодия и приговаривает к заточению. Мефодий бежит в Москву, но и там его сажают в заточение в монастырь за измену.
 
На восточной стороне Днепра отказываются повиноваться Мефодию. Здесь церковными делами управляет старший из епископов Лазарь Баранович Черниговский. После смерти Мефодия церковное управление на обеих сторонах Днепра переходит именно к Лазарю.
В 1686 г. Россия заключает с Польшей вечный  мир и сохраняет за собой всю восточную Малороссию и Киев. В других областях, оставшихся за Польшей, поляки обязуются вернуть православные епархии: Львовскую, Луцкую, Перемышльскую и Могилёвскую, а также дают свободу веры православным. Остаётся только избрать общего митрополита. Лазарь, будучи кандидатом, отказывается ехать на поставление в Москву, вследствие чего патриарх Иоаким ставит в митрополиты луцкого епископа Гедеона Четвертинского.
Далее в 1687г. Константинопольский патриарх после соборного совещания с другими патриархами соглашается признать зависимость Киевской митрополии от Московского патриаршества. Это становится концом разделения Русской Церкви. Однако не все области присоединяются к Русской Церкви, например литовские области и Галиция. [1,с.258-261]
 
 
 
 
 
Подвижники западно-русской Церкви 17 века.
 
Теперь стоит сказать немного о подвижниках и проповедниках Православной веры на западе. Начнём со времён принятия Брестской унии 1596 г. , где особым образом проявляют свои подвижнические и публицистические труды такие святые как Иов Почаевский, автор некой книги, хранящейся в Почаевском монастыре и ярый противник Брестского собора Афанасий Брестский, автор автобиографической полемической повести «Диариуш».
В свою очередь православные люди в западно-русских землях подвергаются гонениям. Есть и защитники православной веры, но их сила не распространяется дальше границ Малороссии, вдобавок сама грубость борьбы с унией не совсем входит в рамки религиозной борьбы. Именно поэтому церковь надеется на духовные силы, которых к счастью у неё достаточно больше чем у церкви униатской. Создаются братские школы, из которых потом выходят защитники Православия. Например киевское Богоявленское братство, вследствие которого создаётся училище. Затем гетман Сагайдачный строит Богоявленскую церковь, а патриарх Феофан даёт ей право патриаршей ставропигии. Первым настоятелем Богоявленского монастыря становится Исайя Копинский, а первым ректором братской школы Иов Борецкий, бывший ректор львовской школы.
Из острожских школ выходят уже ранее упомянутый митрополит Исайя Копинский, архимандрит Леонтий Карпович, автор полемического сочинения «Фринос» Мелетий Смотрицкий. Из львовских школ: автор Большого Катехизиса протоиерей Лаврентий Зизаний Тустановский, автор «Учительного Евангелия» проповедник Кирилл Транквилион Ставровецкий и многие другие.
 
Заключение.
 
В заключении скажем лишь о том, что несмотря на все разделения и междоусобицы, Святая Православная Церковь стоит столпом и по сей день, ибо что Богом установлено, то человеком уничтожено быть не может. Разделение Русской Церкви сегодня явление не новое, оно повторилось, ведь как известно история циклична и события в ней зачастую повторяются, меняются лишь государства. Однако как нам кажется, в ситуации с разделением митрополий народы почти те же, амбиции похожи, цели подобны прежним. Так может быть сегодня, взглянув в прошлое, отмотав время на несколько столетий назад, мы сможем предугадать последующие действия и разрешить предыдущие?