По караяновским местам Зальцбурга

Алла Чурлина
О чём всегда вам расскажут гиды, если вы находитесь в Зальцбурге? О великом маэстро XX века:
- о Моцартеуме, где он учился и где сегодня, как и в Высшей профессиональной школе Зальцбурга, проходят конференции, ему посвящённые;
- о доме Nr. 8 на набережной реки Зальцах и памятнике раб. Анны Хроми в его палисаднике;
- об отеле «Золотой олень» с проходом от Гетрайдегассе до площади его имени;
- о Фестивальном районе и его залах, где Караян творил музыку с коллегами;
- о Пасхальном фестивале, который он основал в Зальцбурге в 1967 с Берлинцами;
- о Кафедральном соборе, где он работал и был чтим к своим юбилейным датам посмертно;
- о фестивальных выставках, где ему посвящались витрины, стенды, залы;
- об Институте, архиве и фонде Караяна, созданным его вдовой и продолжающим поддерживать его традиции в творчестве;
- о Музее звуко- и видеозаписей в Жилом доме Моцартов, где можно слушать и его репетиции, и его выступления по всему миру;
- о его семье и друзьях;
- о его любимых местах в Старом городе;
- о его загородном доме в Анифе;
- о его вилле в Зальцкаммергуте;
- о его пристрастиях к быстрой езде и фирме Порше в Зальцбурге;
- о его мечтах в полётах и частном аэропорте города;
- о его любви к природе, к животным и к прогулкам;
- о его могиле на кладбище в Анифе.

Очень много поводов о нём вспоминать, но ещё больше - его слушать: как он работал с Берлинцами, Венцами, с музыкантами и певцами. О его гастролях в СССР. Сегодня его 112 год рождения.

*     *     *

ГЕРБЕРТ фон КАРАЯН. ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

Сказать «это мой человек» или «мы с ним на одной волне» - дорогого стоит. Особенно в искусстве. Тем более - в музыке. Профессия «дирижёр» штучный продукт, это сплав таких разноплановых проявлений человека, такого богатства раскрытых ресурсов, что трудно однозначно и безоговорочно полюбить сразу. В очерке-портрете Караяна мой добрый приятель, Андрей Александрович, директор Пермского театра оперы и балета, передаёт самые разные грани караяновской судьбы и натуры. Что-то я бы дополнила, с чем-то поспорила (гиды Зальцбурга въедливые штучки), но одно для меня крайне важно: Борисов пишет о человеке, с профессией которого сталкивается повседневно. Он пишет не как музыковед-теоретик, а как тончайший слушатель и глубокий ценитель музыкантов как личностей. Как будто в очередной раз решает для своего театра вопрос: берём или не берём его/её/их в работу? Вкусу и опыту этого автора я доверяю, поэтому хочу передать этим текстом тем, кто ещё не «открывал» для себя Караяна (и поверьте, таких людей ОЧЕНЬ много - за более чем 20 лет экскурсоводческий практики и более чем 40 лет педагогической я в этом к горечи своей убедилась), так вот - пусть люди любят/увлекаются/посвящают своё время чему угодно, но не забывают о звёздах. Одна из них - звезда Караяна. Это не «мой человек» и я не всегда с ним «на одной волне», но с юности, с занятий в музыкальной школе я храню ему благодарность. Сначала был он, потом Светланов и Рождественский, потом Темирканов и Мравинский, Янсонсы и Жюрайтис, Юровские и Арнонкур, Баршай и Рэттл, Бём и Курентзис. Но сначала был Герберт фон Караян.
_________________________
публикацию см. по данным: Андрей Борисов  „Герберт фон Караян: разбор полетов“
_________________________

05 / 07.04.2020