Франц Йозеф Гайдн

Алла Чурлина
31.03.1732 / 288 лет

Он был старше В.А. Моцарта на 24 года и ушёл из жизни в 77 лет 31 мая в 1809 году в Вене, пережив своего младшего друга на 18 лет. В Зальцбурге работал придворным органистом и композитором его младший брат, Йоганн Михаэль Гайдн (1737-1806). Он был коллегой отца и сына Моцартов, а для последнего - важнейшим педагогом по канону литургического письма. А со старшим братом Моцарт познакомился в 1781 году в Вене - в год своего судьбоносного решения не возвращаться в Зальцбург и искать места при дворе Габсбургов. И весь его «венский период» жизни и творчества был тесно связан с вниманием и поддержкой его таланта со стороны Йозефа Гайдна.

Оба брата Гайдны родились на границе Австрии и Венгрии в деревне Рорау в крестьянской семье. Их отец был каретным мастером и деревенским старостой, а мать служила кухаркой. Семья была очень музыкальной, оба брата впоследствии пели в хоре собора Св. Стефана в Вене. Это было стартом их музыкального будущего.

Йозеф Гайдн стал ведущим представителем Венской классической школы. За свою жизнь он написал великое множество работ: 104 симфонии, 83 струнных квартета, 62 сонаты для фортепиано, 4 оратории, 14 месс, 14 опер и массу иных симфонических и камерных произведений. Большинство его произведений - «это высочайшее музыкальное искусство, которое характеризуется мастерством и тонкостью письма, изобретательностью, уравновешенностью, изяществом, изысканным вкусом, чистотой и прозрачностью». (Пётр Мещеринов)

Жизнерадостность и доброжелательство его натуры отражены в музыке. Они отражены были и в его уговорах в их последнюю встречу с Вольфгангом в Вене, перед отъездом в Лондон. Моцарту не удалось договориться с англичанами принять его на полное обеспечение вместе с семьёй (с маленьким сыном и женой, которая снова ждала ребёнка). За их проживание и содержание композитор должен был бы платить самостоятельно. И Моцарт отказался от этого годового предложения, уступив место Йозефу Гайдну. Старший друг пытался убедить Вольфганга, что их примут с радостью обоих, что поездка принесёт им ещё большую славу и деньги (известно, что Гайдн за тот год в Лондоне в 1791-92-ом заработал больше, чем за 20 лет службы в капелле князя Эстерхази). Моцарт не решился рисковать здоровьем супруги. И его слова в ту их последнюю встречу оказались пророческими: мы не увидимся, возможно, более...


31.03.2020