Маленькое село на краешке России. Быково

Лидия Ведерникова
  Небольшое село, каких тысячи по России и десятки в нашем районе.  Село, откуда собственно и начинается Россия,  ее истоки и корни, хранилище ее исконности, мудрости, самости. Село  Быково с числом жителей чуть больше сотни несколькими улицами раскинулось в долине  среди  сопок.  Уютное, чистенькое, утопающее в садах, в которых как невеста в белом благоухает черемуха, скромно ждет своего часа цветения рябина, мощно высятся разлапистые ели и полощут на ветру свои тонкие ветви березы. Живут здесь в основном пенсионеры, несколько  домов с хозяевами  предпенсионного возраста, семь семей, где супругам за тридцать и две молодые семьи. Поэтому в селе много пустующих домов. Но то,  что дом дожидается своего нового хозяина,  без подсказки не поймешь, потому как, утопая в зелени садов, они не зияют пустыми глазницами  выбитых окон, не бросаются в глаза окнами, заколоченными досками или закрытыми ставнями. Покидая дома, хозяева на окнах оставили шторы, и они  так и стоят, дожидаясь новых жильцов. Вандализм и воровство считаются за тяжкий грех у быковцев.
    В таких понятиях и молодежь свою воспитывают. Она, эта самая молодежь (несколько девчонок и мальчишек от трех до десяти лет), встретила нас,  сидя на лавочке возле одного из трех магазинов, нестройным «здрасьте» и любопытными взглядами.  Смущение, присущее обычно первым минутам общения, прошло, когда  они с гордостью заговорили, что сами сделали спортивную площадку. Вместе с  ребятами постарше расчистили  территорию бывшей школы, вкопали столбы и натянули сетку- бывшую рыбацкую сеть, щедро выделенную одним из родителей. С гордостью говорили они, что тетя Люда (предприниматель Л.В. Линейцева)  пообещала им подарить настоящую сетку, и что они обязательно построят  на площадке беседку и лавочки.
    Манера поведения этих детей живо напомнила  одну официальную встречу в местном клубе, когда их деды и родители  с достоинством, без лишнего крика, с пониманием дела говорили  о недовольстве  работой власти, о сельских проблемах и нуждах. И не просто говорили,  а высказывали  конкретные, реально выполнимые  предложения.  Чувствовалась какая-то основательность и внутреннее самоуважение этих людей.
    То, что у ребят все  их планы сбудутся, не вызывает сомнений, потому что  быковцы  привыкли не надеяться на кого-то, а действовать сами. Живут своим хозяйством, скота почитай,  в каждом дворе держат, огородину сажают, общее дело сообща делают.  Так всем миром и ФАП отремонтировали,  и магазин «обществом» построенный отстаивали, и хряка-производителя для общего пользования по очереди держат, и клуб ремонтировать  планируют,   и на праздники вместе собираются -  благо есть свой гармонист Ильич. Он и  песни на слух подбирает,  и  сам частушки сочиняет.
    Это маленькое  село богато талантливыми  людьми. Есть здесь свои  столяры, печники,  мастерицы-рукодельницы, песенницы и даже свой  «Кулибин».
    Грешилов Николай Ерофеевич,  мужчина средних лет, приятной внешности,  с живым,  с некоторой  хитринкой взглядом,  поначалу  никак не хотел говорить о своих изобретениях: ничего, мол, особенного нет.  По профессии водитель, работал в колхозе, пока тот существовал, затем на лесу в Катангаре. В настоящее время своим хозяйством на жизнь зарабатывает. Фермером не числится,  хотя скота во дворе прилично.   Одно из его изобретений стоит  возле дома. Это модернизированные грабли: двое конных граблей,  соединенные вместе в тракторные. Так захват больше и производительность выше.  В «кулибины» он попал,  когда  сконструировал  сенокосилку: конную сенокосилку навешал на «Москвич» без кузова. Шесть лет отработала. Косит сено не только себе, но и соседей выручает.  Дома у него много разных модернизированных мелочей имеется, вот только показать их наотрез отказался: «Глупости всё это, каждый мужик сделать может».  С сожалением высказал, что задумок много, но  не хватает средств на станок и запчасти,   чтобы их реализовать. Правда, какие задумки, секрета не раскрыл.
    Своим же хозяйством в основном живет семья Натальи Николаевны Коноваловой, в которой кроме нее муж Александр, дочь Анюта. Двенадцать голов КРС, свиноматка с поросятами, кабан-хряк ( это нынче их очередь держать общественного производителя), куры, кролики, огромный огород, где растет все от картофеля   до баклажанов и  арбузов. За огородом техника: трактор, прицепные, машина.  Во дворе чистота, белизной встречают домотканые дорожки и самовязанные круги в сенях, а в доме современная обстановка:  стенка, цветной телевизор, компьютер, современный диван, красивый палас. Улыбчивая открытая хозяйка  по нашей просьбе пришла из магазина, где подменяла заболевшего продавца. Она официально числится социальным работником, на попечении которого четверо обслуживаемых, двое из которых труженики тыла. На вопрос, трудно ли работать с пожилыми, отвечает, что  работает  4 года, друг к другу уже привыкли,   к  каждой требуется свой подход,  даже каждый день, по настроению. А работа по обслуживанию  привычная. «Кроме полагающегося по перечню  услуг  делаем и то,  что попросят»- уточнила она.  Перехватив мой взгляд на бутылку водки, стоящую на столе, улыбается: «Это  бабе Маше  на настойку купила. Водкой ни я, ни муж не увлекаемся - зло это. Жалко, что люди  в селе пить начали больше. Раньше пили редко в каких семьях». Из дальнейшего разговора выяснилось,  что она еще и осеменением коров занимается, пока специалиста не нашли, и любит вязать. Прошу показать, и передо мной появляются необычные  чешуйчатые шерстяные носки, модная вязаная кофточка. На моё восхищение по поводу изделий  скомно возражает: «Ничего особенного, так вяжут  большинство женщин в селе. Вот фельдшер Лидия Дмитриевна -  настоящая мастерица. О ней нужно рассказать.»
 Удивляюсь: когда успевает. «Муж помогает, дочь уже взрослая- десятиклассница»,- улыбается она.  И на мое удивленное, что очень молодо выглядит для такой взрослой дочери, серьезно отвечает, что это счастье делает женщину молодой. «Мое счастье - муж, который бережет меня, уважает». Немного помолчав, Наталья  поведала грустную историю своего первого брака, когда осталась с десятимесячной дочкой без работы, без средств к существованию. «Добрые люди тогда помогли, культработники с. Фомичево. А позже своего Сашу встретила, тоже обожженного неудачей  первого брака. Живем теперь, друг для друга опора».
   На вопрос, нет ли желания уехать из села, пока еще молодые, Наташа отвечает, чуть подумав, категоричным «нет». «Хоть и тяжело физически живем, но жить можно. И хочу, чтобы  внуки  сюда в гости приезжали, чистым воздухом дышать, молоко натуральное деревенское пить и  труд наш ценить учились». 
   Такое желание дать возможность внукам прикоснуться к настоящей сельской жизни с ее романтикой и нелегким физическим трудом,  своеобразной крестьянской  жизненной философией  быковцев, появилось не только у Натальи. Приехали в село совсем недавно три семьи пенсионеров. А возможно, захотят приехать и те, кто сельского труда не боится. Ведь ждут своих новых хозяев дома, утопающие в зелени садов, со смешной по современным меркам ценой  и возможностью жить спокойной размеренной жизнью на земле.