14. Дело о Тяп-ляп

Филолог По Принуждению
Все герои и персонажи вымышленные. Любое совпадение является случайным. В уста главного героя вложены мысли и идеи автора. Внимание, в рассказе присутствуют сцены курения (18+). В виду того, что данный ресурс упрямо не воспроизводит некоторые шрифты, отдельные слова пришлось подкорректировать. Или в случае с греческими, приводить их в латыни или в русской транскрипции. Старославянская буква "ЯТЬ" заменена на русскую "Ё". Это ненаучно, но для художественного произведения позволительно. Для всех, кого интересуют исходные цитаты из словарей, просьба обращаться к первоисточнику, указанному в списке литературы.

Это дело было на «одну трубку», Филолог довольно давно положил его на «полку». Но в свете последних тенденций в политической конъюнктуре, решил показать. Потому как оно является весьма показательным свидетельством, как высокие технологии в родном отечестве, становятся синонимами халатности и разгильдяйства.

Критики славянства, принижая достоинство последних, в качестве аргумента часто используют исторический факт отсутствие каменного зодчества на Руси до прихода христианства. Дескать жили в землянках. Факты вещь упрямая. Но следует правильно понимать, что бытие определяет сознание. Если ты живёшь в тёплом или жарком климате, в местности с обилием горных пород. То смысл строить каменный дом, существует. Но если ты живёшь среди обилия лесов, в суровом климате, то строить каменный дом, это непозволительная роскошь. Его элементарно не протопишь. При обилии дерева, обладающего лучшими теплоизоляционными свойствами, каменное строительство избыточно. Иными словами, деревянное зодчество на Руси, это целесообразный, сознательный выбор, а не примитивизм.

Наткнувшись в словаре Даля, на статью:
 
Тяпать - Засечка, зарубка, метка. Локченый сруб разбирают и собирают по тяпкам. Тяпок, то же, засечка, рез. Рубить тяпком, тяпая легонько, носком топора. Насечешь тяпкой, не сотрешь тряпкой. Тяп тяпком - под белым платком (смерть)? Тяп, удар топором, сечкой, как: хвать, бряк и пр. Будто тяп да ляп, вот те и корабль! не вдруг, не сразу его построишь, не как-ни-попало.

Филолог По заинтересовался происхождением выражения ТЯП-ЛЯП. Все толкователи как под копирку твердили одно и тоже. Дескать звукоподражание из лексикона столяров и плотников. Тяп – удар топором, а ляп – промах. Удар боковой частью топора по бревну.

Выглядело всё это, с точки зрения По, не убедительно. Фразеологизмы представленные Далем, упрямо свидетельствуют, что ТЯП – это, не просто удар топором. А именно «засечка/знак». В тоже время: Ляп – «промах, ошибка», новодел. Возникший от лат. lapsus – «падение, ошибка».

Изучив лексику с корневой морфемой ЛЯП, По пришёл к выводу, что велика вероятность, что изначально ЛЯП – это, некий процесс соединения, сопровождавшийся характерным звуком. Таким образом, всё словосочетание можно истолковать как ТЯП-ЛЯП – «засечки соединять». Вспомним у Даля «Локченый сруб разбирают и собирают по тяпкам». Но от куда появилось пренебрежительное «делать кое как»?

Занимаясь этим вопросом, Филолог наткнулся на свидетельство данного вида строительства XVI века, которое оставил нам Фульвио Руджери в своём донесении папе Римскому:

«После того, как инженеры царя предварительно осмотрели место, подлежащее укреплению, где-нибудь в довольно далеком лесу рубят большое количество бревен, пригодных для таких сооружений. Затем после пригонки и распределения их по размеру и порядку, со знаками, позволяющими разобрать и распределить их в постройке, спускают бревна вниз по реке, а когда они дойдут до места, которое намечено укрепить, их тянут на землю, передавая из рук в руки. Разбирают знаки на каждом бревне, соединяют их вместе и в один миг строят укрепления, которые тотчас засыпают землей, и в то же время являются и их гарнизоны». (Андреев А.Р. «Неизвестное Бородино. Молодинская битва 1572 года. Иностранные свидетельства о русском войске XVI века».). http://www.hrono.ru/libris/lib_a/andeev14ar.html

Данная технология строительства, позволяла в очень короткие сроки возводить внушительные оборонительные сооружения: «Подобным образом во время похода на Казань весной 1551 года построен город Свияжск. Крепостные стены протяженностью около 2,5 километра, множество домов, складов и церквей были возведены всего за месяц. А в годы Ливонской войны сборным методом около Полоцка "с неслыханной быстротой" поставили несколько русских крепостей: Туровлю, Сушу, Красну, Козьян, Сокол, Ситну, Улу, Копие». («КРЕМЛИ, ДЕТИНЦЫ, КРОМЫ» В. Неделин, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Журнал «Наука и жизнь» №7 2001г.) http://www.nkj.ru/archive/articles/6409/

Таким образом, мы наглядно можем проследить логическую цепочку семантических переходов от древнего: ТЯП ЛЯП – «зарубки соединять» > «строить быстро» > «делать кое-как».

Вот так незамысловато, некогда передовое отечественное ноу-хау деревянного зодчества, в устах неблагодарных потомков, зашоренных раболепством перед Европейской культурой, стало синонимом лени, халатности и безответственности.


Литература:
1. Срезневский И.И. «Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам 9-15 веков» 1893 - 1912г.
2. «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера
3. «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов» под редакцией Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой, 2004г.
4. Старчевский А.В. «Словарь древнего славянского языка» 1899г., составленный по Остромирову евангелию.
5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»