Пространство любви

Ирене Крекер
Сегодня мне хочется рассказать вам историю, которая произошла со мной несколько лет назад и покажется вам невероятной, а для меня – это ещё одно доказательство того, что чудеса бывают.

За месяц до моего дня рождения в 2014-ом году я почувствовала, что должно произойти что-то необычное. В тот день одиноко сидела у окна, печально разглядывая    розы в палисаднике, и делала запись в дневнике жизни. Писала о том, что мне грустно и очень хочется, чтобы в этом году я получила необычный подарок. Последующие дни жила в ожидании чего-то невероятного.
 
К этому времени я работала лет пятнадцать в неврологической клинике медсестрой и, чтобы не впасть в депрессию, писала «Записки практикующей медсестры». Пришло время показать их какому-нибудь специалисту. Я думала об этом день и ночь, и однажды получила от друга по электронной почте сообщение о том, что в Москве состоится фестиваль «Нить Ариадны» для талантливых людей с ограниченными возможностями. "Отправлю-ка я написанное в жюри этого фестиваля, – подумала я тогда. – Кто знает, может, как медсестра (тогда я ещё не считала себя автором), описывающая реальные события из жизни людей с психическими отклонениями, я тоже смогу войти в число гостей столь необычного форума." Долго не размышляя, совершила задуманное, не очень-то веря в его положительный результат. Ачерез какое-то время забыла об этом.
 
И вот – свершилось чудо! В канун моего дня рождения я получила из Москвы письмо с сообщением, что приглашена на фестиваль. До последнего момента я не верила в свой счастливый случай, но на всякий случай всё же оформила визу. Когда мне выслали билеты по электронной почте туда и обратно и гарантировали бесплатное проживание и обслуживание в Москве, решилась поехать.
 
Пять дней фестиваля прошли на одном дыхании. В тот год у меня появилось много знакомых среди участников фестиваля.  В настоящее время он отметил десятилетие с момента создания. С гордостью могу сказать, что трижды была я в качестве гостя в Москве в дни его проведения. Особенно мне полюбились ребята с синдромом Дауна, артисты Пермской театральной студии «Пространство любви». Прожив с ними в 2016-ом году в течение нескольких дней на одном островке, в гостинице "Привет", я поняла и почувствовала, что они – такие же, как мы, только искреннее, честнее, великодушнее. "Солнечные дети", которых не коснулся тёмный луч цивилизации – такими они предстали передо мной в те ноябрьские дни.
 
Хорошо помню день постановки спектакля на театральной номинации фестиваля. Вспоминаю, как сначала мы посетили выставку художественного творчества, а к середине дня оказались в киноклубе Эльдара Рязанова. Проходим за кулисы, начинается подготовка артистов к выступлению: костюмы, грим – всё, как везде, как всегда. Чувствуется слаженность действий руководителей студий, родителей, сопровождающих детей на выступлениях, и самих артистов. Вместе они – единое целое, театральная студия, творческая и сплочённая, получившая уже признание в родном городе.

С Наташей Родиной, артисткой этой студии, девушкой двадцатилетнего возраста с синдромом Дауна, познакомилась в гостинице. Мы оказались в одном номере и сразу нашли общий язык. Позже, оставаясь вдвоём, говорили о музыке, артистах, певцах. К тому времени я уже закончила писать книгу о бардах. Сама находилась ещё под впечатлением работы над текстом, а девушка, приехавшая из Перми, охотно поддержала разговор на эту тему. Она знала песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Олега Митяева.

Позже, когда между нами пролегла ниточка доверия, Наташа рассказала и о себе. Живёт она с отцом и матерью. Окончила коррекционную школу. Получила специальность переплётчика книг. Искусство шить ей тоже знакомо. Но работу по специальности она не нашла, так и живёт на пенсию, выплачиваемую государством как человеку с ограниченными возможностями.
 
Наташа познакомила меня и с первыми шагами театральной студии "Пространство любви": "Как-то мне позвонили из общества инвалидов Дзержинского района и пригласили на встречу с профессиональной актрисой пермского театра Аллой Викторовной Мезенцевой. Нас пришло тогда только двое: Антон Мысляев и я. Алла Викторовна показала нам основные приёмы актёрского мастерства мимов. Нам понравилось – решили встречаться раз в неделю. Мы стали приводить своих друзей. И собралось нас семь человек. Свою маленькую театральную студию назвали «Пространство любви». В ней играют люди с ограниченными возможностями здоровья. Или, как считают некоторые, с безграничными возможностями. Вместе с нашей руководительницей Аллой Мезенцевой и режиссёром-постановщиком Андреем Максимовым мы начали готовить свои номера. Позже создали из них маленький настоящий спектакль".

За полтора месяца начинающие артисты отрепетировали первый номер, который назвали "Улыбайтесь чаще". Затем состоялся дебют на фестивале "Синяя птица". Этот фестиваль проводится в городе среди инвалидов ежегодно в рамках премии "Преодоление". Конечно же, на своём первом выступлении ребята волновались. Но когда зрители одарили их громкими аплодисментами, молодые артисты, по словам Наташи, "получили огромный заряд положительных эмоций. Это было приятно и здорово!". В тот день они стали обладателями Диплома второй степени в номинации "Оригинальный жанр".

Из выступления Аллы Мезенцевой на интернет-сайте 59.ру знаю, что отправной точкой для создания труппы, состоящей из артистов с синдромом Дауна, стал московский "Театр простодушных". Она рассказала слушателям о том, что в Европе есть театр, где актёры с проблемами здоровья работают профессионально: они дают представления, получают зарплату, ездят на гастроли… Алла Мезенцева – человек дела и профессиональная актриса пермского театра. С самого начала она поставила перед собой и родителями ребят цель – создать не театральный кружок, а театр-студию и выходить с театральными постановками в пространство города и края. Сегодня эта цель достигнута.
 
"Да, творчество имеет необыкновенную силу воздействия на людские души, на человеческие судьбы, – думала я вечером после спектакля, когда мы с ребятами возвращались в гостиницу. – Оно способно поднять человека над сиюминутными заботами, раздвинуть горизонты мира, в котором люди привыкли жить, оно врачует души и пробуждает прекрасные порывы. От него тянутся те нити Ариадны, которые на этом форуме света и добра связывают нас в единое целое. И этот праздник души невозможно забыть ни взрослым, ни детям, ни тем, кто в дни фестиваля был артистом, ни тем, кто оставался зрителем и занимал место на галёрке".
И так, через встречи и выступления, приходило к участникам фестиваля признание. Прощались мы зимним вечером, уставшие, приятно возбуждённые после заключительного вечера в киноклубе Эльдара Рязанова. Я оставила ребятам на память о себе небольшие сувениры в виде простеньких браслетиков. Позже мама Нади напишет: "Надежда не расстаётся с ним ни днём, ни ночью". А я пересматриваю фотографии тех дней и благодарю судьбу за эту встречу.
 
Пишу эти слова, а мыслями вновь нахожусь в Москве, на Четвёртом Московском фестивале "Нить Ариадны". Его творческую атмосферу невозможно передать обычными словами. Фейерверк чувств, помноженных на работу разума, и через общение с участниками фестиваля – подпитка важных источников жизненной энергии организма – лучшее доказательство нужности и необходимости его проведения. До сих пор живу на высокой ноте душевного подъёма от той волны, которая вынесла меня в заключительный день фестиваля на сцену киноклуба Эльдара Рязанова, переполненного зрителями, участниками и гостями фестиваля. В одном из очерков я так описала этот незабываемый момент:
 
"Раздвигая стоящих на пути в переполненном зале, бегу в направлении сцены. Всё ещё не веря, что меня там кто-то ждёт, не вникая в то, о чём говорит со сцены Аркадий Липович Шмилович. И вот я уже рядом с ним, у микрофона, слышу его подбадривающие слова: "Давайте экспромтом!" Для меня это значит: "Говорите о том, о чём душа просит. Я предоставил Вам аудиторию". Меня знают сегодня в этом зале не только как участницу фестивалей, но и как автора рассказов из книги "Несостоявшиеся судьбы. Из записок медсестры", в течение двух лет публикуемых в газете "Психиатрия. Нить Ариадны", которая распространяется в шестнадцати тысячах экземпляров в 31 регионе России. Сегодня я говорю слова благодарности организаторам фестиваля за предоставленную возможность быть участником этого уникального события. Говорю, что средства, затраченные спонсорами на проведение форума, спасут многих от одиночества, от разочарований в жизни, осветят последующие за фестивалем дни, месяцы и  годы  радостью от соприкосновения с искусством и пониманием того, что все мы на этой планете обладаем творческими способностями и в нас самих находится ключ к своей душе, своему месту в жизни, в конечном счёте, к своему счастью".

А когда я вернулась домой в Германию, в своё прекрасное зазеркалье, с холодным, разлитым в воздухе непониманием душевных порывов, я целый месяц не могла привыкнуть к состоянию, в которое моя душа должна была вновь вернуться. Но работа мысли продолжается, чтобы когда-нибудь, оказавшись вновь среди ставших родными людей, душа могла снова распрямиться и испытать мгновения счастья.
 
10.04.2020
Ирене Крекер

Продолжение
http://proza.ru/2020/04/14/79