В актюбинске командировка в пгт кандагач..

Виктор Бровков
Однажды поздней осенью, во времена Горбачёвской «Перестройки» .
Экипаж вертолёта Бурундайского ОАО (г Алма-Ата) приехал из города Актюбинск в посёлок Кандагач Актюбинской области (Казахстан) для работы с буровиками на Кандагачском нефтяном месторождении, находящемся в бескрайних казахских степях.
Работа была всем знакомая. Надо было менять буровые бригады, доставлять на буровые вышки оборудование для замены вышедших из строя деталей и агрегатов самих вышек и,  дизелей, работающих для выработки электричества. Но в основном работать с ОРСОМ развозя продукты питания, не только буровикам, но и по всему газопроводу «Дружба» и нефтепроводов идущих с месторождений на насосные станции Актюбинской и Уральской областей.
Поселок городского типа Кандагач, представлял из себя почти маленький город, построенный из пятиэтажек и трёхэтажных домов- общежитий в центре, но в основном, из старых саманных домиков оседлых казахов. На краю которого находились посадочная площадка для рейсового самолёта Ан-2, летающего в Кандагач через день из Актюбинска, и масса вертолётных площадок со стоянками для вертолётов. А вертолётчики там работали и из Узбекистана, Казахстана и Москвы
Каждый месяц у экипажей происходила «Ротация»- смена экипажей и авиатехников, один экипаж прилетал на работу, а другой ехал отдыхать, до следующей смены. «Газпромом», лётчикам предоставил трёхкомнатную квартиру в пятиэтажном доме на втором этаже, где были и холодильник, и телевизор с большим раскладывающимся диваном, и кухня с газовой плитой и набором посуды. В двух спальнях стояло по три панцирных железных кровати.
.Экипажи, когда менялись, ещё целый вечер и ночь проводили вместе. Обсуждали, как кто провёл время, какие были замечания по работе материальной части, то есть вертолёта, что надо сделать срочно, а что можно отложить на потом. Обычные деловые разговоры. Готовили завтрак и обед авиатехники, принося обед прямо на площадку, а вот ужин готовил лётный состав по графику, утверждённого командиром вертолёта. Но готовили все, и командир со вторым пилотом и бортовой механик.
 «Прощальный ужин» готовил весь убывающий на базу экипаж. Это была уже традиция, передаваемая из поколения в поколение пилотов.
Планировали смену, так, чтобы после замены, экипаж, прибывший для работы, мог хорошо осмотреть вертолёт, подготовиться в штурманском плане и поговорить с заказчиками. То есть, следующий день обычно был выходным.
 Да и экипажи могли отдохнуть, один после работы, а второй после перелётов и переездов для замены. Оба экипажа РАССЛАБЛЯЛИСЬ вечером, а затем расходились по спальням.
Утром, на стареньком «Пазике», отданном «Газпромом» для нужд вертолётчиков, шофёром обычно был авиатехник, добрались до аэродрома. Проводили улетающий экипаж до самолёта, а авиатехник остался, чтобы помогать нашему выполнять текущие регламентные работы на вертолёте, не останавливая вертолёт. Досконально подготовились к следующему рабочему дню, «Скинулись» на питание и на спичках, выбрали «Эконома и бухгалтера, отвечающего за харчи». Не знаю, как это получалось, но обычно эта должность доставалась второму пилоту. Приехали домой, и под руководством оставшегося техника, пошли знакомиться с достопримечательностями оперативной точки, то есть ПГТ Кандагач.
 Сначала сходили по двум магазинам, удивляясь богатству продуктов и промышленных товаров на полках, когда в магазинах Алма- Ата, и Актюбинска, где до этого работал экипаж восьмёрки, все продукты отпускались по талонам (Был как раз самый разгар перестройки). Затем отсидели два сеанса в видеосалоне и посмотрели, как Брюс Ли «мочит» всех своих соперников. Придя в квартиру, из  продуктов купленных с расчётом и на «потом», второй пилот сварил, огромную кастрюлю борща со свежей капустой и овощами, дня на три. Посмотрели по ящику программу «Время» и сыграли «Отбой!».
На следующий день, с восходом солнца, когда ещё первые её лучи пробиваются сквозь обычный в это время лёгкий туман, а воробьи с остервенением дерутся за найденную кем-то из них кучку конского помёта, Ми-8, оторвался от площадки с грузом продуктов и сопровождающей его продавщицей ОРС, и направился на ста метрах в сторону месторождения.
До самого горизонта, лежала вызженная солнцем степь. Глазу не за что было зацепиться, правда иногда попадались одинокие юрты со стадами овец, как правило в тех местах, где на карте обозначены были колодцы. Бортмеханик, сидя между командиром и вторым пилотом, шутил-«Как говорят казахи, зачем степняку деревья. Листва шумит, у степняка голова болит!» По этим юртам, второй пилот и вёл ориентировку и самолётовождение, иногда карандашом добавляя не обозначенные на карте ориентиры, для себя.
Лететь надо было аж за двести пятьдесят километров, а там прыгать от буровой до буровой, развозя заказанные буровиками в ОРС товары.
. Гудел редуктор, посвистывали машущие лопасти вертолёта, монотонно шумели вентиляторы в кабине вертолёта, командир с бортмехаником играли в карманные шахматы, лежащие на коленях у механика, не забывая одновременно и вести радиосвязь и контролировать приборы на приборной доске вертолёта, в салоне, на откидном сидении, похрапывала басом продавщица. Обычная рабочая обстановка.
Вот на горизонте показалась верхушка буровой вышки, стоящей в ложбине, и засверкало на солнце чёрное, маслянистое озеро добытой нефти.
Второй пилот убрал карту и достал пожелтевший от времени тетрадный лист, на котором были ещё в незапамятные времена, когда здесь работали Ми-4, нанесены буровые, с курсами до них и расстояниями. Эти «кроки», также передавались от экипажа к экипажу. Кроки ему сегодня передал авиатехник, извинившись, что забыл это сделать вчера. И только по этому второй пилот не перенёс всё находящееся на плане, на   свою карту. «Буровая номер один. Будем садиться или нет?» По СПУ спросил он. Бортмеханик, обернувшись толкнул продавщицу, ошарашенно глядящую со сна на него, и спросил у неё. «Нет, в заявке её нет, сейчас она передаст нам копию. Летим дальше» сказал он. Взяли курс на следующую буровую, оставив эту под собой.
Буровые, друг от друга располагались километрах в пятнадцати, двадцати, судя по плану с тетрадного листа. Это для экипажа восьмёрки было необычным, после Карачаганакского месторождения, где они были натыканы друг от друга на расстояниях не больше пяти километров. И последняя двадцать шестая «геологоразведочная» буровая вышка, обозначенная на карте у второго пилота, от первой была аж в ста километрах, на «кроках» их было всего пятнадцать, а остальные он «Содрал» с карты у предыдущего экипажа. «Так значит зачитываю заявку на сегодня. Буровые номер 5, 6, 8, 12,15 и 25. Все слышали?»- передал бортмеханик. Командир за себя и второго пилота ответил «Понятно, Витя, сделай поправку, идём сразу на пятую!». Второй пилот, на глазок с плана, изменил курс.
Минут через пятнадцать, увидели две вышки, «Которая из них наша?»- спросил командир вертолёта. «Должна быть та, что справа, а слева четвёртая» ответил помощник командира. «Сейчас узнаем. Лучшая штурманская ориентировка, это ориентировка с помощью опроса местных жителей!»-опять пошутил бортмеханик. «Взял управление на себя!»-сказал командир вертолёта, заходя на посадку на вертолётную площадку около буровой.
Приземлились. К вертолёту шёл здоровый буровик. «Хорошо, что Вы сели, я как раз на завтра передам с вами заявку, и документы для нашей бухгалтерии для начисления заработной платы»- под шум винтов прокричал он. «Это что за буровая? Нам нужна пятая!» также прокричал бортмеханик, забирая у него бумаги. «А Вы что новенькие? Это четвёртая, а то третья»-показал буровик пальцем на другую вышку. «А пятая там, через пять километров»-показал он пальцем чуть левее и вперёд. «Хорошо. Понял. Отходите подальше, мы будем взлетать!»-ответил бортмеханик.
«Ну что «Пан Блудила», это четвёртая буровая, а пятая там в пяти километрах»-вернувшись в кабину и занимая своё рабочее место, сказал бортмеханик второму пилоту и показал направление. «Первый блин комом!, значит так, пока мы не знаем, где какая буровая, и пока они не отмечены на карте, будем летать от буровой к буровой по плану, переданному нам. Это чтобы нам опять не заблудиться. Взлетаем!»-скомандовал командир вертолёта.
Глазомер у буровика был точный. Вскоре вертолёт приземлился на пятой буровой. Командир тоже оказался прав, и через некоторое время, летя по курсам и расстояниям плана расположения буровых вышек, экипаж, с посадками на плановых буровых добрался и до пятнадцатой. Здесь, отметив, с помощью мастера буровика её точное местоположение на карте. А буровики хорошо разбирались в картах. Проложили курс на «двадцать пятую эксперементальную глубокого бурения» и от неё прямо на Кандагач. Летели прямо на неё, оставляя на траверзе все остальные буровые вышки, видневшиеся вдали.
К вечеру, без обеда, экипаж вернулся домой в Кандагач. Плутание от буровой к буровой по плану, заняло много времени, да и на выгрузку товаров, тоже времени было затрачено прилично
«Не велика беда начало! Дальше всё наладится! А ты Виктор сегодня освобождаешься от всех работ, и занимаешься только картой и штурманскими расчётами! Всем всё понятно. Идёмте отдыхать!»-дал команду командир вертолёта.
Текло незаметно время, а вместе с ним и портилась погода, поползли низкие тучи, по утрам стал появляться долго не рассеивающийся туман, над головой потянулись стаи перелётных птиц, протяжно прощающиеся курлыканием с Родиной. Местами, земля покрылась первым снегом, превращающимся в «Снежный вихорь» при посадке и взлёте вертолёта.
Работа наладилась. И Ми-8-й, больше ни разу не заблудился, да и экипаж спрятал карту под сидение, уже по памяти зная, где какая буровая находится. Один раз летали на компрессорные станции с ночёвкой на одной из станций. Развозили продукты и смену рабочих, работающих «Вахтовым методом», на обратной дороге пришлось делать крюк, чтобы заправиться на уже почти заброшенном аэродроме Аральск, где оставался один диспетчер.
Приближалось окончание командировки. Остальные вертолёты разлетелись по родным гаваням, и остался один Алма-Атинский вертолёт
И вот однажды, после прилёта к обеду, на вертолётную площадку, экипаж застал на ней машину скорой помощи, и суетящихся авиатехников, несущих из вагончика жёлтый «Дополнительный бак»
«Мужики! Вам срочное санитарное задание! На какой-то геологоразведочной буровой, очень далеко от сюда по словам врачей»-кивок в сторону «Скорой»-«Произошло ЧП, пострадали два геолога, и их срочно нужно отвезти в Актюбинск. Вот координаты буровой вышки» сказал авиатехник, протягивая бумагу с заявкой на полёт и цифрами координат «А мы решили, что дополнительное топливо Вам лишним не будет»- добавил он.
Вышли из вертолёта. Навстречу, из машины скорой помощи, спешили два врача, один пожилой, а второй молодой. «Нужно срочно привезти пострадавших, время не терпит, там две тяжёлые травмы. Мы сами уже заканчивали приём в поликлинике, когда пришла эта заявка. Я хирург, а это травматолог мой стажёр»- обратился к командиру вертолёта пожилой мужчина. «Спешка нужна только при ловле блох!, А сейчас нам нужно сначала подготовиться. Отдохните, пока мы готовимся» остановил их командир.
В вагончике развернули карту и отметили по координатам место расположения буровой геологов. Она была километрах в ста от северного берега Аральского моря. Нанесли курс и расстояние от Кандагач до неё и от неё до Актюбинска.
«Ничего себе! Туда триста вёрст и оттуда ещё пятьсот, и садиться придётся ночью! Да технари правы, дополнительный бак нам будет не лишним. Виктор скажи им, пусть быстро устанавливают его и полностью заправляют все баки керосином. Сколько мы сегодня налетали? Два с половиной часа?  В санитарную норму не уложимся, но тут такое дело, что надо лететь! Надо людей спасать!»-была длинная взволнованная тирада командира вертолёта.
Через пол часа, вертолёт с врачами на борту был в воздухе.
Летели на предельной скорости. Внизу только мелькали, пожухлые кусты чахлых растений, кое-где покрытые снегом, и овраги, пересекающие курс вертолёта. Быстро темнело. Скоро земля и небо слились в одно тёмное пятно. При подлёте к буровой, которую увидели по освещению километров за двадцать, стало видно землю, покрытую белым покрывалом снега.
«Ну вот и добрались»-с облегчением произнёс командир вертолёта-«Виктор, передай время посадки. Вылет по готовности!»-добавил он.
Вертолётная площадка была ярко освещена прожекторами. Поэтому приземлились без проблем, и не выключая моторы забрали больных.
Через пять минут опять были в воздухе. Луны не было видно, и стояла чёрная темнота. Попросились на эшелон, и на 1200 метрах, «на всех парах» понеслись в Актюбинск.
В аэропорту приземлялись уже утром. Заруливали по команде диспетчера прямо к аэровокзалу, где вертолёт встречало машина «Скорой помощи» Пострадавших увезли в город. Врачи из Кандагача и экипаж вертолёта, после того как перерулили на стоянку вертолётов, пошли отдыхать в профилакторий. А на следующий день перелетели в Кандагач и продолжили работу. От дирекции Газпрома пришла благодарность с подарками.
Ещё несколько дней экипаж вертолёта работал с площадки Кандагач, а затем поступило указание перебазироваться со всем имуществом на зиму в Актюбинский аэропорт. Где и произошла очередная ротация. На этом всё.
.. …