В войну она была сверловщицей

Галина Александровна Романова
Ветерана Балашихинского литейно-механического завода Зинаиду Георгиевну Дёмину в прошлом году мы поздравляли с 90-летием. На БЛМЗ она отработала 50 лет, а первая запись в её трудовую книжку была занесена в 1943 году на Уралвагонзаводе. Сюда, в Нижний Тагил - в одно из пяти мест эвакуации БЛМЗ, в октябре 1941 пришли два эшелона из Балашихи. Первый – с оборудованием, второй – с рабочими и их семьями. Так 12-летняя Зина Круглова вместе с мамой, сестрой и братом оказалась в годы Великой Отечественной войны на Урале.

Из Балашихи они уезжали 16 октября 1941 года. Сначала всех эвакуированных расселили по частным домам в деревне Шайтанка, куда привезли с железнодорожной станции на машинах. Зине местный народ запомнился очень суровым, тяжёлым. Взрослые земляки-балашихинцы объясняли это тем, что уральские земли золотоносные, здесь полно приисков, а в деревне живёт много старателей. Потом, уже летом, для эвакуированных выстроили бараки. С земляками было жить проще, да и до Уралвагонзавода ходить ближе, приблизительно километра четыре. Жили по две семьи в комнате с железной печкой.

БЛМЗ был одним из двенадцати эвакуированных сюда предприятий. Здесь выпускались танки, в том числе знаменитый Т-34. Уралвагонзавод в наше время один из крупнейших танковых заводов мира. В 1943 году вместе с заводским отчётом И.В. Сталину была отправлена копия написанной испытателем танков харьковчанином И.И. Воскобойниковым картины «Седой Урал куёт победу». Эта картина, на которой мощный старик с седой бородой куёт лезвие меча на наковальне, стала символом надёжного тыла. В том же 1943 году начала ковать победу, работать для фронта и девочка-подросток Зина, которой до первой седины было ещё очень-очень далеко.

Мама Зины Екатерина Фёдоровна Круглова до войны работала на заводе в Балашихе подсобной рабочей, брат Николай – сборщиком, так что они сразу вышли на работу, сначала помогали устанавливать оборудование, а как только было организовано производство, стали работать на своих участках. Зина начала учиться в 5 классе местной школы. Хотя, что это была за учёба? Зина помнит, что от голода она, как и многие другие, просто обессиленно сидела за партой, опустив голову, и временами засыпала. Детям полагалось на карточку всего 200 граммов хлеба. И вот, следующей зимой, прораб по фамилии Тарасов сказал матерям: «Женщины, устраивайте своих детей на завод. Всё-таки 800 граммов хлеба по рабочей карточке, да обед в столовой, да зарплата».

Мастером на участке автоматов, куда определили Зину, был Николай Иванович Охапкин. И стала в тринадцать с половиной лет Зина рабочей. Утром вместе с мамой укутывались в то, что было, и выходили из барака. Ходили в валенках, чунях, утеплялись, наматывая на себя лохмотья, из обрезков шили рукавицы. Спецодежды тогда никакой не было, и в цехе работали в своей одежде. Зима, морозище, ветрище, вьюга, тьма. От самого барака до проходной протянута толстая верёвка, за которую надо было держаться, чтобы тебя не сдуло, чтобы не сбиться с пути. А Зину мама ещё одной верёвкой привязывала за руку к своей руке.

Зинаида Георгиевна рассказывает:
– Я выучилась на сверловщицу. Участок наш располагался в громадном корпусе, недалеко от нас были доменные печи, от них шло тепло. Полы были железные. Чтобы теплее было работать, каждому выдавали грелки. Это были мешочки из чёрной плотной ткани, в которых был насыпан какой-то чёрный порошок. Может, уголь? Мы клали грелки в два больших внутренних кармана на уровне груди. Я сверлила на станке гайки, снимала с них фаски, заусенцы, нарезала резьбу. Распределитель работ Аня посадит меня на стульчик, принесёт инструмент и заготовки, поднимет меня повыше, и я работаю, пока всё не сделаю. В специальную пластинку вставляла 10 гаек, нажимала ручку сверла и им снимала фаски. Потом метчиком нарезала резьбу. Ключиком закреплю и нарезаю. 12 часов рабочий день. Брат рассказывал, что они, сборщики, работали 4 часа, а 4 отдыхали, и так круглосуточно. Спали тут же, на заводе. Собирали они колёса для самолётов. Николай свою карточку нам отдавал, потому что их на сборке помимо карточки ещё и бесплатно кормили. А старшая сестра Лена в 1942 году добровольно ушла вольнонаёмной медсестрой в военную часть. Однажды я упала со своего рабочего стульчика у станка и сломала себе руку. Наверное, устала очень. Тогда меня поставили курьером разносить документы. Обедать мы с нашего участка ходили в столовую за территорию завода, и мама опять привязывала меня к себе верёвкой за руку. Каждый из нас сберегал кусочек хлеба, и мы шли туда, где на платформы грузового состава каждый день грузили готовые танки для фронта. Это делали приехавшие за танками молодые танкисты. Вот им-то мы и приносили хлеб. Они отказывались, не брали, а мы протягивали, вставали на колени и просили: «Пожалуйста, возьмите! Возьмите, чтобы не было войны скорее!»

Особенно запомнился Зинаиде Георгиевне случай с пленными немцами. В литейном производстве для двигателей отливались алюминиевые корпуса. Для стержневой смеси, из которой изготавливали стержни, привозили с сахарного завода в цистернах связующее – свекольную патоку. Однажды пришла цистерна, все уже ждали и бросились к ней с котелками. Взбирались и черпали через открытую крышку. Среди окруживших цистерну был один немец. Случайно он, наклонившись, чтобы зачерпнуть патоку, упал внутрь цистерны. Его вытащили. Тут подбежали другие немцы и стали эту текущую по одежде немца патоку прямо с него слизывать.
– Ели мы и чёрные отходы сахарного завода, и клей декстриновый в лепёшки добавляли, – вспоминает З.Г. Дёмина. – Вдоль дорог шиповник ходили собирать, а мать его варила. Летом и осенью выделяли грузовые машины, на них по очереди цехами ездили собирать кедровые шишки. Брат на дерево залезал, срывал и бросал их на землю, а я внизу в сумку собирала. Сначала мать шишки варила, чтобы из распаренных шишек вышла смола. Потом мы из них кедровые орешки вышелушивали. Весной, конечно, берёзовый сок собирали. В 1943 году нам выделили участочек. По ночам, после основной работы в цехе, а она была с 8 утра до 8 вечера, мы ходили в столовую чистить картошку. Нам разрешали собирали картофельные глазки на посадку, а ещё – очистки от картошки себе забирать. Заведующая проверяла, как мы работаем, тонко ли обрезаем картофелины. В столовой мы и котлы мыли, выскребая и съедая остатки, даже облизывали стенки котлов. Спали, закончив работу, тут же, а утром шли на свою смену. Очистки мы дома мыли, сушили, обматывая их вокруг железной печи, потом толкли. Добавив лебеду, крапиву, соль, пекли лепёшки. Лепёшки и сэкономленные буханки хлеба продавали или меняли на мыло, соль. В выходные дни ходили в баню. Одежду отдавали в жарку. На швах одежды были гниды, мы их грызли и выплевывали. На печке обжаривали одежду и ножами соскребали гнид. Мы боялись страшной болезни – сыпного тифа. Неприятно об этом рассказывать, но так было. И запомнилось на всю жизнь.

Врезались в память Зинаиде Георгиевне эти годы эвакуации: и чувство голода, и бытовые подробности, и невероятный труд, и холод уральских зим. Запомнилось, как показывали для заводчан документальную хронику, художественные фильмы. Однажды на экране перед проходной показали кино про Таню, Зою Космодемьянскую. И, конечно, не забыть 9 мая 1945 года. В этот день победы весь народ шёл к заводу, все говорили, кричали о том, что война кончилась. На заводе, вокруг завода – массовка. Играл духовой оркестр, все гуляли, плясали, пели. В столовой был праздничный обед.

Эвакуация завершилась только в октябре 1945 года, когда эшелоном заводчане со своими семьями вернулись в родные балашихинские места, выдержав эвакуацию, напряжённый труд, потери родных и близких. У 15-летней Зины была теперь трудовая книжка и два года трудового стажа. Именно в годы Великой Отечественной войны Зинаида Георгиевна Дёмина стала членом большой трудовой династии Дёминых Балашихинского литейно-механического завода с общим трудовым стажем в 212 лет.

В эти апрельские дни получила Зинаида Георгиевна Дёмина юбилейную медаль «75 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», памятный подарок – настенные часы и 50 тысяч рублей. Ждёт праздник День Победы и знает, что рядом с ней будут её четыре внука, пятеро правнуков и дети. Счастливые! Они не видели войны! Они любят свою прабабушку, бабушку, маму и гордятся ею. Уважаемая Зинаида Георгиевна! Коллектив ОАО «БЛМЗ» поздравляет Вас с наступающим Днём Победы! Кланяемся Вам! Будьте здоровы! Долгих лет жизни Вам!