Гайдаровские реформы - причины и необходимость

Владимир Колтовский
К жизни в девяностых у россиян разное отношение. Правда, у основной части россиян – негативное. А что же, собственно, произошло на переломе 1991-1992 годов? И что представлял собой поздний СССР 1991 года?

Начнем с того, что к концу 1991 года в стране не осталось ничего в плане того, что можно было бы продать своим гражданам – ни одежды, ни промтоваров, ни продуктов. Можно долго рассуждать, кто был в этом виноват – Горбачёв, враги, путч, цены на нефть или какие-то неведомые расхитители или масоны, факт остаётся фактом.

Так же и с деньгами. Если нет товаров в магазинах, то это означает, что деньги этой страны превращаются в простые бумажки. Не понимать этого – значит, либо лукавить, либо не иметь вообще никакого понятия об экономике. К декабрю 1991 года у меня скопилось на сберкнижке около 13 тысяч рублей. Понимая, что нас всех ждёт с переходом на рыночную экономику, мы с женой поставили себе цель – в течение месяца потратить все эти деньги, чтобы тем самым уберечь их от обесценивания. Нам была нужна швейная машинка, желательно импортная. Как сейчас помню, в нескольких комиссионных магазинах я видел в продаже швейные машинки «Ягуар», но к середине декабря от них не осталось и следа. Поэтому пришлось покупать отечественную «Чайку» за 5 тысяч рублей. Повезло ещё, мы купили, наверное, последнюю швейную машинку в городе.

И кто же, спрашивается, виноват в том, что цены в январе 1992 года взлетели в несколько раз? Ельцин с Гайдаром? Ведь товары в магазинах появились, и какие же на них должны быть цены? Неужели такие же, как при пустых прилавках? Кстати, председатель ВС РСФСР Хасбулатов в 1991 году был сторонником рыночных преобразований, но в первый же день 1992-го, походив по магазинам, так «искренне» возмутился ценами, что сразу же начал перетягивать на себя одеяло власти, выступая в роли «защитника народа». Пока его не остановили танки в октябре 1993-го. И кем же он был? Обычным лицемером.

Очень меня удивляют те граждане, которым было совершенно невдомёк, что деньги обесценятся в 1992 году. Даже «общество обманутых вкладчиков» образовали. Ведь тогда даже мне, 27-летнему парню без экономического образования, было предельно ясно, что деньги пропадут, и единственный способ их спасти – своевременно потратить, хоть на товары, хоть на доллары.

Главная заслуга Ельцина и Гайдара в том, что, благодаря им, российские деньги снова стали деньгами в полном смысле этого слова, получив товарное наполнение. Да, это привело к тому, что вроде как возросло количество бедных людей. Однако, если разобраться, были ли богатыми, или хотя бы обеспеченными, советские граждане позднего СССР, которые имели много денежных знаков и низкие цены, но не имели возможности приобрести на них, эти знаки, даже самые простые товары?

А как же быть с «развалом экономики»? Ходит такое мнение: «только РФ понесла за время правления Ельцина ущерб, превышающий в 2,5 раза весь ущерб, который понес СССР за время войны». Согласен. Однако посмотрим, возможно ли сравнивать эти две вещи?

На 1941 год промышленность СССР более-менее соответствовала мировому уровню. Тем более, что создавалась она во многом под руководством специалистов из капиталистических стран. К примеру, строительством ГАЗа руководили специалисты американского автомобильного концерна «Ford». И, к примеру, доменное производство того времени вполне соответствовало общемировому уровню, тем более, что чугун и сталь были основой тогдашней экономики.

И по уровню ВВП СССР хоть и отставал от США, но остальные страны он опережал, даже Германию. Так, ВВП на 1941 год (в $млрд, согласно сайту газеты "Завтра"):

СССР – 417
США – 1094
Германия – 344
Франция – 130
Великобритания – 316
Италия – 144

И, как я уже писал, уровень и структура советсткой промышленности тогда вполне соответствовали мировым стандартам, за исключением перекоса в сторону тяжелой промышленности.

Я всё это пишу для того, чтобы объяснить следующую вещь: за годы войны была частично разрушена советская промышленность, которая была, может быть, не самой передовой в мире, но вполне соответствовала мировому уровню.
Рассмотрим ситуацию на 1991-й.

К началу 90-х годов прошлого века структура ВВП развитых стран кардинально изменилась. Так, произошедшая научно-техническая революция привела к тому, что, компьютеры из счётно-бухгалтерских аппаратов превратились в основу систем автоматического управления предприятиями, позволяющие быстро перестраивать производство на выпуск новой продукции. А использование робототехники позволило заменить монотонный человеческий труд на конвейере роботами-манипуляторами. Также многие детали, производимые ранее из черного или цветного металла, постепенно становились пластмассовыми, делая ненужным переизбыток выпускаемого металла.
 
Благодаря этому продукция становилась менее затратной, более лёгкой. Последнее было особенно важно для производства автомобилей, так как уменьшалось потребление горючего и снижалась их стоимость для производства и потребителя.
Также появились такие отрасли, как HiTech, IT. С постепенным облегчением пересечения границ получил дополнительное развитие туристический и гостиничный бизнес, развитие сферы обслуживания.

Что же касается СССР, то НТР обошла его стороной. Во многом это связано с ошибочным решением руководства страны прекратить разработку средств вычислительной техники, перейдя на копирование зарубежных образцов. После этого решения СССР окончательно стал не ведущей, а «догоняющей» стороной, и структура его промышленности оказалась в основном законсервированной с 60-х годов.
При этом в странах Запада постепенно уменьшалась доля тяжёлого неквалифицированного физического труда, повышались требования к образованию и квалификации работников.

А у советской промышленности и науки достижения ограничивались только созданием единичных и опытных образцов, в том числе и в космической отрасли. Создать массовое производство качественных и недорогих товаров для народа советская экономика была неспособна.

Бесспорно, успехи в освоении космоса – огромное достижение советской науки, однако на благосостоянии её граждан это никак не сказывалось. Наоборот, космос и военная промышленность съедали львиную долю ресурсов страны, а производство товаров для народа и продуктов питания финансировалось по остаточному принципу.

Как-то несколько лет назад мне попалась на глаза одна «антисоветская» книжка. Называлась она «Страны мира. Краткий политико-экономический справочник», издательство политической литературы, Москва 1980.

В этом справочнике приводится информация по всем странам: данные о населении, политическом устройстве, экономике. Причём данные о национальном доходе капиталистических стран отсутстствуют. Правда, как видно, по недобросовестности редакции, данные одной из стран всё-таки попали, а именно, Западной Германии, ФРГ.

И что же здесь такого, спросите вы. Отвечаю. Согласно приведенным в справочнике данным, национальный доход этой страны (3-й по уровню среди капстран) на 1978 год составлял в рублях, по курсу 100 марок=37.17 руб., 478,4 млрд рублей на 1978 год (страница 100 издания). Национальный доход СССР на 1979 год составлял 438 млрд рублей (страница 11 издания).

И это третья по уровню страна! А ведь в это время население СССР составляло 265 млн человек, а ФРГ – около 60. Про природные ресурсы даже и говорить не хочу.
Правда, стали СССР выплавил в 1979 году 149 млн тонн, в то время как ФРГ – 46 млн тонн. И куда же, спрашивается, пошла выплавленная советская сталь, если продукции он произвёл меньше при производстве стали в 3 раза большем?

Отвечаю. Можно прочитать, что станки, произведённые в СССР, пользовались спросом в США и Японии. Просто после получения их сразу отправляли под пресс на металл, а деревянные упаковки – на производство мебели. А о тысячах произведённых танков написано немало и без меня...

Про работу остальных отраслей производства можно прочитать там же, в этом же справочнике.

Спрашивается, нужно ли было тащить с собой в 21 век всю эту уродливую неэффективную материалозатратную махину производства «со смещённым центром тяжести», хоронившую под собой силы людей и природные ресурсы страны?

Кстати, уважаемый читатель, если ты думаещь, что процессы развала некоторых отраслей промышленности происходили только в СССР, то ты глубоко ошибаешься!
Я живу в Израиле, в Иерусалиме. Так вот, около здания моей работы находились три огромных старых заводских корпуса, полузаросшие бурьяном. Понятно, что когда-то, годы назад, там кипела жизнь, однако к 2010  году там не осталось ничего, кроме стен и зарослей сорняка. И примерно в этом же году там началось бурное строительство, которое завершилось спустя пару лет открытием гипермаркета в одном корпусе, автомобильной стоянки – в другом. Третий пока пребывает в том же состоянии, однако, надеюсь, ненадолго. Кстати, половина иерусалимских гипермаркетов построена на основе бывших производственных помещений.

Также в Иерусалиме, и вообще в Израиле, существует немалое количество промзон-призраков, то есть бывших промышленных районов с пустыми, постепенно разрушающимися заводскими корпусами. Я проезжал через подобную промзону Атарот, находящуюся на севере Иерусалима, где существует даже давно не действующий аэродром. Короче говоря, раздолье для любителей промышленного туризма.

И что же, израильские социалисты и коммунисты (которых, кстати, немало) кричат о развале израильской экономики? Ничего подобного. Они прекрасно понимают, что ход времени не остановить, и в постиндустриальном обществе наибольшее значение приобретает производство высоких технологий и сфера обслуживания, которым нужны совсем другие предприятия.

После развала СССР проклинаемое многими правительство Гайдара пыталось переструктурировать производство, чтобы оно хоть как-то соответствовало мировому уровню. Но, как это уже неоднократно бывало в истории, «патриоты» задавили в зародыше все эти начинания, совместными усилиями убрав реформатора с политической арены. А президент РФ Б.Н.Ельцин не проявил политической воли в отстаивании интересов страны, позволив свернуть реформы. Даже референдум 1993 года, давший всенародную поддержку президенту, и расстрел Белого дома в октябре того же года, мало что изменили.

По моему мнению, отставка правительства Гайдара и начало чеченской войны в 1994 году положили конец либеральным реформам в РФ, а дефолт 1998-го полностью их похоронил, показав гражданам, что первоочередной задачей властьпредержащих стало наполнение своих карманов.

В результате, благодаря «патриотическим» и «левым» силам, а также отсутствию политической воли руководства страны, Россия упустила свой шанс войти в современное постиндустриальное общество, и пока её граждане будут плакать и сожалеть о «разваленной советской экономике», их страна будет торговать нефтью («торговать Родиной», по словам И.В.Сталина) и всё ниже скатываться в «сырьевые придатки Запада».