На расстоянии вытянутой руки. 17 часть

Оля Сома
73.
А дни летели.
Я старалась их не считать, как это бывает в фильмах, когда в календаре зачеркивают очередной прошедший день, все приближаясь к отмеченной дате. Я очень старалась не думать о времени, его всегда казалось мало. И старалась не думать о еде, её дома у мамы почти никогда не было, а у бабушки похлебка или каша... а так хотелось молока и котлет. И жить.
И еще много всего хотелось, оно было аккуратно записано на листочке, и некоторые пункты уже отмечены как выполненные.
Иногда думала, что будет, когда все мои желания из списка исполнятся, а я останусь жить дальше. И эта пустота пугала. Неужели к тридцати годам мне не о чем будет больше мечтать? О чем мечтают люди в таком взрослом возрасте? Когда моей маме исполнилось тридцать, мне было шесть и я не помню, чтобы она особо о чем-то мечтала. Все её занятия сводились к работе, уборке дома, приготовлению еды, чтению книг и вязанию. Неужели к этому возрасту моя жизнь станет такой же скучной и монотонной? Такие перспективы совершенно не радовали.
А что же будет с моими тренировками? Начала вспоминать и вдруг поняла, что ни разу не видела группы ушу для взрослых. Это совсем плохо. Хотя вряд ли меня могут остановить занятия в группе с детьми. Уговорила себя, что все не так плохо, и при любом раскладе буду заниматься, не важно в какой группе. Да, тот парень вообще занимался один, для себя, и результаты очень даже не плохие. Но до этого еще надо дожить, а пока...
Все мысли были заняты самосовершенствованием, изучением возможностей своего тела, пределов нагрузок и растяжки.
На любое занятие я шла с желанием узнать что-то новое, научиться чему-нибудь, испытать новые ощущения, добиваться маленьких побед. Не ради одобрения педагогов, не ради возможности быть лучше других, а ради себя. Ради того, чтобы мне самой понравилось то, что делаю. Не было смысла делать это для кого-то. Хотелось преодолеть свой страх, свою неуверенность.
Очень хорошо, что именно в то время была возможность посещать разные занятия. Общение в разных коллективах с людьми, имеющими совершенно непохожие приоритеты, разную жизненную позицию и ценности, раскрасило мою жизнь небывалой палитрой эмоций.
В школе наш класс делился условно на несколько групп, так сказать по интересам. Многое делали вместе, "дружно", в лучших традициях стада. И эти стадные навыки совершенно не сочетались с моим внутренним миром. Так бывает, когда ты явно не командный игрок. Но приходилось существовать в заданных обстоятельствах и я делала вид, что ничего не могу и не умею, так меньше шансов, что тебя загребут в команду по... да по чему угодно. К старшим классам все окончательно успокоились и перестали предпринимать попытки сделать меня частью команды. Очень хорошо. Урок освоен: Не хочешь вариться в общем бурлящем котле - встань в сторонке и прикинься поленом, чем деревяннее тем надежнее, и от тебя отстанут.
В рок-лаборатории занимались в основном студенты институтов, школьников там не припомню. Дурачков с бестолковыми шутками там не было, не могло быть. Собирались думающие ребята и девушки, их разговоры и обсуждения были уровней на пять выше школьной болтовни. Там я в основном слушала, наслаждаясь поворотами их мыслей, открывая для себя интеллектуальный юмор, который был великолепен. Пытаясь запомнить все новые умные слова, молча впитывала эту атмосферу доброго взаимоотношения, тактичности и интеллекта. Там конечно случались споры, без них никак, но что это были за споры...
В отличие от школьных : "... ты козел, зачем сломал мою ручку! Это не я, это он! Нет, она сама упала и сломалась!.."
В рок-лаборатории спорили например о роли Йоко Оно в судьбе Джона Ленона, как она повлияла на его творчество, жизнь и как менялась его музыка после их встречи. Приводилось множество аргументов в защиту своих позиций, заявлялись письменные источники, выдвигались целые теории... Я любила слушать эти споры. В них не было тупой агрессии, они были гениально легки. Особенно все любили моменты, когда в спор вступал сам преподаватель, и порой выдвигал совершенно новую позицию, третью в споре. Казалось, в его голове помещалась библиотека, видеотека и огромный генератор идей. Он всегда отстаивал свои идеи, ссылаясь на прочитанные факты, перечисляя их и вспоминая где и когда они были напечатаны. Феноменальный человек. И он давал рецензии на мои стихи. Он комментировал каждое, поясняя что интересно получилось, а что лучше не повторять. И никогда не заставлял переписывать неудачные. Он принимал меня как существо вдохновения, которое летит только вперед. И вероятно понимал, что лучше не останавливать переделыванием старого, чтобы не мешать появлению нового. Единственное, что он всегда просил меня делать - сохранять все мои стихи, не терять, не выбрасывать. Вероятно, он надеялся, что когда-нибудь я созрею до них и перепишу с новыми мыслями.
Урок освоен: Всегда можно найти компанию, в которой будет комфортно. Люди настолько разные, и обязательно найдутся такие, что подойдут именно тебе.
На занятиях ушу был несколько другой уровень... сознания я бы сказала. Не было глупых разборок, не было высокоинтеллектуальных бесед. Окружала атмосфера древнего духа китайского мастерства совершенствования себя, движений, понимания движений. Это был скорее всего институт искусства движений. Целенаправленных движений. Мы учились слышать себя, свое тело, закалять и укреплять его. Работая в парах и выполняя приемы, учишься понимать механику движений тела другого человека, чувствовать его в контакте с тобой, понимать границы своих движений и давать возможность ему учиться понимать твои движения. Не бояться и довериться другому, понимая, что он только учится. Терпеть боль и прощать конечно тоже надо уметь, без ошибок не бывает тренировок.
Урок бесконечного познания себя. На стадии изучения.
Цирковая студия жила полной бурлящей жизнью. Нельзя сказать, что там строго следили за дисциплиной, за ней не следили, и это всем очень нравилось. Можно было опоздать и никто ничего бы не сказал, но обычно мы не опаздывали, не желая упустить ни минуты. Было постоянное ощущение подарков и радости, иногда казалось, что это чей-то день рождения. В группе собрались исключительно жизнерадостные девочки и мальчики разных возрастов. Если было желание, мы проводили разминку сами по очереди. Во время растяжки весело обсуждали происходящее и постоянно соревновались у кого лучше шпагаты, мостики и складки. Выполняя прыжки, помогали и подсказывали друг другу, никто не ругался и не смеялся над новичками. И можно было сразу заняться снарядами, если не было настроения заниматься гимнастикой. Всегда в корзине лежали мячики для жонглирования, у стены стояли обручи, рядом катушки. Подходи, бери, тренируйся - всё что хочешь. Никто никого не заставлял ничего делать, но не было ни одного просто сидящего без дела человека. Веселая цирковая суета. Время от времени чьи-то голоса звали преподавателя, после этого демонстрировали новое достижение и все их поздравляли с новым трюком. В такой обстановке учишься не зацикливаться на неудачах и ошибках, просто пробуешь и пробуешь новое, снова и снова, пока не получится. А не получилось - не беда, всегда есть на что переключится. И в итоге, перепробовав все предложенное, определяешься чем тебе хочется заниматься в ближайшее время, что интереснее всего. И не важно, что через месяц ты можешь поменять свои предпочтения, важно только саморазвитие и радость самопознания. Если ты научишься разным трюкам с разными предметами, то в итоге из всего этого может родиться уникальный номер, который сможешь выполнить только ты.
Урок освоен: Не бойся нового, не бойся неудач, делай то что нравится, веселись!
Джиткундо. В то время представлялись мне как подпольные скрытые тренировки ниндзя. На них учили круто драться маленькую группу подростков, и о них нельзя было рассказывать. Кто бы устоял?! Крутизна этих занятий зашкаливала по меркам старшеклассников, и для меня соответственно тоже. Было сложно, непонятно, и казалось невыполнимо. В таком состоянии мы практически не общались друг с другом, каждый был занят собой. Лишь через месяц-два, когда начали пробиваться первые результаты, показался маленький лучик надежды на выполнение наших задач, мы заметили друг друга и наконец поговорили. Разговоры не были агрессивными, но доверием явно не пахло. У каждого прятались свои тараканы в голове и выводить их на свет никто не хотел. Ну и ладно, может не стоит. Как взаимодействовать в этой группе было совершенно непонятно, и долгое время все держали дистанцию, ограничиваясь вежливым приветствием и не стремясь дружить.
Урок освоен: Уважай чужую территорию. Не хотят общаться - не лезь.

74.
Итак, с той самой первой тренировки Джиткундо изменился мой подход практически ко всему. Понимая, что в руках шанс стать хорошим бойцом, упускать его не собиралась. Это не значит, что в планах были бесконечные драки. Мне нравилось ощущение уверенности. Разве плохо уметь постоять за себя? Поверьте, в 90-е это был очень ценный навык. Да и когда он был плох?
Как показала практика неудачного спарринга, все упражнения должны быть направлены на скорость. Все без исключения. А значит, самое время улучшить навыки быстрого реагирования, быстрого принятия решения. Сестра мне была в помощь.
Это мелкое создание разбрасывало одежду и игрушки по квартире с такой скоростью, что мы с мамой вдвоем едва успевали убирать за ней. Скоростная приборка - то что надо для тренировки. Если проходя по коридору успеть рассмотреть всё, что валяется и висит, успеть сообразить что это такое и в каком шкафу должно лежать, и успеть собрать нужное на ходу, то за пару-тройку проходов по этому коридору можно убрать всё. В правила этой игры включались штрафные баллы - они давались за те вещи, которые не были опознаны и не унесены со своим заходом. Сначала это веселило, потом раздражало, а потом в правила игры были внесены изменения, которые разрешали дополнительный рейд по остаткам, и если за одну минуту они оказывались ликвидированы, то игра считалась выигранной. Умение быстро соображать и принимать решения на ходу, игра "Экспресс уборка".
Да и в школе появился особый интерес, теперь моей задачей стало раньше других найти ответ на вопрос. Не важно, что я никогда не поднимала руку и не отвечала. Ответ было важно найти раньше других, а не сказать раньше других. Увлекательно оказалось.
Хорошую реакцию и сосредоточенность развивало жонглирование. И дома под потолком стали каждый день летать три картошины, потом скалка (имитирующая булаву).
Сосредоточиться на выполнении своей задачи, не отвлекаясь на внешние факторы, помогали занятия в цирковой студии, где всё шумело, летало, прыгало и иногда взвизгивало, вскрикивало и падало.
И конечно после каждой тренировки ушу я очень ждала спарринги. Нужно было пробовать новые навыки в бою, но к сожалению контролировать быстрые удары очень сложно, не всегда вовремя остановишь, и наши это быстро заметили, и отказывались вставать со мной в пару. Единственная надежда была на тренера. Только это поддерживало меня морально, помогало идти дальше.
И на любой тренировке силовая подготовка направлена только на скорость - качаем резче, на выдох. Присед - с резким выпрыгиванием. Удары - быстрее, на выдох. Качаемся везде где можно - дома, в автобусе, в школе . В моих карманах поселились резиновые эспандеры, которые сопровождали меня везде - на улице, в школе, на занятиях рок-лаборатории. Это так изматывает. Приходя домой вечером после всех дневных приключений, сил хватало только упасть на кровать и уснуть. Но...

75.
Наступило непонятное состояние, мысли жужжали в голове, не давая уснуть. Чёртик гонял их розовым сачком с криками "Йо-хо-хо!" и не планировал отдых. В те вечера я просто лежала в темноте, наслаждаясь отсутствием движений, расслабившись сливалась с кроватью. А в голове, по ощущениям, полным ходом шла дискотека. Мой чёртик взрослеет, он уже не маленький, так просто спать не уложишь. Договориться невозможно, он просто ничего не хочет слышать, болтает без умолку, песни орет, стихи придумывает нецензурные... У кого был такой же, тот меня понимает.
И однажды я решила, раз уж все равно не сплю, послушаю музыку. Плеер всегда рядом, заряжен к утренней пробежке. Только кассету поменяла на более спокойную, надела наушники, и... Вот оно счастье - сквозь занавеску льется лунный свет, в темноте расслабившись, сливаюсь с завтрашним днем, и мягкий низкий голос Виктора Цоя мне поет про звезду по имени солнце... С первыми звуками музыки чёртик замолчал, не в силах сопротивляться. И вместе с группой Кино мы уплыли в сон.
Только плеер спасал меня в те неспокойные ночи. Чем громче куролесил чёртик, тем громче я прибавляла звук. Иногда в плеере гремело - "... группа крови на рукаве..." или " ... в наших глазах крики вперед!..." Думала ли рок-группа Кино, что под их мотивирующие хиты, спетые в визжащих залах, будет сладко засыпать девочка с косичкой. Это были чудесные спокойные сны, после которых сил прибавлялось вдвое больше.
Умение засыпать среди шума... ребята, это бесценный навык.