Посредница между двумя верами-2

Наталья Швец
Султан Мехмед II, который до конца жизни с уважением относился к мачехе и довольно часто использовал ее как посредницу в дипломатических контактах, в том числе и во время переговоров с дожем Венецианской республики, пожаловал Маре несколько городов и поместий. В их числе указывается македонский город Ежево и окрестные села, бывшие монастырские земли около Салоник и владение в области Дубочица, около нынешнего Лесковаца и пр.

Как уже говорилось выше, молодая сербка, даже будучи замужем за султаном, не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной и верной служительницей христианской веры. Именно благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Причем, покойный султан Мурад и молодой Мехмед II никогда не препятствовали этому. Более того, Мехмед позволил мачехе взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну.

Традиция, заведенная Марией Бранкович, понравилась многим другим султаншам и они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

Рассказывают, что больше всего Маре хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского. Эту обитель очень любил ее отец Георгий Бранкович, построивший здесь храм во имя своего Святого покровителя Георгия Победоносца.

Мария взяла с собой на Афон десять ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Согласно легенде, она во главе торжественной процессии стала подниматься в гору, но на полпути услышала голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы».

Женщина упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу ей поспешили игумен с братией. Он передала им святыни и вернулась на корабль. На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мара, установлен крест, называемый Царицыным, а в стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

Драгоценные дары, принесенный сербской правительницей и женой султана, с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни. После ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносят к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...

Интересные факты о Маре Бранкович

Мара Бранкович содействовала изданию султанского фирмана о перенесении мощей Св. Ивана Рильского из старой болгарской столицы Тырново — в Рильский монастырь, которому подарила икону Святой Богородицы. Шествие 1469 года было художественно описано Владиславом Грамматиком, который писал, что отныне «Западните Български земи пак да се осветят и да се напътят към добро».

В 1459 году турки снова вторглись в Сербию. Маре Бранкович пришлось принимать беженцев у себя в Ежево, где у нее имелась мастерская писцов и ремесленников. Она также продолжала служить посредником между двумя державами. Ее влияние распространялось даже на назначение церковных чиновников.

Мара Хатун, называемая Мехмедом II «моя мать, Деспина Хатун» - умерла 14 сентября 1487 года в Ежево, точное местонахождение которого не установлено по сей день, и была похоронена в Святом монастыре Святой Марии.

В современной Хорватии есть город под названием Ежево, но это явно не тот город, где когда-то жила Мара. С учетом того, что женщина принимала активное участие в османских делах, кажется маловероятным, что ее пристанище находилось столь далеко. Скорее всего, Ежево было небольшой деревней или же поместьем, расположенным где-то поблизости.

Имя Мары носит область Мариово в Македонии, бывшие личные владения и освобожденные султаном от налогов и присутствия мусульман; а также побережье между Салониками и полуостровом Кассандра — Каламария.

Дожив до глубокой старости, Мара Бранкович скончалась 14 сентября 1487 года в Ежево.