Крестоносцы

Елеон Горчинский
Некоторые священники порой требуют от прихожан непременного ношения нательного крестика, из-за отсутствия которого могут отказать ему в причастии, исповеди или венчании. Однако следует понимать, что «тельник» никогда не был обязательным атрибутом верующего. Давайте разбираться. Тему следует разделить на две части: первая – традиция ношения крестика и вторая – является ли она догмой.

Апостолы нательного (наперсного) креста не носили. Христос с ними был сам. С верующими Христос ощутимо присутствует благодатью Святого Духа. Соответственно, ношение крестика носит избыточный, факультативный характер. Хочешь, носишь, хочешь, нет. Не следует православным обычаям придавать характер магии, а кресту – функцию оберега. Лично я ношу крестик, но уверен, что не носящего не стоит автоматически считать нехристем.
 
Массовое употребление нательного креста изначально как раз и было попыткой вытеснить из жизни новоиспеченных христиан магию. Такой вывод напрашивается из бесед Иоанна Златоуста, который, обличая в IV в. матерей, возлагающих на детей амулеты и обереги, писал: «Говорить ли о перевязках, погремушках, привешиваемых к руке, красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие? Не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста».

До IV в. христиане иногда носили на шее медальоны с изображением закланного агнца или распятия. Свидетельства о ношении креста впервые появляются в актах VII Вселенского Собора, в которых говорится, что мученик Прокопий (303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (304). Древнейшие кресты были монолитными - каменными или металлическими и носились на шнурке, продетом в просверленное отверстие.

В Византии ношение креста поощрялось, но не вменялось в правило. Такая же ситуация сложилась и на Руси. В старину многие надевали кресты поверх одежды, когда выезжали в город, в гости, они были красивыми и изящными. Дома, в повседневной жизни, кресты снимались. Впрочем, кто-то носил "тельники" постоянно, они были скромными - каменными или медными.

Предписание надевать на крещаемых нательный крестик впервые появляется лишь в XVII веке в Требнике патриарха Иоасафа. В середине XIX в. некоторые российские литургисты стали настаивать на обязательном его ношении. Впрочем, и после этого носили кресты далеко не всегда. Если мы обратимся к Требнику, по которому сегодня совершается чин Крещения, то в нем нет ни единого слова о нательном крестике. На крещаемого велено надевать только белые одежды. Крестик на шею – русская традиция, которая в богослужебном Уставе или канонах не зафиксирована. В Греции, к примеру, крест носят лишь желающие.
 
Возможно, кто-то  вспомнит о таком документе, как «Совместное заключение Представительства РПЦ при Совете Европы и Института государственно-конфессиональных отношений о правовой оценке установления запрета на ношение на работе нательных крестиков в Великобритании», где в качестве косвенного богословского обоснования приводятся 73 и 82 правила VI Вселенского собора. «Грустно, - пишет по этому поводу известный питерский священник-миссионер Константин Пархоменко, - что порой наши церковные политики действуют по иезуитскому принципу: цель оправдывает средства», ведь никакого отношения указанные правила к данному вопросу не имеют.

Смотрим правило 73: «…изображение креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем уничтожать, чтобы знак победы нашей не был оскорблен ногами ходящих по нему» -  церковное постановление о том, что нельзя изображать крест на земле, например в орнаменте мозаики полов, чтобы его не попирали ногами.

Смотрим правило 82: «…повелеваем отныне образ агнца, вземлющого грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца» - закон о том, чтобы Иисуса Христа писали на иконах не в символическом виде барашка (агнца), а в принятом Им человеческом облике.
 
Ссылки не работают.

На фото картина Г. Михайлова «Девушка, ставящая свечу перед образом». 1842. Мы видим верующую девицу, на которой нет не только платка, но и нательного крестика. Сейчас бы такую в храм не пустили.
 
PS Между верующими часто идут споры о форме креста: какой крест благодатный, какой нет. Так, в православной иконографии делается крен на спасительность страданий - Господь на распятии как бы обнимает все народы, в католической - ранее подчеркивалось величие распятого, затем акцент сместился к натурализации – провисающие руки и проч. Нередко кресты украшаются различными персонажами, надписями, деталями. Но есть и очень простые, например, иерусалимский – два скрещенных столба.
 
Преподобный Феодор Студит говорил: «Крест всякой формы есть истинный крест». Тем более, что и самый наиправославнейший из них является стилизацией под дохристианский символ. Известно, что в те времена вертикальные столбы намертво вкапывались в месте казни, и осужденные на смерть, включая Спасителя, несли лишь верхние перекладины, необструганные и грубые столбы. Руки осужденных прибивались к этой перекладине, затем ее подтягивали наверх и вкладывали в специальную ложбину. Затем прибивали ноги. Крест получался Т-образный.