Под Новый год

Рина Огнева
В этот год зима началась как никогда рано. Ещё не успели облететь последние листья, как в воздухе появились маленькие белые пушинки. Первые заморозки оставляли по утрам на пожелтевшей траве ледяную росу. Днем эта роса под лучами тусклого солнца таяла. К вечеру снова подмораживало. А потом несколько дней подряд шёл снег. Казалось, что даже зимой за один раз не выпадало столько снега. И уже в начале декабре он лежал в городе на всех улицах, крышах, на всех заборах. Деревья стояли в богатых белых шубах. А в воздухе держался легкий мороз.
                Хорошо как в декабре,
                Город словно в серебре.
                Снег пушистый, чистый, новый
                Лег на мостовой
                И столбы накрыл
                Нарядной шапкой меховой.
                Белой скатертью дороги все покрыл
                И повис клоками вдоль перил.
                Нарядился город в шубу снежную
                И искрится в блеске серебра,
                Красоту оставил прежнюю
                И стоит в наряде изо льда.
Днем Катя как обычно возвращалась домой из школы. Она уже училась в третьем классе, поэтому сама добиралась до школы и обратно. Школа находилась в нескольких кварталах от дома девочки. Катя жила с родителями и младшей сестрой Ирой в старой части города. Здесь еще сохранилось много старинных домов. Большая часть их была построена более ста лет назад. Это были и потемневшие от времени деревянные дома с резными наличниками на окнах и красивыми узорами на дверях, и двухэтажные каменные дома с колоннами. Кате очень нравился этот район города. Как говорила Катина мама: «Идешь по этим улицам и словно в начале прошлого века оказываешься. Вот кажется появится повозка с лошадьми или дама в длинном платье, выходящая из большого дома напротив». Да, действительно, время тут будто остановилось. Здесь не было торговых центров, офисных зданий, магазинов. По этим улицам не ездили автобусы и прочий общественный транспорт. Даже машин тут было мало, словно они объезжали эту часть города, боясь нарушить тишину работой моторов.
Зимой улица преображалась и становилась очень уютной. Снег, словно теплым и пушистым пледом, укрывал все дома, заборы, столбы и фонари. Если с вечера и всю ночь шел снегопад, то утром было не пройти. Но зато все жители домов дружно выходили с лопатами и расчищали улицу. И сугробы были будто горы.
Дома Катя сама разогрела себе суп. А после обеда решила почитать. Уроков в школе задали немного: заканчивалась последняя учебная неделя в этом году. И поэтому свободного времени было много.
Как-то Катя и мама в книжном магазине купили книгу про праздник Рождества. В ней рассказывалось, как дети готовились и отмечали этот замечательный праздник еще сто и более лет назад. Сама книга была иллюстрирована яркими картинками и фотографиями. Девочке очень понравились стихи и рассказы про зиму или Новый год, представленные в книге. И еще Кате очень нравилось это время года.
И вот Катя устроилась поудобнее в большом кресле и открыла книгу.  Перед глазами запестрели разноцветные картинки с изображением елки, новогодних игрушек и подарков. Девочка узнала, что и сто лет назад дети с таким же нетерпением ждали елку, подарки. Обещали себя вести хорошо в наступающем году и конечно же дружно веселились на празднике елки. Но особенно Кате понравился один рассказ. В нем говорилось про мальчика, которому приснился сон под Рождество. Во сне к мальчику прилетели бабушка и дедушка с поздравлениями и подарками на воздушном корабле. Далее в рассказе говорилось про множество других диковинных вещей, таких как приводимые в движение посредством хитрой пружины елочные игрушки, крошечные электрические огоньки на каждой ветке елки или перемещающиеся с помощью кнопки праздничные блюда. Люди в начале прошлого века верили, что через каких-нибудь сто или сто пятьдесят лет будут изобретены такие чудесные машины и приборы. И такие чудеса появятся в каждом доме.
Катя закончила читать рассказ и задумалась. А ведь действительно они в чем-то были правы. Все елки в домах украшены маленькими электрическими огоньками, елочные игрушки с помощью батареек приходят в движение. Потом Катя еще немного почитала, а после решила сделать уроки, чтобы вечером снова сесть за любимую книгу.
И вот вечером домой вернулась мама, а почти следом за ней папа с Ирой. Вся семья села ужинать. У Кати была масса впечатлений от прочитанного рассказа и в целом от книги. Ей очень хотелось поделиться с родителями и сестрой. Но у маленькой Иры тоже было много впечатлений, которыми ей хотелось поделиться. И она первая начала рассказывать, как сегодня рисовала открытки к Новому году и как украшен детский сад к празднику. И скоро будет утренник, а на него придет сам дедушка Мороз, чтобы поздравить ребят и подарить подарки.
- А еще мне дали рассказать стихотворение, и я его уже выучила, - гордо заявила Ириша. – Мне за него дед Мороз большой подарок даст.
- Расскажи, солнышко, - приветливо попросила мама.
Девочка немного задумалась, приложила пальчик к нижней губе, а потом громко стала рассказывать стихотворение:
                Мы украсим дом гирляндой,
                А на елочку шары
                Разноцветные повесим
                Как красиво, посмотри!
                И хрустальные снежинки
                Закружились за окном,
                Эти маленькие льдинки
                Пляшут в танце озорном.
                А сегодня праздник главный:
                Наступает Новый год!
                Встретить мы его все рады,
                Пусть он счастье принесет!
- Как здорово, умничка, Иришка! Какое большое стихотворение выучила – обрадовались родители.
Ира довольно заулыбалась. Ей и самой очень нравилось это стихотворение. За него дед Мороз точно даст самый большой и самый лучший подарок.
Затем после ужина папа с Ирой ушли играть в железную дорогу, а Катя решила маме рассказать про книгу, которую они купили на днях.
- Она очень интересная, столько всего можно узнать, - начала Катя.
- Ты про что? – не поняла мама.
- Да, я про ту книгу, помнишь купили недавно? В ней рассказывается как сто лет назад дети Рождество и Новый год отмечали.
- Я и сама хотела ее почитать. Так что порекомендуешь? – спросила мама.
И Катя поделилась впечатлениями от прочитанного.
- Это действительно интересно. Пожалуй, в свободное время прочту, - заинтересовалась мама.
Катина мама подошла к окну и посмотрела на улицу.
- Представляешь, а сто с лишним лет назад здесь так же шел снег, стоял легкий мороз и люди готовились к Рождеству. Они покупали подарки своим родным и друзьям, несли елки домой, готовили праздничный ужин, - вдруг сказала мама.
Почему-то мамины слова врезались в память девочки. Она пошла в свою комнату и снова открыла книгу. Перед сном Катя решила еще немного почитать. Ей попалось одно небольшое стихотворение неизвестного автора:
                Елкой пахнет на весь дом
                Острые иголки.
                И снежинки в декабре
                Белоснежно звонки.
                Ветер в вальсе закружил,
                (Не дает спуститься),
                Снежных странниц, что хотят
                В городе укрыться.
Но не успела она прочитать и нескольких строк, как вдруг услышала какой-то шум на улице. Точнее это было несколько звуков улицы, смешавшихся в общий городской шум. Катя несколько удивилась, ведь их дом находился на тихой улице, вдали от проезжей части. Да и в это время прохожих практически не было. И все же девочка подошла к окну и отодвинула занавеску. Увиденное сильно поразило Катю. На улице мягким светом горели необычной формы фонари, то и дело быстро проезжали повозки, запряженные лошадьми, а на пустыре через дорогу разместился самый настоящий елочный базар. На одной его стороне вырос дремучий еловый лес. Каких только елок здесь не было. Были и совсем маленькие, были и ростом со взрослого человека, а чуть подальше находились настоящие елки-великаны. Только иногда из-за пушистых красавиц появлялись шустрые мальчишки и снова исчезали в этом чудном еловом лесу. А бегающие рядом собаки, словно настоящие волки. Среди этого хвойного великолепия степенно прогуливались дамы, они неспешно выбирали елку к празднику. 
По другую сторону стояли палатки с елочными игрушками, рождественскими подарками и прочими товарами. Толпа народу сновала от одного торговца к другому. Дети резво бегали и веселились, в то время как дамы неторопливо ощупывали и осматривали товар. Чуть поодаль расположились ряды с продуктами. И здесь также было много народу.
В целом же царила веселая предпраздничная суматоха. Проходившие люди были поглощены этой общей суетой. Некоторые под мышкой несли маленькую елочку домой. У кого-то она уже была наряжена. Елки же намного выше человеческого роста укладывали на сани, либо тащили несколько человек. Все настолько были заняты, что никто не замечал стоящую около окна девочку.
Катя в изумлении застыла у окна. В первые несколько секунд она ничего не понимала и лишь мысль металась в голове: «Как же я не заметила такой базар, когда шла домой из школы? И мама с папой тоже не заметили. Не мог же он появиться так быстро. И почему на лошадях ездят? Может такой аттракцион?»
Катя так была удивлена увиденным, что не сразу и заметила самого очевидного. И только через некоторое время она поняла, что все посетители базара были одеты в старинную одежду. У женщин меховые шляпки, длинные пышные юбки, муфты на руках. И в целом они выглядели, как с тех фотографий и картинок книги.
На елочном базаре было много народа, каждый был занят своим делом. Катя все смотрела и смотрела на людей, на приезжающие и отъезжающие экипажи. Ей очень хотелось позвать родителей и сестру, чтобы и они увидели это чудо. Но девочка не в силах была оторваться от увиденного. Так она и стояла у окна.
Иногда до Кати доносился чей-то мужской бас или тонкий, но громкий женский голос. Слышались шутки и следовавший за ними громкий смех, лошадиное ржание и скрип полозьев.
Вдруг от одной палатки отошел мальчик лет десяти. Он в руках держал какую-то вещицу. Вертел ее в руках и кажется, что был очень рад своей покупке. Мальчик также был одет в старинную одежду. На голове теплая шапка с меховым отворотом, а длинное, ниже колена, пальто подпоясывал красный кушак. Щеки мальчика заметно раскраснелись то ли на морозе, то ли от волнения.
Тут он поднял голову на Катин дом и заметил девочку в окне. Мальчик помахал Кате рукой, а потом стал показывать свою покупку. Это оказался игрушечный аэроплан. Про такой же Катя прочитала в своей книге. У него еще крутится пропеллер и аэроплан может какое-то время летать над землей. А внутри сидела фигурка авиатора. Мальчик ближе подошел к Катиному дому, и она теперь могла слышать, что он ей говорил. Мальчик приглашал Катю спуститься вниз и вместе запустить аэроплан.
- Иди сюда, выходи. Запустим аэроплан, - радостно кричал мальчик. – Скорее, скорее.
Мальчик что-то еще прокричал, но Катя уже не расслышала его. Шум елочного базара заглушал голос.
Катя заулыбалась и уже решила спрыгнуть с окна и побежать на улицу. Но почему-то вместо этот повернула голову в другую сторону и медленно прикрыла глаза. И словно в ту же секунду резко открыла их. Рядом с девочкой стояла мама и трясла её за плечо.
- Катя, Катюша, просыпайся, - повторяла мама. – Уснула прямо на окне.
Рядом на полу лежала книга.
- Мама, там на улице елочный..., - Катя быстро повернулась к стеклу, но тут же замолчала. Она не могла поверить своим глазам. Елочный базар со всеми его посетителями куда-то исчез. Пустырь лишь слабо освещал уличный фонарь. Его свет мягко ложился на чистый, нетронутый снег.
- Что там на улице? – спросила мама.
- Да так, ничего, просто показалось, - быстро ответила девочка.
Мама подняла книгу с пола, закрыла её и положила на Катин стол.
А девочка так и продолжала смотреть на улицу. Но там всё так же тускло светил фонарь.
- Завтра папа привезет ёлку, - вдруг сказала мама. – Наряжать будете?
Катя с сестрой всегда очень любили наряжать ёлку. Мама, как обычно, доставала коробку из верхнего ящика. В ней лежали новогодние игрушки, гирлянды, мишура, фигурки деда Мороза и Снегурочки. Большая часть игрушек была куплена в магазине. Но несколько игрушек было сделано мамой. Их Катя больше всего и любила. Для этих игрушек мама вышила на канве новогодние сюжеты. Затем из фетра сшила в форме сердечек игрушки, а на них пришила готовую вышивку. Здесь были изображения оленя, снеговика, украшенной елочки, деда мороза, елочного шара и другие новогодние сюжеты. Катя с сестрой даже спорили, кто из них повесит с каким изображением игрушку: кто со снеговиком, а кто с елочным шаром. Еще на елку вешали конфеты. Правда сказать, конфеты исчезали с елки уже к концу следующего дня. Иногда на ветках оставались висеть пустые фантики. Окна украшали разноцветной гирляндой. С улицы, как стемнеет, было интересно смотреть на мигающие огоньки. А также сестрам нравилось находиться в комнате, когда выключен свет и включена гирлянда. Это было очень сказочно.
На следующий день папа действительно принес елку. А вместе с ней в доме появился приятный хвойный аромат. Мама достала коробку с новогодними игрушками. В этом году девочки заранее договорились насчет игрушек, поэтому никаких споров не было. Родители периодически заглядывали в комнату и только удивлялись:
- Слышишь, а в этом году тихо и спокойно украшают елку. Надо же, даже не верится.
И вот через некоторое время елка была полностью наряжена. Сестры остались довольные своей работой. Оставалось украсить только окно, но мама позвала всех ужинать.
После ужина родители остались на кухне. Девочки пошли в комнату, где стояла елка.
- Надо ее сфотографировать, пока конфеты все целы, - как бы невзначай произнесла Катя и посмотрела на Иру.
- Ты тоже их ела, - обиделась сестра и сердито посмотрела на Катю.
- Тогда ничего не трогай, я скоро вернусь.
И Катя побежала к себе в комнату за телефоном. Она сделала несколько фотографий елки:
- Покажу завтра девчонкам в классе.
После Катя вышла из комнаты, а Ира осталась сидеть около елки. Проходя мимо кухни, Катя прислушалась к разговору родителей.
Папа уже домывал посуду, а мама сидела на кухонном диване и что-то вслух читала в планшете. Тут она заметила Катю:
- Катюш, вы уже управились с окном?
- Да, Ира теперь из комнаты не уходит, - ответила девочка.
- Посиди тогда с нами, если хочешь - предложил папа.
Родители начали обсуждать планы на ближайшие новогодние праздники. Как и в прошлом году Катина семья собиралась на турбазу. Там они все вместе катались на лыжах, на коньках или просто гуляли по зимнему сосновому бору. Катя уже хорошо держалась на коньках, а вот ее сестренке только предстояло это освоить. И Иришка с нетерпением ждала новогодних каникул, а особенно поездки. Да и новенькие розовые фигурные коньки были куплены.
И еще папа сказал, что купил билеты на новогоднее представление в цирке.
- Вот нашла статью про Новый год. В ней рассказывается, как раньше его отмечали. Интересно узнать. Кстати, а на нашей улице в начале прошлого века проходил…, - начала говорить мама.
- Елочный базар? – продолжила Катя.
- Да, верно, - сказала мама. – Ты тоже читала про это?
- Нет, просто догадалась.
- И как раз напротив, на пустыре.
Сидя уже у себя в комнате, Катя все смотрела в окно. Как и вчера шел крупными хлопьями снег, а фонарь тускло освещал пустырь. Кате вспомнилось небольшое стихотворение из той книги про новогодний праздник:
                Закончилась осень, пришли холода,
                Со снегом, метелью настала зима.
                На санках, на лыжах катиться с горы
                Зима приглашает толпу детворы.
                Вот снежные крепости, замки, дома.
                И даже весь город из чистого льда.
                И в каждом дворе снеговик-часовой
                Встречает прохожих как будто живой.
                До позднего вечера смех, суета.
                Вот сколько веселья приносит зима!
Настроение у девочки было праздничное. Она теперь с улыбкой вспоминала свой сон под Новый год.