Гордись Россией, если сможешь

Михаил Ярославцев
Не думал, что когда-нибудь буду подобное писать. Неприятно как-то, неправильно. Как будто нарушаешь некое табу. Но и не написать не могу, потому что кто, если не я? Кто замолвит слово о двадцати пяти тысячах (!) людей, которых моя Родина бросила в чужих странах без возможности вернуться домой?
До чего же противно сознавать, что твоё родное государство, страна, которую ты с рождения считаешь своим домом, предала своих граждан. Нет, это не громкие слова и не пафосное заламывание рук. Это сухие факты.
Изложу в виде краткой хроники событий в отдельно взятом королевстве Тайланд.

22 марта 2020 года. Тайланд ужесточает требования для въезда иностранцев. В частности, от россиян начинают требовать справку об отсутствии коронавируса, выданную не позднее чем за 72 часа до въезда, и страховку от коронавируса на 100 тысяч долларов. Естественно, такие требования соблюсти нереально, в Тайланд перестали прилетать иностранцы.
Аэрофлот переносит свои рейсы на апрель, S7 гонит пустые самолеты в Тайланд и возвращает полными выезжающих из Тайланда россиян, чартеры отменяются один за другим.

24 марта 2020 года. Посольство России в Тайланде начинает собирать данные о россиянах, желающих вернуться домой но не имеющих такой возможности. Тех, у кого есть билеты на регулярные рейсы, просят не беспокоиться и лететь своими рейсами.

26 марта 2020 года. Собрано 15000 заявок. В Россию летает только S7, в Новосибирск, Владивосток, Красноярск и Иркутск. Желающие улететь в другие города России начинают нервничать и массово подавать заявки на продление визы, чем перегружают посольство России и иммиграционную службу Тайланда.

31 марта 2020 года. Росавиация по решению оперативного штаба по борьбе с коронавирусом в России отзывает у авиакомпаний разрешения на регулярные рейсы из Тайланда. В аэропорту Бангкока скапливается несколько сотен человек, у кого были билеты на регулярные рейсы авиакомпании S7 на 31.03.2020. Все рейсы задерживаются почти на сутки. Часть рейсов просто пропадает из расписаний, часть приобретает статус «отменён».

01.04.2020 года. Все регулярные рейсы из Бангкока переводятся в статус чартерных. В Новосибирск улетает рейс, который должен был лететь 31.03.20, взяв на борт 190 пассажиров при вместимости самолёта 163. По рассказам очевидцев, летели стоя и с чемоданами в салоне. До авиакомпании дозвониться невозможно, никто ничего не знает, сайт авиакомпании в части операций с билетами и бронированиями не работает. Приходят сообщения об отмене рейсов. Судьба рейсов за 01.04.2020 в Новосибирск, Красноярск, Владивосток и Иркутск неизвестна.

02.04.2020 года. Улетает еще один  рейс в Новосибирск, взяв на борт часть оставшихся с 31.03.2020 года пассажиров, которые продолжали сидеть в аэропорту. Приходят сообщения о переносе других рейсов за 02.04.20 на 04.04.20.

03.04.2020 года. В Новосибирск улетает третий рейс, как потом выяснилось, последний. На него попали те, кто должен был улететь 31.03.20, 01.04.20 и шесть человек из тех, у кого были билеты на 02.04.20.

04.04.2020 года. Авиакомпания сообщает об отзыве Росавиацией разрешения на чартерные рейсы из Тайланда. Чуть позже Оперативный штаб по предупреждению и завозу коронавирусной инфекции на территорию России сообщает о приостановке всех международных рейсов по вывозу россиян из-за рубежа.
Вот на этом дне хочу остановиться поподробнее. Для меня и моей семьи этот день стал переломным в моем отношении к тому, что происходило. Даже когда отменили наш рейс от 02.04.2020, мы с пониманием отнеслись к ситуации. Да, мы нервничали, не спали ночь, бросались к телефону на каждый издаваемый им звук, читали уведомления от авиакомпании и даже обрадовались смске о том, что рейс перенесён на 04.04.2020, хоть какая-то определенность. Это был, несомненно, форс-мажор, смена сроков вылета, неприятность. Но не более.
Четвертого же апреля нам дали понять, что наше государство способно бросить своих граждан, вопреки всем законам, гуманитарным, нравственным нормам и здравому смыслу. Да еще и обвинить в этом самих граждан. Дескать, неорганизованно вели себя граждане, когда все рейсы из регулярных вдруг стали чартерными. Вот прямо хочется услышать ответ на вопрос: а как именно — неорганизованно? Не строились в шеренгу перед стойками регистрации, а кучкой стояли? Ночевали в аэропорту с грудными детьми, в ожидании, когда же наконец Росавиация соизволит дать разрешение на вылет? Сотнями приезжали в аэропорт, чтобы узнать что с их рейсом, поскольку дозвониться до авиакомпании невозможно?
Вот эта бессовестная ложь и перевод стрелок на государственном уровне задела более всего. Государство сделало всё, чтобы создать хаос в международных авиа перелётах, отменило все рейсы, а потом еще и обвинило в этом людей.

Вечер 04.04.2020 и весь день 05.04.2020 ушел на заполнение множества форм для желающих вернуться домой. Формы на «госуслугах» и сайте посольства России в Тайланде. Они появлялись, исчезали, менялись; то дублировали друг друга, то содержали диаметрально противоположные по смыслу вопросы. То требовали сканы внутреннего российского паспорта (который лежал дома, в Новосибирске), то номер банковской карты для оказания материальной поддержки. Мы примерно посчитали, что размера материальной помощи, выделяемой государством, нам хватит только чтобы съездить на такси в Бангкок и обратно, и решили отказаться от нее, чтобы больше досталось тем, кто оказался в прямом смысле слова на улице в чужой стране. В Паттайе в тот момент, в связи с коронавирусом, уже были закрыты отели и хостелы.
Мы заполнили все возможные формы, девять штук на троих членов семьи. И стали ждать понедельника.

06.04.2020 года. Скрежеща зубами от ярости прочитали заявление Голиковой и прослушали выступление Мишустина, где они заверяли, что для того, чтобы улететь, достаточно просто заполнить анкету на «госуслугах», что никто никого не бросил, что это, мол, такой тайм-аут для уточнения списков граждан, оставшихся за границей. Как будто списки проданных авиакомпаниями билетов — это не список граждан. Как будто не к каждому рейсу в Россию, начиная с 22 марта, приезжали люди, не имеющие обратных билетов, в надежде купить их на пустые места, если таковые вдруг будут. Не говоря уже о том, что у многих за время «тайм-аута» кончилась виза, бронь в отеле, деньги. А сколько людей за эти дни неопределенности получило инфаркты и инсульты на нервной почве, мы, думаю, не узнаем никогда.
Апогеем раздражения и злости стали смс от «госуслуг», с требованием отправить на короткий номер название ближайшего от нас города, где есть международный аэропорт. Естественно, мы тут же набрали «Бангкок», согласились с уведомлением телефона, что за отправляемое смс с нас спишут деньги и... «сообщение не отправлено» на всех трех телефонах. И тут до нас дошло. На короткие номера НЕВОЗМОЖНО отправить смс, находясь за границей. Справочная служба «госуслуг» отрицала отправку этих смс и по всем вопросам отправляла в Министерство Иностранных Дел России, телефоны которого были выключены. Такого градуса издевательства над людьми я себе не мог даже представить.
На новосибирском городском сайте появилось объявление от S7, с призывом сдавать билеты и возвращать деньги. Мы не стали сдавать, чтобы не рвать последнюю ниточку, связывающую нас с возможностью вернуться.
Контрольным выстрелом в тот комок нервов, в который превратился за эти дни каждый из нас, для меня стал звонок в посольство. Усталый дипломат сообщил мне, что да, списки уже готовы, завтра полетит два рейса, на Москву и Санкт-Петербург, а вот про Новосибирск у них нет информации, вывозить по спискам они будут только Аэрофлотом и только в Москву и Питер.
А как же Новосибирск? Владивосток? Красноярск? Иркутск? Как же все люди, которые купили билеты на апрель в свои города? Почему они должны лететь в Москву просто потому, что правительству так удобнее? Кто и за чей счет повезёт их из Москвы домой? На этот вопрос не ответил пока никто. Как будто россиян, кроме москвичей и питерцев, не существует.
Уже почти ночью, примерно в 23-30, в очередной раз обновляя страницу сайта своей авиакомпании, я увидел коротенькое объявление, что 07.04.2020 состоится рейс 5702 в Новосибирск, куда приглашаются пассажиры с билетами на 07.04.2020. Для тех, у кого билеты на 4, 5, и 6 апреля рейсы еще в процессе согласования с Росавиацией. Наш рейс, от 02.04.2020, в объявлении упомянут не был. И мы решили ехать в Бангкок. Как потом выяснилось — абсолютно правильно решили.

07.04.2020 года. Бангкок, аэропорт Суварнабхуми. Мы приехали за час до регистрации. Огромная толпа у стоек Аэрофлота, шла регистрация на рейсы в Москву и Питер. Хмурые тайцы ходили среди толпы с огромными простынями списков, склеенными из нескольких листов А4 и пытались сверять данные с паспортами стоящих людей. Видимо, это и были те самые списки, которые «уточняли» с третьего по шестое апреля. Москвичи покорно стояли за ограждающими лентами, держа на вытянутых руках паспорта в развернутом виде и робко пытались обратить на себя внимание тайских распорядителей. А те, испытывая определенные трудности с прочтением и идентификацией длинных и сложных русских фамилий, явно путались и злились, проверяли на несколько раз, уходили советоваться с начальством. К самим стойкам регистрации пускали строго по одному.

Отдельным абзацем хочу сказать доброе слово об авиакомпании S7. Они не смотрели в списки. Не запускали пафосные хештеги #своихнебросаем (после того как уже, де факто, бросили). Не обвиняли в «неорганизованности» пассажиров. Они просто дождались, пока Росавиация снимет запрет на международные перелеты, и поставили на рейс, на который были проданы 163 билета, самолёт на 203 посадочных места. И вывезли дополнительных сорок человек. В том числе меня и мою семью. И мужичка с четырьмя детьми, который всей семьёй приезжал в аэропорт каждый день, со второго апреля; у которого дети, включая грудничков, научились собираться в аэропорт за двадцать минут. И ребят из Красноярска, которые каким-то образом сами добрались в Бангкок с Пхукета. И истеричную тётку из Владивостока, которая уже давно миновала все грани нервного срыва. И скромную семью из Томска, которая также приезжала в аэропорт каждый день, начиная со второго апреля. Всех, кого могли. И, полагаю, если естественные жидкости организма опять не ударят в голову тем, кто принимает решения в оперативном штабе по противодействию коронавирусу, будет также вывозить и завтра, и послезавтра. Без пафоса, нервотрёпки и  криков на всё страну. Если не помешают, конечно. Если опять не отзовут разрешение на полёты. Если опять не начнут истерить про заразу из-за границы (ага, из Тайланда, где заразившихся в три раза меньше, чем в одной только Москве, а особенно из Вьетнама, где заразившихся меньше трех сотен).

Хочу подчеркнуть, что своим возвращением в Россию я НИЧЕМ не обязан действующей власти. Я прилетел СВОЕЙ авиакомпанией, СВОИМ рейсом, по СВОИМ билетам, купленным за СВОИ деньги. Более того, если бы не безответственные, панические, истерические действия и решения оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, то почти все двадцать пять тысяч человек улетели бы своими рейсами без каких-либо проблем. За свои деньги, по своим билетам и не чувствуя себя кому-то за это обязанными.
Мне, выражаясь словами незабвенного Верещагина из «Белого солнца пустыни», за державу обидно. Безумно горько и противно. Почему наш вероятный противник, США, не считает зазорным отправлять целый самолёт на другой конец света даже за одним своим гражданином, а наша страна спокойно бросает десятки тысяч?

Искренне, по-человечески жаль тех, кто остался сейчас за границей. У кого закончились визы, деньги и терпение. Кто живет сейчас в буддистском храме на Пхукете, благодаря добросердечию приютивших их монахов. Кто остался на закрытых островах без возможности сообщить о себе. Кому еще предстоит пройти унижение при посадке по спискам. И тем кто в эти списки не попал. Дойдет ли до них «помощь», и успеет ли дойти, если вообще планируется? Кто разочаровался в своей стране, в своём правительстве. Кто, будучи взрослым, вдруг повзрослел и многое понял о происходящем в государстве.

Держитесь, ребята. Всё проходит, и это пройдет. Я надеюсь, для абсолютного большинства из вас. Всё будет хорошо, где бы мы ни были.

Паттайа-Бангкок-Новосибирск, 09.04.2020г.