Случай на охоте

Александр Солоницын
  Из цикла коротких рассказов «Моё деревенское детство…»

При всяком удобном случае в разговорах охотников была тема охотничьих собак. Собака - это знак авторитета любого охотника, как Малиновый пиджак, а потом, как авто Крузак. Спросом пользовались щенки собак известных авторитетных охотников, но и здесь не факт, что молодая собака сразу пойдёт на зверя в силу генетической памяти, так как один из родителей  не определялся или сказывалась родословная второго поколения. Для отбраковки молодняк отдавали  старцу - отшельнику с дальнего лесного хутора, но он не со всеми разговаривал, а принуждать его не решался никто. Проще обратиться в питомник, там были лучшие в округе сибирские лайки с отличной генетической памятью универсальных охотников, но щенки стоили не малых денег. Для любого охотника такая собака – это мечта.
Прочитав в библиотеке всё о питомнике и этой породе, я загорелся. Прежде всего - деньги, без них со мной никто разговаривать в питомнике не будет. Я переписал на бумагу все известные способы заработка в деревне. Список получился короткий с учётом доверия к малолетним исполнителям. К легальным способам относился  ремонт кровли, мелких мостов, заборов, очистка дворов и крыш от снега, сбор сосновых шишек зимой для лесничества, сбор грибов и ягод для заготовителей. Самый козырной способ – это продажа мелкокалиберной винтовки (мелкашки) с патронами не легально, но её ещё получить нужно в сырьевом складе, где разрешалось обменивать управляющим сырьевых складов боекомплект на сданные шкуры в порядке стимулирования охотников в добыче пушного зверя или просто выдавались патроны для винтовок. Так же можно отказаться от премии за убитого волка или медведя в счёт приобретения  мелкокалиберной винтовки с патронами. Рассматривался вариант похищения винтовки с патронами. Провернуть такое мероприятие лучше летом, тогда работают заготовители и винтовки не востребованы до зимы, сезона охоты на пушного зверя. Не буду описывать процесс заработка – это не относится к теме рассказа. Основным является то, что деньги не доставались без труда и риска. Настали зимние каникулы, и я с попутками, а потом автобусом отправился в питомник, по прибытии куда выяснилось, что у меня недостаточно денег. Предложили за десять дней  заработать на уборке клеток, в которых содержали молодняк так, чтобы суммарно хватило денег на выбраковку. Выбраковкой называли щенков, родившихся с проблемами. Мне досталась малюсенькая сучка с гнойным пупком. Я согласился, отдав все свои деньги и честно отработав на уборке клеток. Домой  на перекладных привёз собачку за пазухой, и бабушка выходила её травами.
 Милая бабушка, она много чего умела, хоть и была не грамотная.
 В первый же день, как только мы отвлеклись рассказами о поездке, щенок вылакал всё парное молоко из блюдечка и задними ногами не мог достать до скользкого пола, чтобы как–то передвигаться, так увеличился у него животик. Очень комично. Скоро, уже летом лайка по имени «Стрелка» демонстрировала  умения охотиться на  боровую птицу, уток и гусей, легко поднимала зайца и загоняла его по кругу, сопровождая гон азартным звонким лаем, граничащим с визгом, умело выслеживала  пушного зверька. С другими собаками в разборки не вступала, но и спуску не давала. У меня появился отчаянный друг.
Мы оба были начинающими охотниками, азарта и желания охотиться у нас на двоих было чрезмерно много. Пока у меня не всегда удавалось тайком забирать ружьё из дома, а охотиться с мелкашкой, было не безопасно. Однако, это не препятствие, чтобы охотиться вдвоём при любом удобном случае. С началом зимнего сезона мы чаще и чаще встречались с матёрыми охотниками, и я видел их завистливые взгляды на мою собаку. Зависть - большой грех, а люди завистники очень несчастные. Они как временщики, только приобрёл мотоцикл как у соседа, не успел порадоваться вдоволь, а другой сосед привёл в дом бабу лучше, чем у него, и опять мучайся до выполнения новой задачи, ночами не спи.
 На первой же совместной охоте вместе с заядлым охотником и его собаками  Стрелка погнала лося. Лай хриплый от страха и азарта, задыхалась, но вместе с бывалыми собаками выгнала лося под выстрел. Обратно еле пришла домой. Лицензии у нас, понятное дело, не было, пришлось, прятать концы. Тушу освежевали, самое ценное забрали с собой, много ли унесёшь в рюкзаке, остальное подвесили на дереве. Потом уже ночью возвратились, и вывезли на санках. Замороженную тушу с бабушкой пилили ножовочной двуручной пилой, чтоб не грохать топором в чулане. Лосиные котлеты с мочёной брусникой в качестве гарнира – это шедевр. Вот тебе и маленькая собачка.
Зависть завистью, но местные охотники не решились вступать со мной в открытый конфликт, так как знали, что я незамедлительно посчитаюсь за любую обиду, прежде  всего сделав достоянием общественности возникшие разногласия. Сам же не позволял себе поступки, которые могли вызвать порицание общества. Воевать с пацаном при таких раскладах охотников не находилось. Постепенно молва о моей собаке разнеслась по округе. Стрелка, проявляя любовь ко всем охотникам, могла оказаться жертвой похищения, что вскоре и произошло. Однако, собака вернулась с концом верёвки на шее домой через шесть дней, пропав прямо на охоте. Так мы прожили год во взаимном уважении и тревоге за судьбу друг друга.
 В следующий сезон нас пригласили на охоту с подхода на пушного зверя. Стрелка подняла и погнала лису при охоте на зайца. Все видели это. Нужно было правильно встать на номер, так как собака делает загон по кругу, ориентируясь на своего хозяина. Два номера оказались за границами круга. По законам жанра, им стрелять запрещалось. Но лихой охотник , бывший морячок, решил, что правила не для него, и выстрелил в лису, а попал в собаку, так как собака получилась ближе к нему и перекрыла лисицу. Когда собрались все вместе, охотники видели, что слёзы градом текут из моих глаз. Я сидел над собакой, держа голову на коленях, гладил её, и разговаривал уже с трупом.  Морячок не к месту кривлялся, и нес браваду.  Видя, что я медленно поднялся, перехватывая ружьё для изготовки, меня сбили с ног, отобрали ружьё. Морячок легкомысленно смеялся над моими угрозами. Мне ничего не оставалось, как с мертвым другом на руках удалиться в лес одному. Сколько времени прошло, я уже не вспомню, но так жалко и обидно мне было впервые. После морячку пришлось переехать из села, так как прошла череда событий, определившая решение морячка: у него сгорела баня, умерла собака, бестолковый и большой кобель, он чуть не утонул в пробитой лодке, запутавшись в собственных сетях. Прилюдно кричал, что по нему стреляли. На рыбалку и в лес он уже не ходил один.  Можно было, и прекратить эту случайную цепь событий, если делать всё по уму и при всех покаяться. Много глупостей может наделать человек, не способный преодолеть страх оказаться смешным, признать свою неправоту. Это слабость, а не сила.

    фото в сводном интернете