В. В. Маяковский

Лев Неронов
   

        Владимир Владимирович родился 7 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии. «Был абсолютно как все до тошноты одинаков — день моего сошествия к вам» — так В. Маяковский написал о дне своего рождения.

        Отец, Владимир Константинович, происходил из дворянского рода, состоял в должности руководителя Багдадского лесничества. Предки по отцу — из казаков Запорожской Сечи.

        Мать, Александра Алексеевна, урождённая Павленко, происходила из семьи кубанских казаков.

        Маленького Володю увлекали  игры взрослых: играющий начинал читать стихотворение, затем, не окончив, обрывал чтение и бросал платок кому-либо из играющих. Тот должен был закончить стихотворение. Володя принимал участие в игре наравне со взрослыми. Или затевалась игра на придумывание возможно большего количества слов на какую-либо букву. Когда взрослым уже надоедала игра и они затруднялись называть слова, Володя все еще энергично продолжал придумывать.

        Любил рассматривать журналы, просил свою маму читать. И уже не отходил от нее, пристально смотрел, как она читает, внимательно слушал ее. Володя увлекался Гоголем. Во время прогулок он многое из Гоголя читал наизусть. У него была богатая память. В то время он уже сам умел читать, а другу рассказывал по памяти. Читал он «Сорочинскую ярмарку», «Вия». У него было много небольших книжек с иллюстрациями.

        Он легко усваивал объясняемый материал, но иногда вдруг его взгляд становился особенно сосредоточенным, как будто появлялась какая-то напряженная работа мысли. Так оно и было. Несколько позже он  объяснил, что не может дальше слушать, если чего-нибудь не понял до конца. Такая серьезность и вдумчивость восьмилетнего ребенка поражали.

        Он очень любил слушать стихи, сказки, песни. Сам читал выразительно, с большим вдохновением, но, видимо, еще больше любил слушать.

        Учительницу подготовительных классов по окончании каждого урока он просил что-нибудь почитать или рассказать. Она ему читала стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, «Записки охотника» Тургенева, сказки Л. Толстого, рассказы Чехова. Учительница специально подбирала ему такие произведения, в которых описывалась свобода, тяжелое положение народа, заметив, что именно такие произведения его особенно интересовали.

        В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком, которому научился у местных мальчишек. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры.

        В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.

        Ростом будущий поэт был около двух метров.

        В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на Поварской улице, здание не сохранилось), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой.

        Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из V класса из-за неуплаты за обучение.

        Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

        В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне.

        В 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы).

        По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик. В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

        «Важнейшее для меня время, — вспоминал он впоследствии. — После трёх лет теории и практики — бросился на беллетристику. Перечёл всё новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо... Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое — нельзя. Вышло ходульно и ревплакси-во. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я... но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

        Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!

        Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего творчества.

        Отчитав современность, обрушился на классиков. Байрон, Шекспир, Толстой».

        Деятельность в партии после выхода из тюрьмы Маяковский не возобновлял.

        Отношение юноши к богатству и роскошей обостряла бедность. Потом в поэме «Люблю» поэт с криком в душе писал: «Я жирных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая».

        Из тюрьмы после третьего ареста Маяковский был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

        В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

        Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности.

        Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

        30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».

        В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях.

        В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.

        В январе 1914 года участвовал в Первой олимпиаде российского футуризма в Крыму. В феврале Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах».

        В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915—1917 годах Маяковский, по протекции Максима Горького, проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал.

Дразните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!

Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
Боен, —
а самое страшное
видели —
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?

        В зрелости читал только две книги. «Что делать?» и «Отцы и дети». 20 лет активной жизни Маяковского прошла на эстраде. Футуризм - вторжение искусства в реальность, в жизнь. Искусство – в массы. Владимир Маяковский – самый громкий голос своей эпохи.

        Непримиримый и страстный, он всегда говорил только о том, что считал важным, и во что бы ни верил, всегда был честен. Его стихи до сих пор сверхактуальны, а его жизнь – предмет пристального изучения как седых историков, так и юных поэтов. Его стихи при жизни разбирали на цитаты и заголовки пролетарских газет. Любое слово Маяковского, даже вырванное с мясом из контекста, звучит умно и остро.

        "Маяковский: самоубийство революции". Маяковский - не только главный поэт русской революции. Маяковский - это поэт, который с максимальной последовательностью воплотил в жизни свою лирическую программу… Христос был за всех нас распят, а Маяковский за всех нас застрелился, потому что отказался терпеть то, что поэт терпеть не может.

        Марина Цветаева посвятила несколько добрых строк своему более удачливому собрату (памятник, площадь имени!)
   
   Вот ее стихотворение "Маяковскому"
   
   Превыше крестов и труб,
   Крещенный в огне и дыме,
   Архангел-тяжелоступ -
   Здорово, в веках Владимир!
   
   Он возчик и он же конь,
   Он прихоть и он же право.
   Вздохнул, поплевал в ладонь:
   - Держись, ломовая слава!
   
   Певец площадных чудес -
   Здорово, гордец чумазый,
   Что камнем - тяжеловес
   Избрал, не прельстясь алмазом.
   
   Здорово, булыжный гром!
   Зевнул, козырнул - и снова
   Оглоблей гребет - крылом
   Архангела ломового.  (18 сентября 1921)
      
        После гибели поэта, ссылаясь на его известные строки:
   "И мне бы писать романсы для вас -
   доходней оно и прелестней,
   но я себя смирял, становясь,
   на горло собственной песне",
   
        Цветаева сказала: "Маяковский наступил на горло своей песни, та долго терпела, наконец восстала и убила его".

        Он жизнь положил на алтарь работы. У Маяковского всё пело в руках! Обожал артельную работу! Он гений артельной работы.  Спал мало. Клал под голову палено в мастерской, чтобы не проспать больше 3-х часов. Тем самым увеличил себе активную жизнь.

        Да и жил он «артелью» Осип-Лиля-Маяковский. Осип – редактор, меценат, Лиля – муза, обладательница уникального чутья на таланты. Барышня, которой посвящал свои стихи гениальный футурист Владимир. 

        Маяковский по профессии художник. Переученный левша. Во Франции он знакомится с живописью на Монмартре, посещает выставки живописи, дружит с Пабло Пикассо.

        Несмотря на частые заграничные поездки, Маяковский иностранных языков не знал. Он – мастер дизайна. Кстати, его сатирические плакаты и рекламу изучают во многих странах Мира на дизайнерских факультетах.

        Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом.
Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913),
первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914—1915) и «Флейта-позвоночник» (1915),
вторым актом — поэмы «Война и мир» (1915—1916) и «Человек» (1916—1917),
третьим актом — пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант — 1918, второй — 1920—1921) и поэма «150 000 000» (1919—1920),
четвёртым актом — поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924),
пятым актом — поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928—1929) и «Баня» (1929—1930),
эпилогом — первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928—1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года).

        Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

        Якобы обласканный советской властью, на самом деле Владимир Маяковский довольно рано осознал, что в пекле Октября и Гражданской войны вместе со старым миром погибли и его надежды на мир новый, построенный на равенстве, труде, силе. Все, что ему было противно, — скудоумие, бюрократие, серость — снова осело в кабинетах и принялось верховодить.

        Застрелился. Посмертно был назван руководителем страны «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и спасло Маяковского от забвения и одновременно привело к «бронзовению» его фигуры.


          Цитаты В.В. Маяковского.

1.А ты точно знаешь, что такое женская любовь? Ее формула: правда хорошо, а счастье лучше...
2.Да будь я
и негром преклонных годов
и то,
без унынья и лени,
я русский бы выучил
только за то,
что им
разговаривал Ленин.
("Нашему юношеству")
3.Я земной шар
чуть не весь обошел, -
и жизнь хороша,
и жить хорошо.("!Хорошо!")
4.Для веселия планета наша мало оборудована.
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.("Сергею Есенину")
5.Интеллигенция есть ругательное слово.
6.Красивая женщина - рай для глаз, ад для души и чистилище для кармана.
7.Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможности выяснять отношения.
8.Любовная лодка разбилась о быт.
9.Люди - лодки.
Хотя и на суше
Проживешь свое пока,
много всяких грязных ракушек
налипает нам на бока.
10.Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!
11.Отечество славлю, которое есть,
но трижды - которое будет.("Хорошо!")
12.Послушайте!
Ведь если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
13.Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!
14.Слово ласковое — мастер дивных див,
Слово — полководец человечьей силы.
15.Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло.
16.Тот, кто постоянно ясен, Тот, по-моему, просто глуп.
17.Я знаю силу слов, я знаю слов набат.
18.Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
19.Как говорят, «инцидент исперчен».
20.С тобой мы в расчете, и не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
21.Хорошо у нас в Стране Советов.
Можно жить, работать можно дружно.
Только вот поэтов, к сожаленью, нету -
впрочем, может, это и не нужно.
22.Юридически - куда хочешь идти можно,
но фактически - сдвинуться никакой возможности.
23.Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я (18 июля, 2018)



Фрагмент фото Евгения Говсиевича. Спасибо!

Материалы из статей Интернета. Спасибо авторам!