Эпигенетика и реалии жизни

Леонид Андреев 2
Француз Жан-Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк (1744-1829) был действительно великим учёным. До 50 лет от был великим ботаником, после 50-ти он стал ещё и великим зоологом. В год рождения Чарлза Роберта Дарвина (1809-1882) он выпустил книгу "Философия зоологии", в которой предложил свою гипотезу эволюции, диаметрально отличную от дарвиновской теории естественного отбора. В трёх словах её можно назвать "наследованием приобретённых признаков". На пальцах это выглядит так: жираф тянется к сочным листьям, растущим на верхушках деревьев. В итоге эта тянучка наследуется и этим объясняется длинная шея жирафов.

В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этой книге Дарвин в качестве основного фактора эволюционных изменений живых организмов  использовал идею естественного отбора - основного фактора эволюции, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих более высокой приспособленностью к жизнедеятельности, т.е. набором наиболее благоприятных признаков, в то время как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. По Дарвину в отличие от искусственного отбора - селекции - смысл естественного отбора состоит в том, что в природе также происходит отбор наиболее "удачных" организмов, но в роли "оценщика" полезности свойств в данном случае выступает не человек, а среда обитания, конкретные условия существования данного биологического вида, в которых менее "удачные" организмы выживают хуже "удачных", соответственно, производят меньше потомства. По Дарвину материалом, как для естественного, так и для искусственного отбора являются небольшие наследственные изменения, которые случайным образом в естественных условиях или направленно с помощью селекции накапливаются из поколения в поколение.

В результате конкуренции гипотеза Дарвина победила, а гипотеза Ламарка была признана научным артефактом. Гипотезу Ламарка отрезали от научного использования. Несмотря на это, многие учёные проводили исследования по выяснению правомерности применения теории Ламарка. На многих объектах, например, на тлях было показано, что она отлично работает. Было показано, что вводимые в кровь животных искусственные антигены, каких в прежней истории животных быть не могло, приводят к выработке соответствующих антител, которые наследуются. Было показано очень много чего интересного, но всё, что демонстрировало справедливость ламаркизма, уничтожительно критиковалось или же отбрасывалось, как шарлатанство.

"Ламаркизм" в отличие от "дарвинизма" превратился в научный вид ругательства. "Ламаркизм" не признавали за науку. Вот один печальный пример, демонстрирующий идеологическую зашоренность науки. Виктор Йоллос успешно исследовал наследование длительных модификаций в работах 1913-1939 гг (Модификационная изменчивость  - способность организмов с одинаковым генотипом развиваться по-разному в разных условиях окружающей среды. При этом изменяется фенотип, но не изменяется генотип). Из фашистской Германии он перехал в США, но не смог работать там тоже и в 1941 г. покончил с собой. С его смертью данный круг работ надолго прекратился, т.к. эффект сочли не заслуживающим внимания.

Георг Гегель на пальцах объяснил нам, что диалектика представляет собой всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, науки, духа и истории, и отвергать антагонистическую естественному отбору теорию наследования приобретённых свойств было очень не по-диалектически. На самом же деле, как стало выясняться в последние два десятилетия, ламаркизм прекрасно дополняет дарвинизм. Возник так называемый молекулярный ламаркизм, научно доказуемый с позиций новой науки - эпигенетики. В этой статье я хотел бы нацелить читателей на понимание того, как оценивать наследование приобретённых свойств в реальной жизни. Об эпигенетике я более подробно буду писать в других статьях, а здесь попытаюсь объяснить всё это в двух словах.

Геном человека - его ДНК - можно представить в виде компьютерного "железа", но решающую роль в процессе функционирования компьютера (генома) играет программное обеспечение, называемое эпигенетической модификацией. Она заключается в изменении активности генов, вызванной действием механизмов, не затрагивающих последовательности ДНК. Роль эпигенома можно объяснить следующим образом.  У волос, у кожных чешуек, в костной ткани, в зубной эмали, в ногтях, в мышечной ткани и т.д. состав ДНК идентичен. Все яркие различия в свойствах компонентов человеческого тела связаны с регулированием активности порядка 30 тысяч генов человека. Это регулирование происходит с помощью пары механизмов, в основном путём метилирования цитозина - одного из четырёх нуклеозидов ДНК.  Источником метильных групп является уникальная аминокислота метионин. Этот надгеномный фактор регуляции и называется эпигенетикой. С помощью эпигенетической модификации ДНК отдельные гены могут активироваться или дезактивироваться. Направление эпигенетической модификации генома зависит от внешней среды, от состояния и потребностей организма в целом. Можно сказать, что геном человека проходит воспитание жизнью. Некоторая часть эпигенетической модификации ДНК наследуется.

Теперь для того, чтобы сказанное выше стало более понятно, приведу примеры из своей жизни. У меня три сына. Все трое по-разному очень похожи на меня. С детства я ел много яиц. Иногда утром жарил себе яичницу из 15 яиц, придумал пару десятков рецептов приготовления яичниц. Где-то близко к сорока годам я уже имел аллергию на яйца, и эта аллергия была относительно терпимой. Но где-то в это время я за пару дней съел трёхлитровую банку подаренных мне вкуснейших маринованных чесноков, получил сильнейшую аллергию на чеснок, которая резко повысила мою аллергию на яйца. Первый мой сын родился, когда мне было 23 года. У него аллергии к яйцам нет. Второй сын родился, когда мне было 42 года. У него слабая аллергия на яйца. Третий сын родился, когда мне было 47 лет. У него всю жизнь сильная аллергия на яйца. Он очень похож на меня и на мою маму.

Другой пример. Моя ныне покойная мама родилась в Херсоне 107 лет назад в бедной еврейской семье. Кроме неё в семье было ещё четыре брата. Старший брат с юных лет зарабатывал деньги на братьев и сестру. В итоге он стал крупнымым подпольным миллионером, крупнейшим торговцом бриллиантами на Кавказе (http://www.proza.ru/2010/12/13/1212). Его сын совершенно на него не похож, вылитый мама, которая совершенно была непохожа на мужа. Ничего из папиных талантов он не унаследовал. А я очень похож на маму и унаследовал её многие качества, которые были чисто благоприобретёнными и отсутствовали у её братьев, родившихся после неё, когда жизнь семьи стала немного лучше.

Постоянная нужда в детстве выработала у мамы высокую степень убеждённости, что всего хорошего должно быть очень много, очень много про запас. Во время войны и длительное время после войны каждое своё свободное от работы время она ездила по всем районам Азербайджана, добывая для семьи пропитание в виде фруктов, овощей, орехов. У нас в передней стоял сундук, в которой свободно могли уместиться несколько человек. Этот сундук всегда был полон всего хорошего. После войны и к концу войны за продуктами питания, сахаром, яйцами выстраивались гигантские очереди на пол дня. Маме звонили продавцы и кассирши со всех окружных магазинов: "Мария Иосифовна, через пол часа будут давать яйца (сахар...)". На нашем огромном сундуке стоял огромный таз, заполненный горой яиц...

Собственно, написать этот текст мне пришло в голову, когда я проходил мимо запасов боржома. У меня уже лет 60 грыжа пищеводного отверстия диафрагмы. От изжоги меня спасает только боржом, который я постоянно пью в больших количествах. Я, как можно убедиться, глядя на фотографию, как и мама - сторонник того, чтобы всего хорошего было очень много. Дело в том, что я совсем не жадный. Жадность мне совсем даже не свойственна. Но я унаследовал от мамы эпигенетическим путём настоятельную потребность создавать запасы съестного. Это - генетическая потребность. Она у меня всю жизнь, хотя я всю жизнь прекрасно питался, никогда не испытывал проблем с количеством и качеством еды...

Наследование благоприобретённых свойств, ламаркизм в действии, каждый человек может увидеть на многочисленных примерах из своей жизни. С этой целью и была написана эта статья.

Фотография здесь: