Гауптман

Константин Рыжов
 Герхарт Гауптман родился в 1862 г. в Нижней Силезии, в маленьком курортном городке Оберзальцбрунне, в семье небогатого трактирщика. С детства он узнал природу и людей Силезии и впоследствии запечатлел свою «малую родину» в целом ряде прославленных произведений. Учился будущий драматург в художественной школе в Бреславле, затем (один семестр) в Йенском университете. В 1883 г. он отправился в Рим в надежде стать скульптором, по возвращении в Германию (1884) занимался графикой в  дрезденской Академии художеств, а в 1885 г. начал изучать в Берлине историю. Однако подлинным призванием Гауптмана стала литература. Начав со стихов, он позднее проявил себя  не только как драматург, но и как беллетрист, мемуарист и автор публицистической прозы. Широкую известность Гауптману принесли уже первые его пьесы «Перед восходом солнца» (1889), «Праздник примирения» (1890) и «Одинокие» (1891), выдержанные в стиле натурализма. За ними последовали две исторические драмы «Ткачи» (1892) и «Флориан Гейер» (1896), комедии «Коллега Крамптон» (1892), «Бобровая шуба» (1893) и «Шлюк и Яу» (1900), натуралистические драмы «Михаэль Крамер» (1900) и «Роза Бернд» (1903), а так же фантастические драмы-сказки «Вознесение Ганнеле» (1893), «Потонувший колокол» (1896), «А Пиппа пляшет!» (1906) и «Индиподи» (1920). Гауптман выступил так же как прозаик. Наиболее известные его романы: «Юродивый во Христе Эммануэль Квинт» (1910), «Еретик из Соаны» (1918), «Остров великой матери» (1924). В 1912 г. Гауптману, первому из немецких писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

«ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА». В пьесе представлена  богатая крестьянская семья Краузе, над которой довлеет нездоровая наследственность. Разбогатевший волей случая старик Краузе давно спился и утратил человеческий облик. В пьяном угаре он изнасиловал собственную дочь. Жена Краузе сделала любовником своего племянника, которого хочет женить теперь на своей падчерице.  Старшая дочь Краузе пошла по стопам отца: она пристрастилась к алкоголю, погубила себя и своего младшего сына. Ее второй ребенок родился мертвым. Гауптман сгущает краски, изображая беспросветную жизнь семейства Краузе. Единственный светлый луч в этой мрачной натуралистической картине – образ младшей дочери Краузе Елены, хрупкой, застенчивой, романтической девушки, которая мечтает о встрече с настоящим человеком. И вот к Краузе приезжает его  прежний знакомый молодой экономист Альфред Лот, изучающий воздействие производства на недавних крестьян. Елена влюбляется в Лота. Дело идет к браку. Но тут Лот узнает от врача о наследственном алкоголизме  семьи Краузе и бежит как библейский Лот из горящего Содома. Елена кончает жизнь самоубийством.

«ТКАЧИ». Эта драма-предупреждение, посвященная известному восстанию силезских ткачей в 1844 г., имела большой общественный резонанс. Написанию пьесы предшествовала большая  подготовительная работа, знакомство с исследованиями и документами. Немалую роль сыграли и семейные предания – дед Гауптмана был активным участником восстания. Драма построена на ряде красочных, насыщенных действием сцен. Она лишена традиционного сюжета и не концентрирует внимание  зрителя на судьбе отдельного человека или одной семьи. Главным действующим лицом выступает сама масса ткачей. Но эта масса не безлика:  на широком общественном фоне выделяется ряд индивидуальных персонажей, кратко, но ясно очерченных. Хотя события, показанные в «Ткачах» повествовали о событиях полувековой давности, пьеса оказалась  чрезвычайно актуальной и принесли своему создателю всемирную известность.

«ПОТОНУВШИЙ КОЛОКОЛ». Сказка написана стихами и причудливо сочетает в себе  реальность, фантастику, символику, аллегорию и бытописание. Чудесному миру гор, где обитают сказочные существа: Леший, лесные гномы, старая колдунья Виттиха и прекрасная фея Раутенделейн, противопоставлена долина – олицетворение  обывательского, мещанского мира. В долине живет главный герой, талантливый литейщик колоколов Генрих. Сюжет пьесы определяется причудливыми драматическими коллизиями. Когда-то в горах над обрывом был возведен новый храм. Восьмерка лошадей тащила  вверх отлитый Генрихом колокол, но из-за происков Лешего, тот свалился с телеги и утонул в озере. Генрих так же упал в пропасть, но его спасла  от смерти прекрасная Раутенделайн. Она возвращает Генриху здоровье и, вдохновленный ей, он начинает работу над новым колоколом, который должен стать лучшим его творением. Днем он варит металлы, а ночи проводит с феей. Оставленная Генрихом жена бросается в то самое озеро, где раньше утонул колокол. Утопленница начинает звонить в него, и этот звон, наводящий ужас, пробуждает в Генрихе муки совести. Он прогоняет от себя Раутенделейн, и та в отчаянии бросается в колодец. В последней сцене, уже в виде русалки, она приходит проститься с возлюбленным, и тот умирает на ее руках. Великий замысел Генриха так и остается неосуществленным. Сразу после своего появления «Потонувший колокол» пользовался необычайной популярностью у современников. Сказка почти сразу была переведена на три десятка языков и за десять лет переиздавалась более 60 раз.

«РОЗА БЕРНД». Главная героиня драмы красивая, благочестивая, трудолюбивая девушка, дочь  сельского церковного служки.  К ней неравнодушен помещик Фламм, но Розу соблазняет механик  Штрекман, человек низкий, шантажист, и она ждет от него  ребенка. Отец ее проклинает. Крестьянский парень Август, жалкий, всеми презираемый, готов прикрыть «позор» Розы, жениться на ней. В состоянии отчаяния Роза душит ребенка и сдается жандармам. «Весь мир стоит на лжи и обмане», - размышляет она вслух. Пьесу заключают слова Августа: «Что только она не выстрадала!»

Впечатления военных лет отразились в драме Гауптмана «Магнус Гарбе», полной глубочайшего трагизма.

«МАГНУС ГАРБЕ». Действие драмы разворачивается  в Средние века в вольном имперском городе. Главный герой – бургомистр Магнус Гарбе, человек благородный и честный. Неожиданно из Рима прибывают монахи-изуверы, которые повсеместно ищут ересь, ведьм, религиозную крамолу. Пользуясь доносами и оговорами, они хватают невинных людей, завладевают их имуществом, творят неправый суд, подвергая своих жертв чудовищным пыткам. Магнус Гарбе отказывается помогать «кровавым псам» и пытается остановить вакханалию убийств. Чтобы сломить бургомистра его жену  красавицу Фелисию, ожидающую ребенка, бросают в тюрьму по обвинениях в связях с дьявольской силой. Пережитое потрясение почти лишает Гарбе рассудка, доводит до паралича. Родившегося в тюрьме ребенка удается спасти, но сама Фелисия погибает на костре.

В послевоенное время Гауптман уже не пользовался такой популярностью, как прежде, но он продолжал писать. Среди послевоенных пьес драматурга следует отметить «Белого спасителя» (1917; о завоевании Мексики испанцами) и  «Доротею Ангерман» (1926; историю женщины, затравленной своими фарисействующими родственниками). Свое семидесятилетие Гауптман отметил произведением, ставшим, возможно, вершиной его творчества – драмой «Перед заходом солнца» (1932).

После прихода в 1933 г. к власти национал-социалистов Гауптман не покинул Германию и  остался на родине не то наблюдателем, не то отшельником. Он  жил вдали от города, в собственном доме в местечке Агнетендорф. Гауптман продолжал писать, но создавал в это время исключительно драматургические обработки  античных мифов о преступлениях  в роду Атридов. Все трагедии, вошедшие, в его «античный цикл» - «Ифигения в Дельфах» (1941), «Ифигения в Авлиде» (1943), «Смерть Агамемнона» (1944) и «Электра» (1944) -  проникнуты духом беспросветного пессимизма. Умер Гауптман в июне 1946 г. Согласно завещанию его похоронили раним утром, перед восходом солнца.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100