Литературное творчество старшего брата

Михаил Гудаев
Мишке

Дай мне лапу на удачу,
“Дрессированный медведь”
Дай… (пока еще не плачу,
но могу и зареветь).

Чемпионом становиться
Мне в свои пятнадцать лет:
Нужно волею сравниться
С командирами ракет.

Нужно духом укрепиться
От бесстрашия бойца
Нужно опытом сравниться
С многолетьем мудреца.

Свое детское сердчишко
Я сжимаю в кулачок
Талисманом будь мне, Мишка?!
Улыбнись мне, “дурачок”.

(В.В.Гудаев. 19.06.80 года, г. Шатура, Московская область)


Я тебе “брякну” …

У меня сегодня родился сын! Надо позвонить родным, знакомым! Пусть все знают! Все! Весь мир! У меня родился сын! Бегу к телефону-автомату. Ну, где же ближе? Ах, вот! Хватаю трубку. – Тихо. В чем дело? Ах, телефон не работает. Бывает.
Бегу к следующему. Гудит, родимый. Набираю. Жду. Занято. Набираю другой номер – короткие. Третий номер.

Похоже, вся телефонная сеть занята. Что-то не то. Бегу на автовокзал (через квартал), снимаю трубку – исправен. Опускаю монету – монета проглочена, телефон – молчит. Вот так штука? Пробую еще раз: вроде гудит – свободен, но стоит опустить монету – замолкает (дело свое сделал). Этакий чревоугодник! Стукнуть бы тебе по физиономии.  Пассажиры на автовокзале улыбаются: - да он с весны еще не работает – обожрался деньгами.

Наменял денег у лотошницы. Пробегаю два квартала (для верности). Снимаю трубку – передают “концерт по заявкам радиослушателей”. Про себя напеваю: - Поцелуй на рассвете.   …Это чудо великое дети…

Пробежал еще квартал. Возле кинотеатра “Ударник” - новенький автомат, поблескивает на солнце, словно зовет: сюда! сюда!  Бегу. Набираю номер – длинные гудки. Видно – дома никого. Повесил трубку и удивился: телефон настойчиво продолжал вызывать. Работяга. Что я ни делал: и крутил диск и нажимал на рычаг – бесполезно. Раз, набрав номер, и “проглотив” 2 копейки, автомат, как честный труженик, продолжал вызывать.

- Видать на долго завелся, - подумал я, представляя, как у моего друга будут раздаваться звонки, пока кто-нибудь не придет домой – каково соседям?
Два очередных автомата я прошел мимо. Почему мне они не понравились?

Наконец, спохватился: что же я делаю?  Два часа мотаюсь по улицам, а они там? … живы ли? Здоровы ли. Ведь позвонить надо!

Толи оттого, что я изменил свое отношение к телефон-автоматам, то ли еще что, но следующий автомат выплюнул мне монету и разговаривать не стал. Повторил операцию – опять, плевок монетой. От обиды даже слезы выступили на глаза.
Вышел из будки, стою.

- А вы набирайте номер, - услышал я вдруг милый голосок. Словно ангел с небес опустился. Из подъезда вышла женщина, молодая, красивая, белокурая.
- Набирайте, он у нас работает … без денег.

Вот это бескорыстие. Набираю номер роддома. Сразу ответ: слушаем, - голос, правда, не очень веселый, хриплый.

- Ну, как там мой?
- Как фамилия? - Называю.
- Сейчас поглядим.

Тяжелое топанье сначала удалилось, потом снова приблизилось. Прокашлявшись, голос прошипел в трубку:

- Ваш готов, можете забирать.
- Уже? Ведь ему только сутки?
- Вторые сутки, - прохрипел голос, - такая жара, а вы не хороните.

Сесть было не на что. Подкосились коленки. Замерли в горле слова.

- Кто же умер?
- Кто, кто, - кашлял голос, - Вам виднее кто. Заморожен, говорю, честь честью, обряжен …
- Но я же в роддом звоню …
- А это морг, дорогой товарищ, до скорого свидания.
Бросив трубку, обегая все автоматы, я мчался в роддом. Барабаню в окно палаты.
 
На мои слезы, жена, державшая в руках малютку, понимающе улыбалась:

- Папаша “клюнул” на радостях изрядно, наверно думала она.

Возвращаясь, домой, немного успокоившись, я косился на все бесчисленные автоматы АТС, и в голову лезла все концовка, телефонного разговора, такая обычная.

-“Ну, бывай, а я тебе как-нибудь – брякну”. 
(В.В.Гудаев. 1977 год, г. Шатура, Московская область)

Примечание автора.
Вообще - то рукописных рассказов у брата Валерьяна много, наверное, их хватило бы на целую книгу. И написаны они ещё в семидесятых годах, на мой взгляд, талантливо. Тогда жизнь была совсем другой. Дело в том, что их сюжеты пересекаются в основном с религиозной тематикой и как бы вскользь, но могут затрагивать чувства верующих, а это я думаю, что делать не следует.
С другой стороны, мистическая повесть Н.В. Гоголя “Вий” разве не оскорбляет чувств верующих? На мой взгляд, брат так писал потому, что чувствовал несправедливость и в те годы существовавшую между некоторыми “зажравшимися чиновниками”, которые всегда чувствуют себя “богами” на этой земле, и простым безропотным народом.

Приведу только названия некоторых его рассказов: “7 небесных небосводов”, “Анна Сергеевна, ответственный работник, вдруг сошла с ума”,  “Апостол-Робот”, “В аду готовились к явлению нового ангела", "В приемной чистилища висел плакат", "В раю водили хороводы", « В школе Политических Гигантов", « Важная фигура”, ”Дела семейные. Товарищеский суд”, ”Документ и вредители”, ”Доска Заборная”, ”Если оседлать черта”, ”Еще раз по поводу ночного горшка”, ”За властью босиком”, ”Записка пёссимиста”, ”Запуск Душ”, ”Помирать-то не собираетесь?”, ”К суду”, ”Ключи от счастья”, ”Мистерия“, ”Мракобес и печать”, ”На активе”, ”О политических гигантах”, ”От пруда и к пруду”, ”Перебес Иванович Семендыров”, ”Передача власти”, ”Про рыбалку”, ”Раз судили пропаганду"," Сатана Иваныч принимал народ"," Симпозиум ведьм”, ”Сказка о человеке”, ”Солнце административное отвернулось”, ”Тузы и Ягодицы”, ”У пруда и шествие”, «Украли портрет”, ”Черти истопники”, ”Чертями не рождаются - ими становятся”, ”Шаромыжники господа бога-это бесы” и т.д.