Хорезм один из центров становления туркмен

Мердан Байрамов
Как известно, Хорезм является древней цивилизацией и государством с центром в низовьях реки Амударьи, а сведения историков о его существовании датируются как минимум VII веком до н.э.  Проведенные учеными археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование так называемой кельтеминарской охотников и рыболовов и (около 3-х тысяч лет до н. э.). Продолжением этой культуры стана тязебагьябская культура бронзового века, характеризующаяся как земледелием, так и скотоводством, и которая процветала более четырех тысяч лет назад. Античные авторы пишут о контактах хорезмийцев  с народами территории  запада современной Грузии (древнее царство  Колхиды) на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым товары из Индии и Центральной Азии шли на Кавказ.  Данный факт подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников Мавераннахра (междуречья рек Амударья и Сырдарья) и Кавказа. Средневековые источники времен арабского завоевания запада Центральной Азии называют Хорезм  страной с тысячью крепостями.

Туркмены издревле живут на территории Хорезма и в прилегающих регионах Центральной Азии. В туркменском фольклоре сохранились посвященные Хорезму предания и сказки, к примеру, всем нам хорошо знакомая с детства туркменская народная сказка «Хорезмин». В этой связи, хотелось бы провести краткий анализ работ известных историков, специализировавших на изучении прошлого Хорезма и выяснить какова была этническая роль туркмен в этом регионе в разные периоды истории.

В своей книге «Туркмены Центральной Азии» известный туркменский ученый-историк М.Дурдыев, исследовавший многие первоисточники, а также труды современных историков, пришел к однозначному выводу, что этногенез туркмен Хорезма протекал непрерывно с самых древних времен по настоящее время: «Здесь, в Хорезме, проживали многочисленные племена массагетского круга - хорасмии, аугасии, дербики, аттасии, апасиаки, аланы, асы и др. Хорасмии, по имени которых и был назван Хорезм, по словам Л.Н.Гумилева, являлись «ближайшими родственниками парфян», которые также вместе с дахами входили в массагетский круг племен, в среде которых протекал ранний этногенез туркменского народа. И массагеты в целом, и парфяне, и дахи, и аланы, и асы, и хорасмии, в свете новейших научных изысканий, являются прямыми предками туркменского народа. Так что территория Хорезма - область исконного обитания как предков туркменского народа, так и современных туркмен…Территория Древнего Хорезма со столицей в Кёнеургенче может быть отнесена к одному из центров становления туркменского этноса. В домонгольское время предки туркмен составляли основной этнический пласт этого региона».

Исследуя различные исторические первоисточники, в которых рассказывается о вышеупомянутых племенах, проживавших в древности на территории Хорезма, в частности, можно прийти к заключению, что по крайне мере часть этих племен была туркменскими или огузскими, а значит и тюркоязычными, племенами.  Обратимся, в первую очередь к самому известному исследователю Хорезма, советскому ученому-историку и археологу С.П. Толстову, который посвятил всю свою научную жизнь изучению этой древней цивилизации. Известный советский ученый полагает, что можно отождествить обитавшее в Хорезме массагетское племя дах (тохар) с огузским (туркменским) племенем дюгер (варианты названия: дюкер, тувер, тогар), племя пасиан с огузским (туркменским) племенем печенег (бечене), племя сакаравака с туркменским племенем сакар, племя асов с  огузским (туркменским) племенем языр. Как известно, племена дугер, печенег и языр входили в состав 24-древнейших туркменских племен, ведущих свое происхождение от внуков Огуз-хана, о чем пишут в своих исторических работах такие известные историки прошлого как Рашид-ад Дин («Джами ат-Таварих» - «Сборник летописей»), Языджы-оглы («Огуз бойлары»), Салар Баба («Всеобщая история») и Абуль-Гази («Шеджере Теракиме» - «Родословная туркмен»), а такде известный тюркский лексиколог Государства Караханидов Махмуд Кашгари («Диван Лугат ат-Турк» - Словарь тюркских наречий). Также, С.П.Толстов отождествляет древний массагетский этноним «аугас» с названием «огуз».

Туркменский ученый-историк советского периода Г.И.Карпов проводил сравнительное исследование названий древних центральноазиатских сако-массагетских племен и пришел к выводу, что массагетское племя атасии – есть  туркменское племя ата, астабены - подразделение атабай туркмен-йомудов, амиргийские саки – огузо-туркменское племя эймир (входит в состав 24-х древнейших туркменских племен), а также современное туркменское племя емрели. Как известно, древнегреческая передача древнего названия реки Амударья, протекающей по территории Туркменистана, в том числе и Хорезма – Окс или Оксус, а в трудах средневековых хорезмийских авторов, а также в упомянутом выше произведении Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат-Турк», река носит название Окуз. Целый ряд современных ученых-историков пришли к однозначному выводу, что данное обозначение Амударьи является видоизмененным названием этнонима Огуз.

Как мы видим, целый ряд сако-массагетских племен, исконных обитателей Хорезма и прилегающих территорий, на самом деле являются туркменскими (огузскими) племенами, а не совсем точное произношение их названий древнегреческими авторами является вполне объяснимым, ведь передача названия этнонимов или топонимов с одного языка на другой, тем более не родственный, всегда сопровождается искажением оригинальных названий. В связи с вышесказанным, весьма примечательным и заслуживающим отдельного исследования является факт фиксации древних туркмен (огузов) на территории современного Восточного и Северного Туркменистана, включая Хорезм, как минимум в 1-м тысячелетии до н.э., при этом численность нашего народа была настолько велика, что крупнейшая река региона именовалась Огуз.


В связи с тем, что туркмены были самым многочисленным народом Центральной Азии, как в древности, так и в средние века, при этом наш народ состоял из целого ряда племен, которые зачастую могли вести разнообразный образ жизни, от кочевого и полукочевого до вполне оседлого, часть туркмен в разные исторические периоды смешивалась с другими этносами, к примеру, такими близкородственными, как тюрки-кыпчаки, или же с персоязычным населением. Такие процессы происходили и в Хорезме, и согласно известному советскому ученому-антропологу Л.Ошанину, большая часть хорезмийского населения уже к X веку подвергнулась сильному этническому воздействию туркмен. Вот, что он пишет на данную тему в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»: «В X в., к которому относятся сообщения арабских географов, тюрками, окружавшими Хивинский оазис, были туркмены, именующиеся в ту эпоху гузами или огузами, лишь позднее выступившие под своим современным именем – туркмены. Именно благодаря смешению с ними хорезмийцы X в. приобрели несвойственную им долихоцефалию, что делало их похожими на гузов. Следовательно, предки туркмен – гузы, тысячелетие тому назад были такими же долихоцефалами, как и современные их потомки – туркмены». Здесь также можно привести и другую цитату Л.Ошанина, в котором говорится о том, что долихоцефальная европеоидная раса, к которой  принадлежит большая часть туркмен, является местной расой: «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». Данный вывод известного советского ученого является еще одним подтверждением того, что туркмены населяли территорию нашей страны, в том числе и Хорезм, с самых древних времен.   

Выводы Л.Ошанина об этногенезе хорезмского населения за последние как минимум тысячу лет подтверждаются и этнографическими материалами. К примеру, общеизвестно, что традиционная национальная мужская одежда туркмен, каракалпаков и остального тюркоязычного населения Хорезма (которых условно называют «хорезмийцами») совпадает почти на 100% - это прежде всего туникообразная рубаха, длинный свободный халат, широкие штаны, заправленные в сапоги, большая шапка (тельпек) из овечьей шерсти и пояс-гушак. Национальная женская одежда этих групп населения Хорезма также очень близка и совпадает на 80-90%, а различия имеют незначительный характер, такие различия могут быть и у разных племен одного и того-же народа.

Единый этногенез туркмен, каракалпаков и «хорезмийцев» также подтверждается и общностью национальных украшений этих трех традиционных групп населения Хорезма. Приведу несколько очень важных цитат из работы «Ювелирное искусство Хорезма» известного исследователя ювелирных украшений Хорезма Э.Гюль:
- «Хорезмийские, туркменские и каракалпакские изделия объединяет почти полное совпадение конструктивных и семантических основ…»;
- «Практически каждое хорезмийское украшение имеет свой аналог в туркменском серебре. Так, хорезмийская такья дузи - украшение на шапочку - аналог туркменской тахьи… Еще один вид украшения, связанный с легендарными амазонками ,- "укей" (лук со стрелой) - затылочное украшение, крепившееся к шапочке-тахья, форма которого также характерна как для хорезмийцев, так и для туркмен… Височно-наушная хорезмийская подвеска "ярим-тирнок" - аналог туркменских дагданов…"Манглай-тузи", или "осма-тузи" - налобное украшение, состоящее из фигурных пластин, соединенных шарнирами и украшенных самоцветами... Туркменский вариант этого украшения - мангайлык.»
- «Таким образом, нельзя не заметить, что большинство хорезмийских ювелирных изделий связано с традициями степной культуры и имеет единый генезис с туркменскими».

Г.П.Васильева была известным советским этнографом, посвятившая несколько десятилетий своей научной деятельности изучению туркменской этнографии. В своей книге «Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане», которая стала результатом  многолетних этнографических исследований, она пишет: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин». Далее, она приводит цитату другого известного исследователя истории Центральной Азии, советского историка-востоковеда, члена-корреспондента Академии Наук СССР и одного из авторов первого издания международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю.Якубовского, где он пишет об этническом составе населения Хорезма в XIII веке: «…Почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорили по-гузски (по-туркменски)». В своей книге «Туркмены и народы мира», известный туркменский историк О.Гундогдыев отмечает: «О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свиде­тельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содер­жит много огузизмов».

Как следует из научных работ авторитетных ученых XX века, в течении многих столетий туркмены были главным и самым многочисленным этносом Хорезма. И неудивительно, что династия Хорезмшахов-Ануштегенидов, правившая Хорезмом в XI-XIII веках, была туркменской. Об этом сообщает упомянутый выше известный государственный деятель и историк Государства Хулагуидов в XIII-XIV вв, и автор большого исторического труда под названием «Джами ат-Таварих» («Сборник летописей») Фазлаллах Рашид ад-дин: «Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов». Племя бегдили, из которого происходили Великие Хорезмшахи, является одним из 24-х древнейших туркменских (огузских) племен, о чем отдельно пишет в этой же работе Рашид-ад Дин, а также Махмуд Кашгари, Языджы-оглы, Салар Баба и Абуль-Гази в своих упомянутых выше работах.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что значительные массы туркмен были вынуждены мигрировать в направлении Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии в результате завоевания Центральной Азии войсками Чингиз-хана в XIII веке, немалая часть туркмен осталась в этом регионе, включая территорию Хорезма, где туркмены еще в течении многих столетий оставались одним из главенствующих этносов. Приведем цитаты из советского двухтомника «История народов Узбекистана», изданного в Ташкенте в 1947-1950 гг., где авторами были такие известные ученые историки, как уже упомянутый выше А.Я.Якубовский, а также советский историк и член-корреспондент Академии Наук СССР К.В.Тревер и советский историк М.Э Воронец. Ниже, идет речь об этническом составе населения Хорезма уже в XVI веке: «Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку.» Заключения авторов двухтомника согласуются с упомянутым выше выводом Л.Ошанина о том, что древнее население Хорезма смешалось с туркменами. «Вторую значительную этническую группу составляли туркменские племена, расселенные, как указано, к западу и югу от оседлых районов ханства, а частично и внутри их.». Как мы видим, этнический состав населения Хорезма даже в XVI веке состоял по большей части из туркмен и «хорезмийцев», которых на основании приведенных выше результатов исследований ученых, можно смело именовать населением, имеющим туркменское происхождение.

О решающем влиянии туркмен на дела Хивинского ханства в более близкое к нам время, а именно во второй половине XIX века отмечается в ряде источников. Американский военный корреспондент Януа;рий Алои;зий Мак-Га;хан посещал Хивинское ханство в 1873 году и по результатам своей поездки, в 1874 г. опубликовал записки под названием «Военные действия на Оксусе и падение Хивы», в которых он указывает на главную роль туркмен в управлении ханством: «Туркмены самое храброе и воинственное племя Центральной Азии… Хивинский хан никогда не был в состоянии управлять Туркменами живущими в его владениях. На деле это происходит почти наоборот; сами Туркмены очень решительно управляют действиями хана. Допуская его иметь некоторую номинальную власть как правителя их соседей Узбеков, они противятся всякой попытке распространить эту власть на них самих. Они всегда готовы сражаться за хана, исключая впрочем случаев когда сражаются против него: из них-то он составляет главнейшим образом свои войска…».

Полковник генерального  штаба российской царской армии А.Глуховской также пишет о главной роли туркмен во всех делах Хивинского ханства в своей докладной записке «О положении дел в Аму Дарьинском бассейне» от 9 июня 1873 г.: «По своей воинственности, туркмены составляют гос­подствующий класс в ханстве, имеющий преобладающее влияние на все его дела. Сила и значение туркмен до того велики, что сам хан и его родственники не могут отъехать от столицы на десятки верст без значительного прикрытия, а на охоту ханы обыкновенно отравляются с пушками и отрядом войск. По это­му факту можно судить о господстве туркмен в ханстве. Вот по­чему ханские войска состояли почти исключительно из туркме­нов… Вот почему в Хиве, собственно, не существует хивинского вопроса, а есть только туркменский вопрос, от решения которого и зави­сят все будущие отношения Хивы к России.»

В связи с вопросом о численном составе собственно туркмен (даже без учета хорезмийского населения туркменского происхождения) в XIX веке, можно привести статистические данные этого времени. Известный русский военноначальник, дипломат и путешественник Н.Муравьев-Карский в своей работе «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах» приводит численность только оседлых туркмен Хивинского ханства в количестве 250 тысяч человек, что значительно превышает количество узбекского  населения ханства (около 150 тыс. человек). Военный чин царской армии России, начальник Мангышлакского отряда, полковник Ломакин в своем рапорте от 18 июля 1872 года за № 859 на имя Кавказского наместника князя Святополк-Мирского, описывает политические и этнические процессы в Хорезме и говорит о том, что туркмены являются этническим большинством в Хиве: «Другие же убеждены, что в этом деле много действовала интрига против нашего ишана, главного начальника всех хивинских туркмен, Хаджи Мамбота, который будто бы ждет только известия от нас, чтобы привезти нам всех наших пленных, надеясь на большую за это награду (вместо ишана) и уверенный вполне, что он успеет эта сделать, так как иначе он может поднять против хана всех хивинских туркмен, составляющих большую часть населения Хивы (выделено мною – М.Б) и заставить хана исполнить его просьбу.». Известный османский автор второй половины XIX в. Али Суави в своей работе «Хивинское ханство и российская экспансия в Туркестане» указывает на то, что в 1873 г. крупнейшим по численности этносом г. Хива были туркмены, численность которых составляла 150 000 человек, а численность узбеков составляла 70 000 человек.

Как мы видим, согласно информации авторов XIX , непосредственно посещавших и досконально знавших регион Хорезма, туркмены были главной военно-политической силой Хивинского ханства, составляли крупнейший этническим пласт государства и были этническим большинством в г. Хива  даже в XIX веке, однако с приходом в регион сначала царской России, а затем и большевиков, численность туркменского населения начала уменьшаться: «Туркмены, издревле населявшие эту территорию, играли ведущую роль в истории Хорезма. Не потеряли они своей роли и после завоевания Хорезма кочевниками-узбеками и образования Хивинского ханства…Резкое сокращение численности туркмен в Хивинском ханстве отмечалось в период завоевания его российскими войсками после 1873 г., когда против туркмен направлялись карательные экспедиции царских войск. Но особенно сильный ущерб туркменскому населению Хорезма был нанесен в первые годы советской власти с образованием на месте бывшего Хивинского ханства Хорезмской Народной Советской Республики /1918-1924 гг./.» - пишет М.Дурдыев в своей книге «Туркмены Центральной Азии».

Резюмируя наше краткий анализ ряда источников по этническому составу населения Хорезма, хотел бы отметить нижеследующее:
- Основываясь на исследованиях ряда авторитетных историков, проводивших скрупулезное изучение, как письменных источников, так и данных этнографии, лингвистики и других дисциплин, можно сделать вывод о том, что значительная часть населения Хорезма еще в 1-м тыс. до н.э. была этническими туркменами (огузами);
- Согласно выводам известных ученых-антропологов, оседлое нетюркоязычное население Хорезма было тюркизировано туркменами уже к X веку н.э.;
- Большая часть населения Хорезма является туркменским или имеющим туркменское происхождение вот уже как минимум последние тысячу, а по другим данным, и не менее двух тысяч лет.
- Хорезм является одним из главных центров формирования туркменского этноса с самых древних времен.

М.Байрамов
Ашхабад, Туркменистан