Наивная я дура! Изливала душу Сталину

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Копия первой страницы письма-заявления И. Я. Петровой на имя Н. М. Шверника
Опубликована  с разрешения правообладателя М.М.Петрова.

Трагически складывалась в 1937 году судьба   членов семей арестованного,  а также   совместно  с ним проживавших  или  находившихся на  его иждивении людей. Такая участь постигла и  Иду  Яковлевну Петрову (Петрову-Фишман) [1], написавшую в  1988 году в Москве свои мемуары  «Моя жизнь. (Вспоминаю, осмысливаю, записываю)» [2].
 
До ареста 5 июня 1937 года молодая Ида  Яковлевна с годовалой дочерью Милой жила в одной из комнат московской  квартиры (Калашный пер. 2 /10)начальника Военно-химического управления РККА, доктора химических наук  Якова Моисеевича Фишмана [3]. Для нее  он стал после ареста — "не родным отцом", а "только временным воспитателем". Но в душе  она   считала Якова Моисеевича своим "отцом", опекавшим ее еще  во времена  пребывания в заграничной  командировке в Италии, откуда помог ей, 13-летней отроковице, в  переехать  в 1923 году в Советскую Россию и обрести там свою родину. Документированных доказательств об удочерении  Я.М. Фишманом  девочки Иды не обнаружено.

В своих воспоминаниях Ида  Яковлевна называет Якова Моисеевича своим "воспитателем", а в письмах в  Кремль и вышестоящие органы власти "временным воспитателем". После ареста Я.М. Фишмана  советские власти  принуждали  Иду  Яковлевну отказаться от фамилии "Фишман", но она выстояла  и осталась  верна своему опекуну. Она даже в браке не меняла свою фамилию и  не  отказывалась  от  Я. М. Фишмана — дорогого ей человека,  активно участвовавшего в её судьбе. Испуганный муж оставил Иду в трудные минуты. Черная метка в биографии  Якова Моисеевича изломала всю линию жизни и исковеркала записи в трудовой книжке  Иды  Яковлевны. В 1950 году на любимой  ею работе   начальство  вдруг решило сократить и уволить Иду  Яковлевну. И вот в минуты   переживаний и страха потерять работу  и остаться с  двумя детьми без денег  Иду  Яковлевну осенила мысль написать "исповедальные" письма Сталину и Швернику [4].  Цель таких посланий — упредить нежелательные действия руководства и отдела кадров.
 
Обратимся к машинописной рукописи Иды  Яковлевны, где  в  1988 году она откровенно  и самокритично написала о себе:

" <…> Вот передо мной копия письма наивной дуры на имя не больше, не меньше дорогого Иосифа Виссарионовича! От мая 1950 года, где я пишу о предупреждении об увольнении в связи с сокращением объема работ и унижаюсь, как могу, описываю что-то о себе, изливаю душу, и даже договариваюсь, что не хочу нести ответственности за действия воспитателя ( то есть Я.М. Фишмана — Примеч. автора).

<…>

Ниже приводится без сокращений текст письма в Кремль :

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Мое обращение к Вам в этом письме вызвано нижеследующим обстоятельством.
Я, сотрудник Московского филиала ВНИГРИ Министерства нефти, находящегося по адресу: Москва, проезд Владимирова, дом 6, получила 5 мая с.г. предупреждение об увольнении с работы, мотивированное сокращением объема работ экспедиций в одной из геологических партий, которой я была назначена руководителем.
В связи с тем, что, насколько мне известно, по институту не только не сокращаются объемы работ, но и, наоборот, расширяются и специалисты моей квалификации крайне нужны, я ясно представляю себе, что обстоятельство моего сокращения иное. Влияние не может иметь также моя производственная деятельность, так как за последнее время я была переведена с работы геолога начальником геолого-съемочной партии и никаких замечаний по работе не имела.
Я считаю, что увольнение вызвано другой причиной, особенностями моей автобиографии, о которой хочу кратко рассказать.

Родилась я в 1911 году в Италии. Моя мать, Петрова Мария Владимировна, будучи членом большевистской партии, эмигрировала из России в Италию до революции и во время революции умерла. Так как я росла без отца, после смерти матери меня поместили в детский дом в Италии, а затем знакомые матери по эмиграции, в 1924 году привезли меня в СССР и поместили в школу отдела детских учреждений при ВЦИКе, где я жила и училась с 3 по 7 классы.

В дальнейшем меня взяли к себе знакомые матери Фишман Я.М. и Н.М., я продолжала учиться в средней школе, а затем в Московском Нефтяном институте им. Ак. Губкина, институт я окончила в 1936 г. В 1936 году я вышла замуж.

В 1937 году Фишман Я.М. был арестован, мне о нем ничего не известно. С 1937 по 1939 гг. из-за ареста моего воспитателя, я не могла устроиться на работу и только в 1939 году я поступила работать в Московское геологическое управление участковым геологом на разведках углей Подмосковного бассейна. В ноябре 1941 года, в связи с наступлением немецких захватчиков, были ликвидированы разведочные работы в рязанской области, где я работала, и я вернулась в Москву. В январе 1943 года поступила работать не по специальности, так как в Москве работу по специальности не находила, а дальнейшие переезды с двумя детьми для меня были невозможны. Лишь с 1945 года мне удалось устроиться работать по специальности в нефтяной разведочной геологии.

По семейному положению я разведенная, воспитываю двух детей, родственников у меня нет.

Дорогой Иосиф Виссарионович, я хочу Вас заверить, что несмотря на много затруднений, я всегда старалась идти к своей цели, вначале в учебе, а затем в труде, я стремилась быть полезным членом общества, в результатах работы на небольших ее участках я видела долю полезного вклада в большом деле строительства социализма. Хотя я ребенком потеряла мать, всегда для меня память о труде и борьбе, которые вела она за большевистское дело, служили и служат примером, опорочить честь матери, также и отчизны, я никакими действиями не могла бы, так как она для меня священна.

Получив предупреждение об увольнении, первая моя мысль та, что я должна все сделать, чтобы продолжать работать, чтобы как специалист приносить пользу и в связи с этим написала Вам.

Я обращаюсь к Вам с просьбой помочь приостановлению моего увольнения и восстановлению меня на работу, прошу дать мне возможность в дальнейшем нормально работать по специальности. Я свою жизнь не представляю вне работы, вне своей любимой специальности. Я не хочу нести ответственность за действия временного воспитателя, потому что я всегда честно жила и работала и буду также честно жить и работать впредь.

Дорогой Иосиф Виссарионович, еще раз прошу Вашего чуткого внимания, потому что у меня двое детей, за воспитание которых я несу ответственность, в пример им я должна честно работать и приносить пользу обществу.
Я обращаюсь к Вам, потому что уверена в справедливости моей просьбы, потому что уверена в том, что с Вашей стороны рассмотрение моего дела не будет оставлено без внимания.

С преданностью к Вам

И. Петрова.

Адрес моего местожительства: Москва, Солянка улица, дом ;, подъезд 1-й , кв. 115.  Петровой Иде Яковлевне».

Аналогичный текст письма отправлен Идой Яковлевной  и на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР  Николая Михайловича Шверника. Конечно, никаких ответов  от Сталина и Шверника автор  искренних посланий не дождалась.

Интересны и другие  рассуждения Иды Яковлевны  в  ее мемуарах:

"...Такое письмо жжет руки, ведь я, труженица, посылала его не больше, не меньше носителю самого большого зла на земле. Я сделаю небольшое отступление и скажу: как правило я пишу и строчки у меня идут вверх, а тут я удивилась, что они ползли вниз, настолько мерзко было вспоминать о моей провинности".

И еще:

"Что же делать людям? – Видимо, после такого примера истории стать зорче и научиться в корне пресекать зло, а не поддаваться злой воле, в которую они были втянуты в годы сталинизма и после. Вот мы вместо того, чтобы благословлять смерть Сталина, распустили нюни, ревели больше, чем по родной матери и в экстазе давили друг друга по дороге, ведущей к его гробу. Даже после смерти его злой дух продолжал витать над нами и сеять зло. Я была на перекрестке Бульварного кольца и Сретенки вместе с другими фанатиками, но какая-то сила увела меня оттуда и я бежала бульварами обратно к себе домой [на Солянку]. И я себя спрашиваю, какая злая сила могла меня потащить первоначально, меня, которая в большой мере пострадала из-за ареста воспитателя и была в полной зависимости от нашествия насилия и зла?

Я волей жизни попала в особые условия и коль взялась за описание их, должна вникать и делать выводы. Мне думается, что сталинизм входит в глобальную эпоху, выдвигающую зло в ряде стран, где сначала отмечается деятельность групп людей, желавших улучшить мир, затем деятельность, препятствующих этому (тех, которым это не нравилось, так как касалось их интересов), ухудшая жизнь в нашем мире и втягивая все больше обществ в брожение. Все это значит лишь, что зло побеждало добро.

Я видела, как это положение распространялось не только на отдельно взятую страну, но в разных масштабах на ряд из них. Предреволюционный и революционный периоды России, итальянский Муссолини, немецкий фашизм, сталинизм, свержение Муссолини и Гитлера, разоблачение Сталина, борьба Хрущева, свержение Хрущева, снова борьба. Теперь, слава Богу, гласность – для улучшения мира может быть, наконец, мы узнали истину".

Внук  автора мемуаров Михаил Петров (1976 г. рожд.), прочитав  текст письма на имя Сталина   и рассуждения бабушки о сталинизме, сделал заключение, что  они "точно определяют внутреннее состояние людей той эпохи".

Внук  дополнил текст  бабушки другими фактами: "Она (Ида Яковлевна. – Примеч. автора) отправилась с ним  (т.е. с телом Сталина.– Примеч. автора)  прощаться, и ей безбожно повезло: на Трубной площади всех, кто шел по внешней сторонe, кордоны фактически выбрасывали на Цветной бульвар. Вся Tрубная была перегорожена грузовиками, так что прорваться было невозможно. Потом она шла Садовым кольцом к себе домой, на Солянку, и лишь много позже поняла, какой судьбы она избежала в тот день..."[7].
 
Через два года после похорон Сталина Яков Моисеевич Фишман полностью реабилитирован и ему присвоили  звание генерала-майора. Как персонального  пенсионера его поселили в престижном московском доме, куда он привел новую жену Марию Ивановну Ефремову, его бывшую домработницу. За спиной Фишмана ее  называли "генеральшей-дерёвней" и "самоварной бабой". А генералу она приглянулась  и он говорил недоброжелателям   о своей избраннице: "Она меня за муки полюбила, / А я ее – за состраданье к ним". Забыл, видимо, Яков Моисеевич пословицу "Из осинки не родятся апельсинки".

Внебрачный сын Иды Яковлевны  - Михаил Леонидович Петров  (Фишман)(1939 - 2013) "ходил однажды к Фишману и общение  с ним его не впечатлило - это был уставший от жизни человек", вспоминал слова отца его сын Михаил. "...В семье не было никакого культа Фишмана. Он просто исторический персонаж и не более. Ничего от него не нужно было, как и не было нужды с ним в общении". - написал автору в конце июля 2021 года внук Иды Яковлевны Михаил Михайлович Петров (1976 года рожд.). 

Первый муж Иды Яковлевны - Мурзин Николай Павлович был весьма непростым человеком - его отец состоял в СНК. Если посмотреть  на дату развода  супружеской четы - она весьма близка к дате ареста Якова Моисеевича.  Бывшая его "воспитанница" Ида Яковлевна, очень многое потерявшая в жизни "от своего так  называемого "родства" с  Я. М. Фишманом" (так написано в ее мемуарах.- Примеч. автора) c годами стала использовать в переписке не  двойную фамилию, а  сократила  до одной   ее  части, т.е. — "Петрова". Со дня  ареста  Якова Моисеевича прошло почти двадцать тяжелых для этой беззащитной женщины лет. И она больше не  искала встречи  с  тем человеком, кого  когда-то боготворила, называя "отцом", "воспитателем" и "временным воспитателем". Со слов родственников, поведение пострадавшей  Иды Яковлевны Петровой (Фишман)  могут  объяснить стихи Геннадия Шпаликова: "По несчастью или к счастью, //Истина проста:// Никогда не возвращайся// В прежние места..."

Взаимный интерес друг к другу "воспитанницы" и "воспитателя"  был утрачен. Фишман не прощал  отступничества и предательства тем, кому он в Италии спас жизнь и кого поставил на ноги в СССР. Однако жизнь героев  нашего  повествования  распорядилась так, что тела их похоронены на одном кладбище - Востряковском. "Смерть равняет лбы" (М. Цветаева).


Примечания:

[1]. Ида Яковлевна Петрова (Петрова-Фишман; 1911/1912 (?) — 1993 ). Родилась в Италии, крещена в католической вeре. Отец неизвестен. При жизни считала себя  "воспитанницей" ("временной воспитанницей") бездетной  супружеской четы Я.М. Фишмана и  Н.М. Рычковой, которые, видимо, ее  удочерили и опекали до 1937 года. Документов на сей счет не обнаружено.  Всю жизнь носила еврейское имя и отчество "Яковлевна",  а также вторую половину фамилии "Фишман".  Отчество и вторая часть фамилии якобы даны ей  самим Я. М. Фишманом.  Еврейкой себя не считала. Мать Иды —  Мария Владимировна Петрова (ок. 1889 года в Москве — умерла в 1917-м в Риме) происходила из России и  по своим  политическим взглядам  якобы была близка к эсерам. Национальность ее неизвестна. Я. М. Фишман был знаком с  М. В. Петровой по революционной борьбе  еще до ее эмиграции в Италию ок. 1910-го года. В настоящее время невозможно установить мотивы, по которым  бездетная семья Фишманов отыскала именно эту девочку  в Италии, а потом удочерила ее и привезла в Советскую Россию.  Маленькую Иду якобы должны были из Италии репатриировать в США,  но в 12 - летнем возрасте  она благодаря Фишманам попала  именно в Россию. Современники  Я.М. Фишмана строили догадки и предполагали, что "Ида это его  внебрачная дочь", но подтверждающих эту версию документов  не обнаружено.  Ида  Яковлевна "была темненькая и явно не русской внешности".  Её первый  и единственный муж  Николай  Павлович Мурзин "считал  жену еврейкой, а она себя не считала ею" (из воспоминаний родственников Иды  Яковлевны).  Ида Яковлевна  родила в 1936 году дочь Милу (Людмилу), а в 1937 году  - сына Николая. По суду сына оставили  с отцом, а дочь - с матерью.  В 1939 году Ида Яковлевна родила внебрачного сына Михаила от Громова Леонида Васильевича 1905 года рождения. В 1941 году родила еще одного сына Петра. Отец его неизвестен. Ида Яковлевна вернула  этого сына его  отцу. После ареста Я.М. Фишмана  в 1937 году советские власти  принуждали  Иду  Яковлевну отказаться от фамилии "Фишман" (она даже в браке не меняла свою фамилию). Она  не  отказывалась и от Я.М. Фишмана — человека,  активно участвовавшего в её судьбе.  Однако c годами, как  сообщили автору ее родственники, "в переписке Ида Яковлевна все реже и реже  использовала двойную фамилию,   сократив  до одной   ее  части, т.е. — "Петрова". После реабилитации Фишмана Я. М. в 1955 году  принципиально отказывалась от встречи с ним. На похоронах Фишмана Я.М. в июле 1961 года  Ида Яковлевна не была.( Автор  этого и других примечаний - А.Г. Холодюк).


[2]. Воспоминания  И. Я. Петровой «Моя жизнь. (Вспоминаю, осмысливаю, записываю)» написаны в начале 1988 года в Москве.  Машинописная  рукопись хранится  у ее внука М.М. Петрова. Фрагмент рукописи  ( но - другой)опубликован Леонтьевым Я. В.: Доктор химии и его воспитанница // Stanford Slavic Studies, 2012. - Т. 41, с. 75–88.

[3]. Яков Моисеевич Фишман (1887 — 1961) — российский революционер и политический деятель;  советский разведчик и военный деятель; доктор химических наук и  генерал-майор технических войск.

[4].  Шверник Николай Михайлович ( 1888 —  1970) — советский политический деятель, занимавший в 1946—1953 годах должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

[5].  Петрова-Фишман И. Я. Воспоминания «Моя жизнь. (Вспоминаю, осмысливаю, записываю)».

[6]. Михаил Михайлович Петров (1976 г.р.), кандидат медицинских наук, общественный деятель, внук И. Я. Петровой-Фишман.

[7]. Петров М.М. На 65-летие смерти Сталина. Чем я могу помянуть Сталина? -Электронный ресурс:
https://petrov-mm.livejournal.com/35845.html#cutid1