Альма-матер

Юрий Нистратов
     Моя школа, мой класс, мои учителя. Именно так мне хочется говорить сегодня о том счастливом явлении, которое возникло в моей жизни с поступлением в 321-ю ленинградскую  школу. То были годы скудного послевоенного детства, проведённого в ставшем в последствии культовым районе Пяти Углов, где мы жили в огромной коммунальной квартире вместе с шестью другими семьями, и где в противоположных концах двадцатиметрового Г-образного коридора было две уборных, а на дверях ванной с дровяной колонкой красовался график помывки, и мы, семеро детей, резво носились по полутёмным коридорам на трёхколёсных велосипедах, играли в мяч, в города, гонялись в пятнашки, налетая на наших уставших после работы матерей, несших из далёкой общей кухни нехитрый, наскоро приготовленный ужин в наши комнаты…
     Ежедневно из открытого окна гулко разносились по двору до боли знакомые звуки баяна. Это семилетний Саша Дмитриев из квартиры напротив старательно штудировал этюды Карла Черни в переложении для баяна П.И. Говорушко. Ныне Александр Иванович – прославленный баянист-виртуоз, многократный лауреат всевозможных конкурсов, профессор консерватории. А ведь начинали мы знакомство с баяном вместе с ним у одного педагога Владимира Васильевича Теплякова в только что созданной вечерней детской музыкальной школе, которая шумно сменяла в тех же классах школу общеобразовательную.
     Для многих людей из моего обширного круга добрых знакомых, друзей и родственников школьные годы, да и сама школа остались в памяти, как что-то неизбежно необходимое, но давно и безвозвратно прошедшее, о чём не очень хочется вспоминать. Да иногда и вспомнить-то почти нечего. Лица школьных товарищей, как и волновавшие в ту пору невинные детские романтические привязанности, растворились в тумане десятилетий, и эта страничка их жизни перевёрнута безвозвратно.
     У меня всё сложилось по-иному. Я давно пытаюсь найти объяснение этому феномену. А ведь иначе такое течение событий и не назовёшь. Судите сами.
Спустя пятьдесят с лишним лет после выпуска я продолжаю ежегодно приходить на традиционный день встречи выпускников, многие из которых собираются в последнюю субботу марта в родных стенах. Конечно, иных уж нет, а те – далече… Но мобильная группа из шести-восьми моих одноклассников до сих пор не отступает от доброй традиции. А с некоторыми из них я поддерживаю тесные дружеские отношения всю жизнь.
     Наверно, главная заслуга в этом принадлежит нашим учителям. Только повзрослев, став опытным, а теперь уже можно сказать, умудрённым жизнью человеком, я понял, вернее даже на физическом уровне ощутил удивительную вещь, о которой раньше как-то не задумывался. Всю жизнь у меня за спиной стоят мои любимые учителя, которые во многих ситуациях дают мне негласный совет, а часто и вовсе становятся примером для совершения того или иного деяния. Ведь сказано исключительно точно: «Мы все родом из детства». То, что заложено в человека в детстве, остаётся с ним на всю жизнь. И как же важно, чтобы наставниками в этот ответственный период жизни ребёнка оказались Люди с большой буквы. Их светлые образы и незабвенные имена я храню в памяти всю жизнь.
     Господь распорядился счастливейшим для меня образом. Я оказался в стенах 321-й школы. Школа как школа. В то время мы не видели в ней ничего особенного. Да и сравнивать было не с чем. Но, как верно подмечено, большое видится на расстоянии. А оно оказалось настолько большим, что даже предположить это нам, детям, было в ту пору невозможно.  Меня до сих пор не покидает ощущение какого-то необычайного везения, связавшего мою жизнь именно с этой школой.
     Прошедшие десятилетия не стёрли из памяти незначительные на первый взгляд эпизоды. Но какую важную роль они сыграли в нашей дальнейшей жизни, мы стали понимать лишь много лет спустя. Вспомнить хотя бы уютные и немного таинственные чайные посиделки в крохотной квартирке на Фонтанке у нашей первой учительницы … 
     Полина Борисовна была из той когорты учителей, которая сформировалась в довоенные годы из бывших выпускниц Бестужевских курсов. Усвоенные там правила и традиции эти прекрасно образованные и воспитанные люди несли в школы, где исподволь приобщали к ним своих учеников. Происходило это вот так - незаметно и очень естественно. Ненавязчиво и без всяких учебных программ мы, третьеклассники, получали понятия о таких важных и принципиальных вещах, как нравственность, уважительное отношение к старшим, семейные ценности, человеческая дружба.
     Сейчас, вспоминая те далёкие времена, я с благодарностью произношу имя моей незабвенной учительницы.
     В школе уже в те времена проводились вечера встреч выпускников. Нам, ставшим  старшеклассниками, поручалась регистрация самых пожилых гостей.  Общаясь с седовласыми ветеранами, прошедшими несколько войн, увешенными боевыми наградами, заслуженными и много повидавшими в жизни людьми, для которых наша школа была такой же родной, как и для нас, я необычайно поражался тогда этой очевидной, но с трудом укладывавшейся в юную голову мысли.       
     В годы учёбы мы почти не владели информацией об истории школы. Известно было только, что она в своё время называлась Первой петербургской гимназией, и что с нею связаны имена нескольких знаменитых исторических личностей. Сегодня все тайны раскрыты, и мы можем, не стесняясь, с гордостью говорить об этом уникальном учебном заведении.

     Продолжение следует...