Инфодемия и коронакризис

Вик Орлов
А знаете что самое обидное? Коронакризис - жаль, пока я собирался с силами, кто-то уже использовал это слово - рано или поздно закончится (хотя я теперь стараюсь экономить дела: не более одного серьезного дела в день, меня уже жутко скручивает на карантине - очень давно в моей жизни не было столько бессобытийный дней подряд), а все останется на своих местах. Как сказал правитель одной большой страны, в политике ведь нет друзей, есть только интересы. Между большими государствами особенно. Поэтому каждая страна будет использовать последствия ковида для себя. Уже сейчас из вируса пытаются извлечь политические дивиденды - ошибки оправдываются, обвинения в адрес друг друга множатся.

Как Дима Губин, эта Грета Тумберг или вернее Грета Гарбо на пенсии, который однажды час рассказывал мне по телефону о своей поездке в Лас-Вегас или куда-то там еще, сбежал в Германию и забаррикадировался в страхе и в тайной надежде, что через неделю в России все "полыхнет", а в итоге оказался в самом зараженном районе Баварии и теперь оттуда продолжает клеймить Путина. Предрекая хроники Апокалипсиса, Дима призывал всех наплевать на работу, немедленно самоизолироваться и поставить на аватарку "Stay home", забыв, что в мире существуют не только журналисты-фрилансеры с собственным садом во дворе, но и кондукторы с продавцами. Самого Путина теперь, конечно, - извините за каламбур - коронуют. И никакие санкции не снимут. И на экологию всем снова будет плевать. Да и сама пандемия по сути (без какой-либо теории заговора!) была создана под Европу и никогда бы не была объявлена, если бы в одном отдельно взятом госпитале в Бергамо не случился коллапс с количеством коек.

Когда в 2000 я поступил в университет, то первое, что услышал - мы живем в мире информации, кто ей владеет, тот владеет и миром. При этом дело происходило в аудитории с устойчивым книжным запахом. За эти двадцать лет ситуация изменилась еще больше, и в мире 2.0 нет уже никаких книг, а есть человечек, который в вагоне поезда или дома на диване на своем смартфончике набирает в режиме онлайн буковки, а другой в режиме онлайн также их читает. Интимно и в то же время беспрецедентно по бесконтрольному масштабу. И в этом мире, где любые тексты и картинки можно выдать за правду и быстро ими обменяться, человечек продуцирует пугающий контент и выступает экспертом по всем вопросам. Напуганный потребитель верит буквально всему. Как специалисту мне крайне любопытно наблюдать эту инфодемию. Я не корю коллег-журналистов, информационные поводы - их хлеб, а вирус уже стал безусловно главным событием 2020 года, 95 процентов информационного поля посвящены ему. Такова профессия журналиста - знать обо всем, но по чуть-чуть. Циферки рейтингов взлетают вверх круче любой эпидемической статистики. Поэтому я предпочитаю слушать тех, кто идет хотя бы эмпирическим, а не чисто теоретическим путем, поскольку реальные эксперты также противоречат друг другу. Мы привыкаем к этим новым странным фамилиям, которые меняют наряды и мнения и ищут глазами камеру, чтобы показать себя в новом ракурсе. Если слушать только врачей, которые не хотят допустить ад в больницах, что вирус это мощный, как спецназ, то умрет экономика. Если только экономистов, то...Выбор у нас как говорят крайне невелик. Истина думаю как всегда где-то посередине. Подобно министру Мурашко - он и врач, и обличенный властью государственный деятель.

Мир, безусловно, изменится - мы вошли в одну дверь, а выйдем уже в другую. Выигрывает в нем тот, кто уже это осознал и поборол ригидность. Кто сумеет приспособиться под новый образ жизни, а не будет пытаться натянуть свои старые привычки на новую реальность. Что нас ждет - точно никто не знает. Но, видимо, все же увеличится социальная дистанция и отпадет много ненужных вещей. И это вопрос выживания и этики, а не эстетики. Хочется еще пошутить про миллионеров-бюджетников, но не буду...