Лоции по Москве. 1

Николай Мигачев
               
 - Нет, ну это право невозможно! Просто издевательство какое-то! Будет этому конец или как? Ты чего ко мне пристал? Вторую ночь сплю вполглаза, и всё из за тебя. Ты вообще кто: убогий? - передо мной мялось существо среднего пола и возраста.
 - Кто-кто, сама не видишь? Конь без пальто,- существо явно нарывалось на грубость.      
 - Да какой ты конь, максимум пони недоразвитый, - я намекала на его рост. Метр с кепкой в прыжке и на коньках.
 - Мал золотник да дорог, - значимо сообщило существо, - ну, хватит собачиться, я здесь по делу, коллега - и лихо подбоченился. Я аж прыснула, какое дело, какой коллега? Видуха у чувака была весьма  комичная, никак к бизнесу не распологающая. То что росточком не вышел, это ещё ничего, а вот прикид был как у клоуна. Узенькие брючки цвета бордо, лиловая рубашечка навыпуск, лыс как яйцо, с тёмными очками одетыми на затылок и в чудовищных, по размеру, кедах. Добавьте дикое колличество современной фотоаппаратуры, коей он был увешан, и вы поймёте моё состояние: ржать хочу не могу!
 - Вот только попробуй, засмейся. Старенький я, ноги болят, не могу я в стильных ботиночках по Москве-матушке рассекать,- мне его даже жалко стало,- позвольте представиться: Лоциус Московский, - и лихо шаркнул кедом-лаптем.
 - Алина,- скромно промямлила я, подавляя в себе желание фыркнуть,- а что за имечко такое у тебя заборостое? Прям граф какой-то.
- Ничего забористого, сплошной практицизм, чем занимаюсь, так и кличут: Лоций по Москве.
 - По реке-Москве? Тоже мне - океанские просторы. Как я помню, лоции это морские карты, так?
 - Так, да не так. Точнее, не только так, карты с описанием местности были всегда, а уж морские они или сухопутные, какая разница?
 - Так ты что, карты рисуешь?
 - Бери выше, я их пишу! Да не просто так, а с картинками, да во времени!
 - Историк что ли?
 - Додумалась, поздравляю!
 - И чего припёрся, чего спать не даёшь?
 - Я?! Да ты дрыхнешь как сурок в Новогоднюю Ночь! А я тебе, типа, снюся.
 - А ты бы не мог бы мне, типа, не сниться?
 - Мог, только ты тогда переживай потише, тебя же за версту слышно, а оставить в беде коллегу не в моих правилах. Рассказывай, о чём кручинишься?
 - Халтура...
 - Переведи...
 - Да халтуру с прошлой работы предложили, а я всё забыла давно. Видишь, наследство храпит - Маша, радость наша. Девчонке полтора года, так вот полтора года она меня от себя и не отпускает. Денег в семье как грехов у ангела, а тут такая подработка классная: англичанка, три дня в Москве, требует личного гида. Муж обещал прикрыть, а что толку? Ну, потопчусь я с ней пару часов на Красной Площади, ГУМ, ЦУМ, Детский Мир, метро покажу, а дальше что? Она же по городу гулять пойдёт, и что я ей рассказывать буду? Название улиц читать? Это же не экскурсия по маршруту - заранее не подготовишься. А плохо обслужишь, другой раз не пригласят. Вот и думаю, вот и печалюсь.
 - Тоже мне, Федорино горе. Пошли, я тебе свою Москву покажу.
 - Так мне, что, собираться?
 - Со мной пойдёшь, и так сойдёшь.


     Мы бодро топали под горку к центру города. Если бы не прекращающаяся болтовня Лоциуса, я бы давно со страху померла. Город был не мой. Чужой. Светло как днём, но не день. Вроде белых ночей в Питере. Светло, но без солнышка. Народу никого, машин нет, трамвай не ходит, такси не содит. Сюр какой-то. А где все? Ну, хотя бы птички? Нету никого.
 - К психам зайдём?
 - Ага, мне сейчас только к психам. Там и остаться. И вообще: причём здесь психи?
 - Больница Алексеева налево, что не знала? - как не знать, мы в этом  парке каждый день с Марусей гуляем, вот только за забор не заглядываем, боимся.
 - А они нас не съедят?
 - Не должны.. Ой, да ты трясёшься как заячьей хвост! Шучу. Да там их и нет уже давно, в пяти минутах живёшь, а историю сего памятника истории не знаешь? Стыдись! Пошли уже.
 

     Я пролезала под шлагбаумом на территорию больницы, как ребёнок спускается в тёмный погреб с Бабайкой. Зажмурившись и не дыша. Какой на хрен памятник истории? Психушка в чистом виде, юдоль скорби человеческой, а у меня дети, между прочим. Дитё. Боюся.
 - Глаза-то открой.
 - Руку дай - открою.
Етить-колотить!!! Так это же Кремль в миниатюре. Ну, не Кремль, конечно, но уж кремлёвская дача точно. Стиль тот же, красный кирпич тот же, всё такое миниатюрненькое - плакать от умиления хочется. И откуда в центре Москвы этот сказочный  город.
 - А это, милочка, Вам не просто кот начхал, это подарок городу от Великого Московского головы Алексеева Николая Александровича. Крупнейшая на сей день психиатрическая больница Европы. Так-то!
 - Какой головы? - я обернулась к говорящему, и, застыла с раскрытой варежкой. Вместо неуместно одетого клоуна передо мной стоял профессор(не меньше), да что уж там: академик медицины 19 века. Если бы не гигантские штиблеты ни за что бы не признала. Странный белый халат(сейчас такие не носят) с завязочками на спине, бородка клинышком и костяной молоточек в нагрудном кармане. За накрахмаленный колпак вообще базара нет. Ни дать ни взять академик.
 - А Вы, барышня, не смущайтесь, интересуетесь - спрашивайте.... 
 - Так откуда такая Швейцария в Москве взялась?
 - Помилуйте, барышня, какая Швейцария, всё местное, наше, Рассейское. А ваша, с позволения сказать, Швейцария, в те годы еще козам хвосты крутила да голодала почём зря. У них ещё до 18 века ни армии, ни денег своих не будет: голытьба.
 - Ну, так вроде: чистота, порядок, аккуратно всё так.
 - Эх, спортила вас ваша революция, у нас завсегда в хозяйстве порядок был, да комиссар его пропил.  Смотрите, барышня, вот оно лицо истинной России, любуйтесь! Эти земли завсегда принадлежали Даниловскому монастырю. А он, родимый, почитай с 13 века южную границу Москвы стережёт. Луга здесь монастырские были, на выпас. Потом, как купцы на ноги встали, выкупили землю под свои нужды. Поместья поставили, плодится начали. Уж больно хороша и красива была земля Черёмошье. Да, оттуда нонишние Черёмушки своё название имеют. Теперь их две: Старые и Новые. Мы  сейчас в старых. Именье столько раз переходило из рук в руки, что всех владельцев и не вспомнишь, а вот про Бекетова Ивана Петровича сказать надо отдельно.
     Получил он эту землю по наследству, и была она в то время не в уходе. Глину здесь копали для кирпичного заводика, да скот пасли. А за 32 годика, пока владел Бекетов землицей, превратил её в "препоэтический уголок", с садом, прудом, парком и такой оранжереей, что современники за честь считали в гостях у хозяина почислится. Кстати, своё имя Бекетов сохранил на карте Москвы до сих пор. Пруд, да и парк вокруг него, так Бекетом и называется.
 - Правда? А я тут каждое утро бегаю, а в честь кого и не знаю. Думала Бекет это имя собственное.
 - Конечно собственное. Бекет это "малая застава" по-тюрски, от него и фамилия.
 - Он, что не русский?
 - А где вы, милочка, в России русских встречали? Все мы немножко... лошади,- и захихикал, - у нас последний государь-батюшка только одну 124-ю  часть русской крови имел, а остальное всё от немцев. И вообще "Поскреби русского - найдёшь татарина". Да Вы идите, идите вперёд. А я Вам на ходу дальше рассказывать буду.
    


      Дорога шла в горку, шагалось легко, до зданий уже близко. Все из красного кирпича, в неорусском стиле, прям игрушечные.
 - Так вот, почил в Бозе Иван Бекетов в 1835 от рождества Христова, а почти через четверть века приобрёл имение некто Козьма Канатчиков. Личность, так себе, ни хорошая ни плохая. Только и известным остался оттого, что владел сей усадьбой. А вот имя своё он ей оставил. С тех пор называется она Канатчиковой дачей. Далее по годам, это важно. В 1867 году Москва выкупила сии земли для устройства скотобойни (слава Богу не срослось). Так двадцать с лишним лет и простояла земля свободной от хозяев.