Секрет

Ева Анатольевна Ильина
В детстве Маруся часто приезжала к бабе и деду в Ростов.  Бабушка накануне ставила тесто. Подмешивала его всю ночь и утром пекла пироги с ревенем и вареньем и сладкие булочки с маком.

Маруся с мамой приезжали к обеду. Уже в двенадцать баба Аня занимала наблюдательный пост у окна и смотрела: не едут ли ее дорогие.

- Заходите, заходите! Как доехали? Не укачало в автобусе?
Марусю каждый раз укачивало сильно, рвало до позеленения. Чтобы лишний раз не останавливать автобус, мама даже брала с собой специальный рвотный мешочек.
- Нет, бабуля, совсем не укачало, -  бодро ответила Маруся, сразу забыв о всех тяготах пути, лишь почувствовав запах из кухни.
- Ну, тогда мойте руки и к столу!

Маруся обожала эти семейные застолья. Её семья в Питере была маленькая: мама, папа и Маруся. А здесь … За стол садились дедушка, бабушка, мама и Маруся – сразу четыре человека. Потом прибегал двоюродный брат Миша. Потом заходила на обед его мама – тетя Наташа. Каждый со своими новостями. И жизнь закипала.

Мама уезжала на следующий день, спеша на работу, а Маруся оставалась. И начинались ее каникулы, солнечные и прекрасные.

Дед учил ее самому интересному в жизни, по его мнению  - игре в карты.  В пять лет Маруся уже знала, как просчитать оставшиеся в колоде, и азартно играла в дурака, выигрывая у деда и бабы Ани.
- Ну, вот, ты осталась дурочкой, - сказал дед, скидывая последнюю карту.
- Я – не дурочка, я – не дурочка, - разревелась Маруся, размазывая слезы и сопли по лицу.
- Ты что, старый, не мог ребенку проиграть, - тут же из кухни послышался голос бабули.
- Она же так никогда думать не научиться. А, ладно! Маруся, ты не проиграла, это я, дурак, ошибся. Давай еще разок.

Два раза в неделю они ездили на дачу. Пили там зеленый чай с мятой и медом. Ели по-походному: вареную картошку, яйца и докторскую колбасу. Жутко вкусно, если целый день бегать между грядок. Когда дни были особенно жаркими, Маруся купалась в бочках, где отстаивалась вода для полива. К обеду вода прогревалась, и залазить в бочку было одно удовольствие!

Маруся старалсь, как могла, ведь бабушка с дедушкой считали ее умницей и помощницей, и она полола грядки, поливала из шланга и протирала пол в домике. И была счастлива.

Сейчас, тридцать лет спустя, Мария улыбалась, вспоминая свои каникулы и понимая, насколько они отличаются от отдыха детей ее друзей: поездки в Европу, Средиземное море. Были бы они счастливы в бочке на даче? Почему она была? В чем секрет?

Её папа увлекался фотографией, еще когда пленки были черно-белыми, а проявлять фотографии нужно было, закрывшись в ванной без света. На карточках была Маруся. Обычно сразу кадров двадцать- тридцать. Каждый поворот головы, каждая эмоция на лице были ценны. И по фотографиям Маруси вполне можно было выпустить мультик, собрав его покадрово.

Как-то уже взрослая, особенно нарядная перед корпоративом, Маруся забежала к родителям. Папа достал цифровой фирменный фотоаппарат и попросил Марусю постоять пять минут. В этот день ее фотографировали много: на корпоративе, до и после, но эти отцовские фотографии были особенные:  на них Маруся была красивее, чем в жизни, словно любовь отца проявилась через объектив.

А потом после развода Маруси, когда деньги были ей особенно нужны, они стали работать вместе, развивая семейный бизнес по производству фиточаев. И отец, биолог по образованию, после развала Союза, вынужденный уйти из института и открыть фирму, с трепетом показывал ей строение стебля и цветка и учил по запаху определять растение. Удобно было, не нужно лишний раз открывать плохо подписанный мешок на складе.

Мама делилась с ней стихами и книгами. Мама Маруси была филолог. Преподаватель русского языка и литературы. В доме жили книги: энциклопедии, романы, рассказы, сборники стихов. Родители читали по вечерам. Маруся, совсем маленькая, сначала просто повторяла за родителями и важно усаживалась на горшок с книжкой, а потом втянулась, проживая с героями тысячи жизней в тысяче странах.

В девяностых их квартиру ограбили. До этого им делал ремонт брат соседки, а по совместительству бывших зэк. Отец Маруси только начал получать доход от круглосуточной работы на самого себя. Маруся пришла домой первая и удивилась, что это мама так искала перед уходом: все вещи были вывалены из шкафов. Позвонила родителям. Они приехали.
Мама сразу пошла в дальнюю комнату, открыла шифоньер и выдохнула. Новое Марусино платье, купленное на базаре и по базарным меркам очень дорогое, было на месте. Первое вечернее Марусино платье, из черного искусственного бархата с золотой каймой на воланах.

Сегодня Мария искала себя. В ее жизни было плохо всё и на всех фронтах. Она сидела в кафе за чашечкой кофе, искала и … нашла. Её секрет был в этом: в пирожках с ревенем и игральных картах, в фотографиях и травах, в книгах и купленном на первые свободные деньги вечернем платье. С ней делились самым ценным, тем, что открыли для себя в жизни, и она не могла эту жизнь подвести.