Субъективный реализм. Образование

Сергей Александрович Писарев
Образование касается всех и каждого, поэтому хочется затронуть эту тему по нескольким причинам: во-первых, меня всегда волновала данная тема в связи с влиянием среды, которая всеми правдами и неправдами предлагает идеи по приобретению всевозможного статуса. И хотя само образование не гарантирует никакого статуса, всё же с ним появляется возможность более широкого выбора должностей на рынке труда. Если повезёт, то при поиске трудовой деятельности можно найти высокооплачиваемую работу, где необязательно перетруждаться и тратить своё, так называемое, свободное время. Несмотря на то, что такая модель не имеет перспектив с точки зрения человеческих качеств, тем не менее, среда с детства программирует человека на то, чтобы меньше работать и при этом больше зарабатывать. Она также приучает к тому, как выгодно использовать чужой труд в достижении ништяков. И такие фразы, как: не желаешь работать – учись усерднее; чтобы командовать, а не работать на дядю – учись лучше, ставят учащегося в рамки неполноценной теории об образовании. Этот учащийся смотрит на образование, как на средство достижения целей, а не как на багаж возможностей для того, чтобы принимать верные решения. Те, кто кичится образованием, т.е. его наличием явно выдают своё ошибочное понимание в значения образования, как такового. Для оных образование сыграло ту часть реализации желаний, которая отвечает за амбициозное стремление утвердиться, получить одобрение и статус. Знания, которые должны лежать в целевом освоении образования для такого персонажа никогда не были в основе понимания. По сути их не интересовало само знание, и они не вникали в его значение. Они не участвовали в процессе познания так, чтобы получаемые знания использовать на практике. Поэтому многие специалисты, получающие возможность иметь руководящую должность почти, не имеют практического представления о профессиях, которыми, условно руководят.
Образование, это необходимая опция, чтобы жить в современной социальной среде. Ныне в большинстве стран получение образования стало неотъемлемой частью требований, которые предъявляются к любому активному участнику общества. В техногенном мире образование как дало разнообразие, так и сузило интересы, заменяя свободу выбора на условное ограничение возможностей. Например, профессия электромонтёра требует немало знаний в электродинамике, физике и других сопутствующих науках, чтобы оставаться не только безопасной для окружающих и для самого специалиста, но и технологичной. Современные требования в строительстве и дизайне немыслимы без гаджетов управления, которые обеспечиваются грамотным распределением проводной и беспроводной связью. В тоже самое время большинство знаний, которые необходимы специалисту химической и лёгкой промышленности, не очень нужны узкому специалисту, специализирующемуся в механике. А иная специальность абсолютно не касается ни электрики, ни механики, но тесно связана с ними. Бухгалтер, экономист, менеджер по продажам ничего не зная о работе электрика, фрезеровщика, токаря, столяра и сантехника косвенно обеспечивают их работу необходимой экономической эффективностью, предоставляя возможность для непрерывной деятельности. Любая специальность требует изучение нескольких предметов. К сожалению, нет такого предмета, где учат руководить. Как правило, в руководство ставят тех, кто имеет высшее образование, кто имеет амбиции и не может смириться со своим низким социальным статусом. В ВУЗах, конечно, преподают дисциплины, которые способствуют развитию кругозора мышления, но учат ли они руководить, большой вопрос. Такие предметы, как история, философия, естествознание и др. направлены на то, чтобы сформировать в будущем специалисте некие способности к организации труда в коллективе, но нет в них направленности, которая смогла бы существенно повлиять на уровень сознания, чтобы улучшить личностные качества, чтобы закалить, видоизменить характер и научить быть ответственным человеком. Но всё это только подразумевается, и то, если об этом помнить. Но некоторые не только не помнят, а и не знают о себе в таких подробностях и даже не интересуются тем, чтобы усовершенствовать понимание, которое полезно для любого потенциального руководителя. Чтобы изучить любую специальность требуется немалое время. Поэтому человеку уже с раннего детства внушают идею об определении специализации. Ему с момента первого контакта с обществом, его представителями, внушают идею о значимости того, что необходима профессия. В подобном внушении нельзя заподозрить подвох. Чем скорее определяется профессия, в которой будет проходить трудовая деятельности, тем раньше начнёшь себя обеспечивать предметами потребления от первой необходимости до излишка, раньше получишь возможность быть счастливым и свободным. Несмотря на заботу о человеке, путём обучения его на пользу общества, на пользу работодателю я ни разу не слышал, что при этом, хотя бы в качестве иллюстраций или примеров конкретных и реальных историй той или иной профессии, с которой человек свяжет свою судьбу, применяли бы ясное объяснение. Ему в принципе не рассказывают о негативных сторонах жизни и не говорят о недоработках искусственных законов, по которым живёт общество, иногда лишь вбрасывая фразы, типа: думай своей головой, включай мозги, будь умным, будь хитрее. Поэтому с детства мы приучены соревноваться и доказывать свою нужность. Нам не рассказывают об одиночестве, нас к нему не готовят, как будто его нет. Как будто одиночество, это недостаток предоставляемых услуг под названием воспитание и образование.
У меня есть некоторое сомнение в том, что мы способны влиять на ход вещей, связанных с судьбой. Само понятие судьба достаточно сложное для понимания, оно весьма абстрактно и во многом ложно. Его применяют в обиход житейской мудрости и не придерживаются относительности, к которой оно принадлежит. Это понятие практически заменяет слово жизнь и определяет отношение к реальным смыслам. Обзавестись имуществом или не иметь для этого возможностей почему-то связано с судьбой, хотя чем такое отношение может быть подтверждено. Многие свои неудачи объясняют простыми фразами "не повезло", "не судьба". В эти фразы закладывается необъяснимая логика, подкрепляясь верой и надеждой. Причин для сомнения в том, что мы не можем влиять на ход вещей немыслимое количество. Человек то и дело живёт надеждой. Со временем многие отказываются верить в надежду и склонны к пессимизму. А есть и такие, которым хочется кого-то лишить надежды. Они думают, что смогут получить от этого своеобразное удовольствие, поэтому живут подобной мыслью, не осознавая своей тёмной стороны. Тем не менее, мы, не веря, всё-таки верим в надежду, понимаем это логически, как заблуждение и с большим сомнением ждём от случая к случаю что-то невообразимое, следуя одним и тем же суевериям. Почитаем сказания и приметы, соблюдая не проверенные слухи, называя их традициями. Считаем, что имеем волю и думаем, что у неё постоянный статус. Краткосрочное намерение, как единовременное, желание, которое убеждает нас в могуществе, декларируем, как способ доказать, что мы собираем плоды нашего утверждения. Чтобы человек не планировал, частично или тотально вмешиваясь в собственную или чужую судьбу, в итоге колебание, которое он создаёт будет справедливо восстановлено через баланс сил неизменного постоянства. Амплитуда воздействия в любом случае окажется соизмерима первоначальному толчку, и струна натянется, чтобы резонировать с положенной частотой. У гармонии не может быть альтернативы. Мелодия, хоть и ломанная, ноты, из которой она построена не могут быть случайными, потому что сразу виден результат - отсутствие или её наличие. Мелодия просто слышна. Мелодия, можно сказать, является производной для гармонии и выглядит связующей для неё. Мелодия, это гениальность и простота в чистом виде, которая льётся естественно. Она, как молния среди мрака, рассекает пространство хаотичной облачности.
Как молодой и неопытный человек, даже теоретически, с помощью своей неиспытанной логики сможет определить свой дальнейший путь, не обладая комплексом чувств, чтобы оценить перспективы или полное их отсутствие? Разве было такое, чтобы осознанность приходила без подготовки, когда не припоминаются страдания и боль? Если человеку нечего вспомнить, не с чем сравнить – сможет ли он понять или хотя бы услышать сказанное ему в укор или в благое предостережение? Его ассоциации, как у любого человека нацелены на чувственный аспект, а внимание привлекается лишь на уровне симпатии и антипатии. И если у одного запах распустившейся листвы вызывает вдохновение, то у другого появляются аллергические реакции, вызывая жуткие ощущения и страдания. А если речь идёт о выборе профессии, где требования очень жёсткие и принимать решение необходимо почти окончательно и единовременно, не зная заранее о существовании аллергии на то, чем придётся заниматься. А ведь придётся постараться, чтобы усвоить необходимый материал, который требуется для освоения профессии или специальности. И когда открывается секрет, когда суть становится ясной, то приходит одно соображение – нежелание следовать бессмысленной картине трудностей и разочарований. С ежедневной информацией о развитии техногенной эры давление на человека растёт. Влияние на выбор, на образ мыслей начинается с самых ранних лет. А если учесть то, что популярность профессии может быть искусственно интегрирована в общество, чтобы повысить спрос и тем самым увеличить конкуренцию, а остальные профессии понизить путём невостребованности и малой оплатой труда, то наступает деградация тех направлений, которые на самом деле необходимы человечеству для развития. А каждая профессия для развития требует около четверти века. Целое поколение может стать невостребованным. Чем себя мотивировать, если примеры для подражания раскрывают очевидные пробелы в интересах. Мотивы, которые возникают в голове каждого человека, воспитанного целями и задачами одной и той же средой обитания, становятся единственными для альтернативы потребления. Мы вынуждены выбирать то, что предлагает среда. Можем ли мы предложить ей что-то альтернативное, когда ограничены во всём, что касается выбора. Мне и в голову не могло прийти, что все мысли являются плодом не моего ненасытного воображения, а стали отражением всего того, чем на меня воздействует привычная и неимоверно знакомая среда. И эта среда вполне совершенна и не менее технологична. Совершенна, это значит не только имеет мощь и силу воздействия, но и самовосстановима при нарушении связи для продвижения своей линии. А технологична она тем, что не ждёт оправданий и тянет в пучину того, что ты сам создал. И тебе повезёт, если пучина всего происходящего, как кино пролетит сквозь сознание лёгким впечатлением художественного вымысла, когда ты испугаешься, потому что желаешь пугаться. И когда, оказавшись перед разверзавшейся землёй, хватаясь за овраг пальцами ног, будешь просить о пощаде, не осознавая, что получил её, тогда появится шанс сделать единственный выбор. Но не удержавшись, ты сделаешь непоправимую ошибку, потому что таково твоё бытиё, об изменении которого не задумываешься. Ты сделаешь движение, которое делаешь всегда, потому что скука, которую ты испытываешь перед неизвестностью, перед страхом, перед испугом невыносимее страданий, к которым привык. И чтобы окунуться в пучину неизвестного, нужно сделать меньше одного шага, и ты его делаешь. Если не сейчас, то потом точно, обязательно сделаешь. Потому что таково твоё бытиё.
Система, конечно, не проявляет агрессию и не требует следовать беспрекословно, тем не менее, в этой системе нет предложений для альтернативы. Она не даёт гарантий и не предлагает ничего взамен, не запрещает искать иное познание за её пределами. Однако требует соблюдения правил безопасности путём обеспечения лояльности к тем мотивам, которые упоминаются в каждом учебнике жизни: не создавай избыточный потенциал и оставайся верным своему делу. Следуй советам тех, кто испытал себя. У Будды, например, есть совет: все проблемы от желаний; избавься от желаний – избавишься от проблем.
Получая образование с тех пор, как появился первый контакт с человеком, мы впитываем условия системы и со временем не мыслим себя и своё окружение как-то иначе. Нам прививают примеры жизни и рисуют возможности: нас обучают жизни, настраивая на представления. Среднее образование, как основа для взаимодействия с современным обществом стало нормой и принято всеми странами, как обязательное. Его смысл заключается в том, чтобы подготовить полезного, трудоспособного человека для черпания из него всевозможного ресурса. Идея не плохая и вполне разумная, но не равнозначна относительно реалий бытия человека, где он незаметно для себя теряет способность мыслить критически. Возможно, в скором будущем и высшее образование станет вполне естественным требованием, где каждый сможет быть программистом, инженером, биологом, философом. Может настанет момент, когда человек станет вершителем своей судьбы, пройдя путь слепого и глухого, когда он наконец научится тому, чему раньше не мог придать значение. Когда его воля станет производной знания самого себя, когда он осознаёт свою природу и место, которое ему предназначено во вселенной.
Выбор высшего образования, это выбор между желанием подчиняться и быть подчинённым. Обманчивая идея, за которой из-за отсутствия опыта не видна относительность и масштабность. Всегда придётся подчиняться и унижения будут большими с, так называемым, карьерным ростом, но сможет ли он надеяться на пробуждение в таких условиях.
В жизни мужчины, а я полагаю, что и в жизни женщины в определённом возрасте наступает момент осознания, которое приближает его к подведению определённых итогов. Наступает потребность осмысления того, что произошло, и необходимая трансформация покоряется сознанию, давая путь свободной фантазии.  Оценка или переоценка того или иного опыта, который учит мудрости в любом случае, обеспечивает безопасность для уверенного характера.  Как правило, такое осмысление наступает с 35-40 лет и всё чаще человек начинает себя ловить на мысли, что он занимается разбором системных ценностей. Когда чёткость деления ложного на истинное тождественно осознанию. Подобное должно видеться на любых этапах и переходах в мире умственного путешествия.
Однажды я уже описывал как, не пожелал сделать выбор, в какой ВУЗ мне поступать, и какую специальность осваивать, чтобы потом работать. И когда я начал делать такой выбор, то пришёл к осознанию мысли, что не могу делать подобный выбор. Я задавал вопросы сверстникам по поводу дальнейшего образования после школы, чтобы получить ответ с объяснением причины выбора. Думал, что это мне поможет для расклада той картины, которая мне подошла бы по духу в то время. Но, к сожалению, те, чьим мнением я тогда интересовался, в основном оказывались слюнтяями, мотивом которых всегда было не просто нежелание, а и полное неумение работать, которое целиком и полностью зависит от способности анализировать и организовывать соответствующие процессы.
Порой удивляешься уровню развития тех, у кого есть высшее образование, когда, узнав это недоумевая, задаёшься вопросом: а что, было ещё хуже?
Требование при устройстве на работу такое, как будто высшее образование является мерилом умения и способностей.  Чаще отличник не приспособлен к жизни и безупречному выполнению рядового поручения, не говоря уже о сложном технологическом процессе.
Относительность и значимость образования в современном обществе невосполнимо затыкает щели нерадивыми специалистами, у которых лишь одна цель – «выбиться в люди», а по сути, стать надзирателем, контролирующим чужую деятельность.
Большинство мнений об образовании строится на утверждении и значимости. Так или иначе, об этом говорят те, кто пытаются найти выдающихся деятелей и при случае настроить всех против них, выставляя их выскочками. Меня же всегда удивляло, что те, чьи гипотезы, предположения и труд имея неоспоримую убедительность, не сводятся к тому, что при всей успешности идей может так случиться, что образование сыграло, мягко говоря, второстепенную роль, если не сказать, что в конкретном случае у образования не было истории. Почему не упоминается этот факт? Заинтересовавшись идеей о том, что открытия и всякого рода инновации могут быть совсем не связаны с образованием, в том смысле, в каком его принято воспринимать, я стал искать примеры, так называемой гениальности. Я не стал искать все примеры и останавливался лишь на тех, что показались мне ближе. Это была и сфера искусства, и сфера науки, а также литературы. На фоне моего странного интереса я также искал и приверженцев идеи образования, которые с пеной у рта пытались опорочить имя искренних исследователей, преданных своему делу, но не имеющих отношения к фундаментальности системного образования. Для меня вообще звучит неубедительно, когда образование переоценивают, отдавая регалии программам и методичкам, составленным по большей части ненадёжными, а иногда нечистыми на руку членами комиссии, которая уполномочена составлять планы образовательного процесса. Кто эти люди? А мы их знаем. Мы их знаем настолько хорошо, что никогда не доверили бы им что-то из своего имущества, из своего багажа убеждений и знаний. Пусть даже эти знания окажутся житейскими. Мы не можем доверять им ни в чём, глядя на то, как они относятся к жизни, к людям и к себе самим. Планы составляются с опозданием несмотря на то, что готовятся заранее. Эти планы всегда будут опаздывать, потому что основа и подготовка лежит в прошлом. Да, у науки есть фундамент. Но чаще старые гипотезы опровергаются и старый фундамент становится по-детски наивным, не вписываясь в то, что стало актуальней, прагматичнее и практичнее. Тем более о том, как строить будущее думать во время технологического прогресса, когда информационный обмен имеет огромную скорость и благодаря чему обновляется новой информацией, создавая как полезный, так и избыточный потенциал не стоит. Бесполезное занятие. Но комиссия, которая старается подчеркнуть важность предприятия берётся доказать свою нужность и сочиняет регламент, чтобы процесс замедлялся. Понятно, члены комиссии делают это не ради порчи, не ради злого умысла. Они делают это с благими намерениями. Но кто им докажет, что они как дети, как несмышлёные дети. Они ведь даже не верующие, а знанием, которым научены, больше ограничены, чем осведомлены.
В общем и целом, хотелось бы негативно отозваться о системе образования, но зная себя, не стану этого делать, потому что не прошёл все стадии постижений данной области. Исходя из распространённого мнения и учитывая результаты, демонстрируемые выпускниками ВУЗов, несложно догадаться, что желаемое остаётся идеализацией. Мне не удалось наблюдать выдающихся специалистов, которые могли бы похвастаться полученными знаниями в приминительном и практическом характере. Что такое образование на самом деле? По большому счёту, это уровень эрудиции, так сказать, масштаб и глубина. Уровень образованности зависит от любознательности и сообразительности студента. А человек, имеющий талант слышать, видеть и понимать более объективно может добиться масштабности мышления самостоятельно, сидя перед монитором, в домашних условиях, имея скоростной интернет. А всемирная информационная сеть вполне может заменить большинство профессорского состава, обогатив его число тем разнообразием лекций, которых во всемирной паутине на разный вкус предостаточно. Если есть желание, то багаж знаний можно пополнить до необходимого максимума. Найти подробную информацию представляется возможным на любой вкус и уровень.
Я не выступаю против образования, как государственного учреждения, потому что понимаю, какую роль играет подобная идея для организации управленческого процесса в любом государстве. Но, с другой стороны, я вижу, как создаются искусственные ценности и как для этого используется человеческий ресурс. Я вижу это в том, как люди получая образование, намерены поддерживать искусственный интерес к тому, что на самом деле их не интересует. Но проводя время за неинтересной работой, выполняя обязанности в рамках трудовой деятельности, соответственно должности и полученного образования, живя мыслями о компенсации в размере заработной платы, и обновлению покупательского спроса жизнь проходит в прозябании на фоне рабской зависимости. И скрывая своё горе, убегая от реальности в иллюзии придуманных ценностей, заботясь только о собственном комфорте искать наслаждение в том, что приводит к разочарованию и депрессии, человек обретает старость и уже не может думать трезво. Он стирает границы сознания и не верит в то, что увядает и катится в тартарары вместе со своими иллюзиями. Это касается всех без исключения: президента, страны и человека без должности, рабочего стажа и безнадёжно больного инвалида с дефицитом нейронов в головном мозге.
Большинство из тех чьё мнение я слышал, предпочитают высшее образование среднему по многим причинам, но смысл этих мнений один – чтобы меньше работать и больше зарабатывать. Ещё одно скрытое побуждение для приобретения «корки» о высшем образовании, это как-то искусственно переиначить своё происхождение. Амбиции социальной реализации, её требование следовать традиционной схеме становления в образ, принадлежащий какому-то сословию, какой-то группе скорее необходим в целях защиты. Человек, живя в обществе настолько испуган собственным существованием, что пытается постоянно избежать его. Теребя своё воображение чрезмерными мыслями о будущем, человек либо боится его, либо чествует до такой степени, что всю свою деятельность, все свои мысли направляет на реализацию искусственно придуманной жизни. Порой этот человек теряет связь с реальностью, получая взамен лишь разочарование, после которого в нём растёт озлобленность и архаичность восприятия. В традиционном образовании проверка знаний весьма ограничена. Потому что требование к объяснению темы или понятия строится, по большей части, на мышлении словами. Хотя к более объективному мышлению следует подходить через мышление исключительно образами, стараясь не использовать скудное содержание слов. Тогда результат проверки знаний необходимо привести к длительному процессу, где проверяющий подобно исследователю прощупывает сознание сдающего экзамен в оптимальном информационном смысле. Конечно, понимание экзаменатора, а также его познания должны быть более разносторонни, нежели этого требует предмет, на наличие знаний о котором происходит проверка. Тогда возникает вопрос о самом экзаменаторе. Его способность быть проверяющим должна строиться, прежде всего, на понимании глубинных основ психологии, ведь он имеет дело не только с человеком, просто сдающим экзамен, но и с его множественным сознанием, от которого зависит уровень сдачи экзамена. Человек, однако, всё может воспринимать душой и искренне переживать то, о чём ему приходится думать. Это переживание показывает ему, что знать предмет на поверхностном уровне невозможно, и он понимает, что тратить собственную жизнь на изучение этого предмета не стоит, что будет упущено время, а сознание засорится. Но это может быть и заблуждением, если человек не имеет главенствующей цели.
Высшее образование не меняет человека. Безусловно, для строительства высокотехнологичных объектов, таких, как мост через реку или пропастью образование необходимо, как основа и для работ должны привлекаться высококвалифицированные специалисты (речь идёт о тех специалистах, которые управляют производственными процессами). Именно от них зависит успешность предприятия. И несмотря на то, что специалисты могут иметь высокую квалификацию, опыт и актуальную информацию в простых жизненных ситуациях, быту достаточно часто оказываются малоприспособленными для адекватной оценки и не готовы к оптимальным действиям.
 Ни одно из образований не обеспечивает гарантию в приобретении ума. Даже при наличие полноценного и качественного ума нет гарантии, что им умеют пользоваться. Ум, это инструмент или, скажем кладовая инструментов. И каким инструментом в данный момент лучше воспользоваться выбирает то, кому придётся. Тот ли инструмент будет выбран? Сможет ли обладатель рационально использовать выбранный инструмент? От чего это выбор зависит?
Если человек имеет способности к развитию, то и в этом случае образование не является основой или толчком для мотивации в развитии. Единственное, что следует из процесса образования, это повышение квалификации. Другими словами, человек становится сильнее в том, что имел до получения образования. И тогда возникает любопытный вопрос: что человек имел и что он может иметь в принципе? Для какой перспективы он себя готовит?
Где получают образование, а точнее от кого? Я не помню, чтобы среди моего окружения были такие, как уважаемые мною Дэйсацу Тейтаро Судзуки, Георгий Иванович Гурджиев и такие же. Меня, как и многих, с переменным успехом окружают дефективные личности. Поэтому всё, чему можно научиться у них, это быть более качественным дефективным человеком, либо тому, как им не быть в некоторых случаях. И первое, чему мы можем научиться, чтобы не выглядеть дефективными, это не принимать участие, не думать на счёт чего-то и молчать, чего бы это нам не стоило. Мы можем научиться правильно молчать. Иного пути, чтобы не выглядеть дефективными у нас нет. Ведь не даром житейская мудрость гласит: молчи, тогда не будешь выглядеть дураком. Но меня смущает то, что как бы мы не выглядели, нам не избежать реального обстоятельства: по проявлению бытия почти в каждом имеется немало признаков дурачины. Мы рождаемся одинаковые, несмышлёные. Мы рождаемся из пустоты и являемся её частью. Начинаем усваивать влияния среды и формируемся, как мыслящие существа. Те, от кого мы черпаем информацию не всегда могут обладать знанием. Довольствуясь своим уровнем понимания, анализа и умением собирать исходные данные, мы применяем к жизни определённые требования и строим планы. Мы верим в эфемерные и вымышленные идеи и не можем от них отказаться. Думаем, что свобода реальна и не удосуживаемся догадаться, что это совсем не так, что свобода невозможна и является ложной идеей для манипуляций. Мы подвержены внушению и больше всего страдаем от самовнушения. Нас обманывают по прихоти, по убеждению или исходя из сложившихся условий, чтобы использовать с выгодой. Иногда нам приходится со всем соглашаться во избежание больших препятствий.
В Саудовской Аравии граждане имеют выбор: быть трудоустроенными или оставаться на содержании государства. При подобных условиях гражданин этой страны имеет возможность жить духовной и творческой жизнью. Как будто государство в заботе о своих гражданах пытается создать наследие. С точки зрения современной цивилизации, это практически продвинутый уровень социального устройства, при котором исчезает факт подчинения. Исчезает некое ограничение, где есть наниматель и наёмные работники. Не все государства могут себе позволить своеобразную утопию, при которой граждане не работают и не платят налоги. Это возможно при условии богатых залежей полезных ископаемых. Поэтому изначально при получении образования можно руководствоваться не будущей профессией, которая определяет достаток и экономический уровень жизни человека, а профессией, которая определяет бытиё. Когда интерес к саморазвитию займёт приоритетные место. При таком выборе у человека не возникнет идея о том, чтобы быть полезным обществу. Он будет стараться не для чуждых ему идей, а для самого себя. Он не будет отвлекаться на то, что его ограничивает и забирает драгоценное время его жизни. Разумеется, для того чтобы в подобных условиях человек мог делать осознанный и целенаправленный выбор, необходимо фундаментальное воспитание, при котором выявлены приоритеты.