Семен Фирин-Пупко из НКВД в друзьях у Фишмана Я. М

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Старший майор госбезопасности Семён (Самуил) Григорьевич Фирин-Пупко (1898 — 1937).  Фотоснимок из открытых источников.


Майор НКВД Семен Фирин-Пупко в друзьях у  коринженера Фишмана Я.М.


Приложение 10 к  документальной повести автоpa "Фишман Я. М. Из эсеров в военные разведчики".

Лицом — "ангел", нутром — дьявол. Такая ассоциация  может возникнуть, взглянув сначала на фото, а  потом изучив биографическую справку этого антигероя из органов НКВД СССР.

С. Г. Фирин-Пупко, старший майор госбезопасности ( с 1935 г.),  бывал в гостях  в семье  Фишман Я. М.[1], проживавшего  до ареста в 1937 году  в  московском "доме советской элиты" ("Моссельпром") в Калашном переулке.

Впервые этот исторический факт  обнаружил М.М. Петров [2], прочитавший воспоминания [3] своей   бабушки Иды Яковлевны Петровой [4], упомянувшей в тексте, что "Семен Фирин вместе с женой бывали у нас". (Ида Яковлевна  жила в отдельной комнате в квартире Я. М. Фишмана. — Примеч. автора).

В мемуарах И. Я. Петровой читаем: "...Друг Я. М. - Семен Фирин и его жена Зоя какое-то время поддерживали с нашим домом связь. От них я слышала некоторые вещи о службе НКВД..." (c. 43).

Фирин-Пупко С. Г. и  Фишман Я. М.  были евреями и происходили из мещанских семей. Оба участвововали в революционных событиях в Петрограде. Фишман Я. М. был атташе полпредства СССР в Германии (1921—1923) и  Фирин-Пупко С. Г. с августа 1923 года  работал в Германии. Оба арестованы  в 1937 году.

Вот некоторые штрихи из биографии  Фирина-Пупко С. Г. [5]   — члена партии с 1918 г.  Он родился в Вильно в семье  еврейского мещанина-торговца.

Дезертировал из армии во время Первой мировой войны, руководил партизанским движением в Литве. Находился на руководящей работе в Разведывательном управлении штаба Западного фронта, руководил партизанско-диверсионными действиями в тылу противника.

В январе 1921 г. направлен в Берлин, в  1922 г. находился в Болгарии, в 1923 г. — в Париже. С августа 1923 г. работал в Германии(руководитель военного аппарата ЦК КП Германии. С.Г.Фирин имел звание оперпереводчика1-ой категории по немецкому и французскому языкам. В 1924 г. направлен в Польшу для восстановления нелегальной резидентуры. По возвращении в СССР — зам. начальника 2-го отдела 4-го (Разведывательного) управления Штаба РККА (1926 — 1929).  Затем работал в органах ОГПУ-НКВД. С 1930 г. служил в  1-го отделении Особого отдела ОГПУ, с 1933 г.  он — замначальника ГУЛАГа.
 
С 1932 г. — начальник строительства Беломорско-Балтийского канала, затем — начальник Дмитлага. Имя Фирина-Пупко С. Г.  упомянуто писателем Александром Солженицыным   в "Архипелаге ГУЛАГ" как  одного из "главных подручных у Сталина и Ягоды и главных надсмотрщиков Беломора", а также  "наемного убийцы",  на счету которого — "тысяч сорок жизней".

Старший майор ГБ  (1935 г.). Имел награды  и знаки отличия: Орден Ленина  (1933 г.), орден Красного Знамени (1925 г.), знаки «Почетный работник ВЧК-ГПУ»  (1931 г.,1933 г.).

Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР, «в особом порядке» приговорен к "ВМН4", расстрелян 14 августа 1937 года в Коммунарке. 2 июня 1956 года реабилитирован [6].

...Ида Яковлевна Петрова-Фишман невольно   встречалась с  Фирин-Пупко С. Г. на квартире Я.М. Фишмана.  Вот фрагмент из ее воспоминаний:

"<…>

В журнале «Октябрь» № 11 за 1988 год в статье Дмитрия Волкогонова «Триумф и трагедия» написано в частности об открытии в 1933 году Беломоро-Балтийского канала, читаю о том, что среди восьми человек, отличившихся при его строительстве и награжденных Орденом Ленина был Семён Григорьевич Фирин – заместитель начальника Управления исправительно-трудовыми лагерями. Прочитала это сообщение и удостоверилась, что не допустила ошибку и правильно запомнила человека, и таким образом это положило начало рассказу.

Мне неизвестно каким образом он был знакомым моего воспитателя [Якова Моисеевича Фишмана], но Семен Фирин вместе с женой бывали у нас в более ранние годы, чем те, которым посвящена публикация в журнале, остановившей мое внимание. Вспоминаю, как из уст этого человека слышала описание частного случая практики ведения дела, в моем понимании вульгарного метода их работы. С моего далекого юношества до сих пор держу впечатление, засевшее в голове, недоумение перед обманом, насилием, бесправием поступка органов, применяемого к арестованному. Суть изложенного Семеном Фириным заключалась в следующем: они заставляли пожилых женщин отдавать свои золотые изделия, в то время как они упорствовали и даже отрицали сам факт наличия у них золота, тогда они обманным образом инсценировали, что нашли то, что искали и клали на стол золотые изделия, обычные кольца, браслеты, цепочки, все в кучу так, что сразу и не разберешь твое это или нет. После этого вводя женщину в помещение говорили, что она, мол, зря все отрицает, так как драгоценности нашлись. Обычно женщины бурно реагировали на это представление и даже гневно ругались, но после их отпускали они отдавали оставшиеся драгоценности и деньги..."

<…>

Примечания.

[1]. Яков Моисеевич Фишман (1887 — 1961) — российский революционер и политический деятель;  советский разведчик и военный деятель; доктор химических наук и  генерал-майор технических войск.
 
[2]. Михаил Михайлович Петров (1976 г.р.), кандидат медицинских наук, общественный деятель, внук И. Я. Петровой-Фишман.  Автор  электронного ресурса "Знакомьтесь: Семён (Самуил) Григорьевич Фирин (Пупко)" (https://petrov-mm.livejournal.com/40404.html) .
 
[3]. Мемуары  И. Я. Петровой «Моя жизнь. (Вспоминаю, осмысливаю, записываю)» написаны в начале 1988 года в Москве.  Машинописная  рукопись хранится  у ее внука М.М. Петрова, копия - у автора. Фрагмент рукописи опубликован Леонтьевым Я. В.: Доктор химии и его воспитанница // Stanford Slavic Studies, 2012. — Т. 41, с. 75–88.

[4]. Ида  Яковлевна Петрова (Петрова-Фишман; 1911 — 1993 ) при жизни считала себя  "воспитанницей" Я.М. Фишмана и его супруги Н.М. Рычковой, которые, видимо, ее не  удочеряли, но заботились о ней.  Всю жизнь носила еврейское имя и отчество "Яковлевна",  а также вторую половину фамилии "Фишман".  Отчество и вторая часть фамилии якобы даны ей  самим Я. М. Фишманом, не имевшим своих детей. Мать Иды —  Мария Владимировна Петрова (ок. 1889 году в Москве — умерла в 1917-м в Риме) происходила из дворянской семьи, по своим  политическим взглядам была близка к эссерам. Я. М. Фишман был знаком с  М. В. Петровой по революционной борьбе  еще до ее эмиграции около   1910-го года в Италию.

В настоящее время невозможно установить мотивы, по которым  бездетная семья Фишманов решила  опекать девочку сначала в Италии, а потом в Советской России.  Ее должны были репатриировать в США,  но в 13- летнем возрасте  она попала в Россию, куда ее  привез  якобы   именно Я.М. Фишман. Ида  Яковлевна "была темненькая и явно не русской внешности".  Её  муж "считал  жену еврейкой, а она себя не считала ею" (из воспоминаний родственников Иды  Яковлевны.

После ареста Я.М. Фишмана 5 июня в 1937 году советские власти  принуждали  Иду  Яковлевну отказаться от фамилии "Фишман" (она даже в браке не меняла свою фамилию) и  не  отказывалась  от  Я. М.Фишмана — человека,  активно участвовавшего в её судьбе. (А.Г.Холодюк).  С конца 40-х  годов Ида Яковлевна имеет в документах  фамилию "Петрова".

[5]. Составлено по материалам: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000; Абрамов В. Евреи в КГБ. — М.: «Издатель Быстров», 2006; электронный ресурс:

[6]. Там же.

См. первые главы  документальной  повести автора  здесь:

 1 часть  http://proza.ru/2019/10/18/1861
 2 часть  http://proza.ru/2019/10/27/115
 3 часть http://proza.ru/2019/11/05/1241
 4 часть http://proza.ru/2019/11/10/1769

См. на этом сайте  также и другие произведения автора  о Фишмане Я. М.:

(приложения с фото к повести)

Я. M. Фишман c племянником Анатолием. Редкое фото

Неизвестное фото генерала в отставке Фишмана Я. М.

Генерал-майор Я. М. Фишман в год своего 70-летия
    
Братья Яков и Филипп Фишманы в новогоднюю ночь
   
Генерал и персональный пенсионер Я. М. Фишман

Норильское фото военного разведчика Я. М. Фишмана

Неизвестный портрет молодого Я. М. Фишмана. 1905 г.

Советский военный деятель Я. М. Фишман в детстве   

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке  публикации   М.М.Петрову, предоставившему  автору для изучения  копию машинописной рукописи  Иды Яковлевны Петровой-Фишман, и мюнхенскому  дипломированному инженеру  Leon Оpstyen.

Сообщить автору об ошибке в разделе "Написать личное сообщение"