Начало

Юрий Урм
Всё началось с безграничной любви к музыке всех членов нашей семьи. Пела мать, пели сестры и брат, отличным голосом обладал отец.

Помню как в воздухе, затянутом голубым дымком из кухни разливался покой, умиротворение и ощущение счастья, когда мама готовила пирожки с картошкой и напевала свои любимые мелодии («Бесаме мучо», «Индонезия», «Очаровательные глазки», «При знакомом табуне конь гулял на воле», «Девушки-красавицы, душеньки- подруженьки», «Когда я на почте служил ямщиком»).


Наша домашняя фонотека того времени состояла из нескольких виниловых пластинок: «Сорока-воровка», «Тико-тико», "Красной Розочкой", в исполнении Эдиты Пъехи.

Эфир был весьма беден зарубежной музыкой, и все мы при первой возможности слушали финские радиостанции, передававшие музыку иного свойства.

Каждую неделю по средам в шесть вечера Таллинн замирал, это был час музыкального калейдоскопа. Самые продвинутые представители молодежи гуляли по городу с транзисторными приемниками, гордо держа их перед собой на полусогнутых руках.

К этому времени я уже пробовал играть на домре, принёс её домой и был счастлив от того, что смог сразу подобрать и сыграть элементарную мелодию…

В классе на уроках пения я выделялся среди других сильным голосом, в хоре,однако меня не оценили.  Я не выучил наизусть слова вальса "Школьные годы", и руководитель хора просто выгнала меня из хора.

***

В один прекрасный день, когда я играл во дворе в казаки-разбойники, ни с того ни с сего мама предложила мне пойти на экзамен в музыкальную школу, о каковой я имел крайне туманное представление. Я успешно провалился после исполнения песни "Если бы парни всей земли…", а также провалил и тесты, стоя у рояля.

Конечно к экзамену следовало бы готовиться. Я понимаю, что показал себя не лучшим образом, однако слух у меня был превосходный и музыку любил с самого раннего детства. Если бы эти добрые люди повнимательней присмотрелись ко мне, то скорее всего я был бы принят. Но видно не судьба...

Ведь многие из тех, кто учились со мной в одной школе и были приняты - давно забыли о музыкальных занятиях. Я же по прежнему продолжаю музицировать.

Отсутствие элементарного музыкального образования я ощущал всю жизнь. При этом слух и голос при раздаче с небес, в отличии от материальных благ, я всё-таки получил с лихвой. Иногда сам себе я кажусь героем сказки, в которой младший сын получил в наследство кота в сапогах…
                ***
Однажды во время очередного поединка в пинг-понг во дворе нашего дома, один парень спросил меня: «Слышал ли ты песни "Beatles»? Я честно ответил, что не слышал, однако вопрос запомнил».


Через некоторое время я услышал-таки по радио песни Beatles, и этот день стал точкой отсчета нового этапа моей жизни. Без всякой раскачки я стал почитателем современной музыки, и особенно гитарной. Гитара стала безусловно предметом вожделения. Я смотрел на этот музыкальный инструмент как на совершенно недоступное чудо.

***

Первооткрывателем живого пения и аккомпанирования на гитаре для меня стал мой ровесник Анатолий Матрашилин.

В один из летних дней во дворе прошел слух, что сегодня в парк придёт музицировать некий "Толик".

Бросив дворовые игры, мы собрались в уютном уголке "Пионерского парка", Толик действительно пришёл и стал петь и играть на гитаре, украшенной пластмассовым белым "пером". Я стоял как заворожённый, мне стало ясно, что хочу научиться так же играть и петь, чего-бы это мне не стоило!

Мы познакомились с Толиком, и однажды я пришёл к нему домой, где они с братом первый раз поставили мою руку на гриф гитары. В тот памятный день я сумел взять первый в моей жизни аккорд-ля минор.

В это время его брат устанавливал пьезоэлемент в гитару для игры через усилитель, это было не лучшее решение по сравнению с установкой адаптера, бывшего в то время большим дефицитом.

 Интересно, что спустя 35 лет я приобрел великолепную гитару "Оvation", которая работает на таком же пьезоэлементе и при этом звучит потрясающе (это лишний раз подтвердило, что мир развивается по спирали).

В те годы электромузыкальные инструменты практически не продавались, и каждый музыкант решал эту проблему, как мог. Мы выпиливали электрогитары из досок, прилаживали телефонные катушки на обычные гитары.

Это закладывало отставание в качестве, исполняемой музыки. Все увещевания чиновников о том, что хороший музыкант сыграет и на плохом инструменте лишь свидетельствовали о нежелании и неумении решать вопросы развития молодежной музыкальной культуры, как на местах, так и в масштабах всего государства.

 Если к этому добавить репертуарные запреты, отсутствие музыкальной информации, и тем более возможности обучения современной музыке, то становится ясно, почему нам было так далеко до лучших заграничных ансамблей.

***

Я хорошо помню какой конфуз произошел с популярной шведской певицей, побывавшей  в Эстонии. Ее пригласили на запись в дом радио. В точно в договоренное время она пришла на запись. Но дальше произошло нечто особенное: певица попросила принести ей для записи электропиано «Fender Rhodes». 

Она исходила   из того, что у них там на западе наличие хороших инструментов в студиях и музыкальных магазинах было общепринятой нормой.

Однако  в Таллинне ей ответили, что в доме радио такого инструмента к сожалению нет. Тогда она предложила взять нужный инструмент в аренду в ближайшем музыкальном магазине.  Каково же было ее изумление, когда ей ответили, что и в аренду его взять тоже негде.

Певица постепенно поняла, что этого привычного для нее инструмента в нашей, находящейся за железным занавесом стране нет, ну то есть нет вообще.  Эта информация оказалась для нее, известной в скандинавских странах музыкантки, настоящим шоком …

***

Прошло время и на свет появилась музыкальная группа Sattelites, участниками, которой были: П.Козловский, М.Шагал, А.Матрашилин, В.Бирюков, Г.Грапс.

 Я присутствовал на большинстве их репетиций, но участия в группе не принимал.
 В обычной квартире расставлялись усилители, барабаны, при этом играли они не очень тихо.
 
 Все это вызывало крайнее недовольство отца Толика, который обещал вызвать милицию, если они не сейчас же не прекратят это безобразие. Тут следует отметить, что музицирование на электрогитарах обществом воспринималось либо с иронией, либо с враждебностью.

Музыканты считались почти хулиганами и поэтому такая реакция "Коня", как его называл Толик, не была неожиданностью. О Боже! Им бы прочувствовать проблемы с современной молодежью!

***

Гуннар Грапс играл на соло гитаре и губной гармонике, у него хорошо получался блюз. Толик хорошо пел и отлично подбирал гармонии новых песен.

 В общем группа подавала большие надежды, многим из которых, к сожалению, не суждено было осуществиться...

***

В день рождения Толика я был просто сражен наповал, когда он сообщил мне, что его родители подарили ему Чешскую гитару, брюки-клеш и рубашку-всего почти на 100 рублей.  Для меня сумма, затраченная его родителями на подарки казалась просто фантастической.

 Когда моя мама увидела Толика, она сказала, что этот мальчик голубых кровей, очень хорошо воспитан и советовала с ним дружить. Однако у Толика было много своих друзей, и музицировал он с другими музыкантами.

***

К этому времени у меня появилась мечта: купить себе такую же чешскую гитару.

Я написал первое и последнее в жизни письмо отцу, в тот год переехавшему жить в Ленинград. В письме я попросил его помочь мне с покупкой гитары стоимостью 45 рублей.

Он прислал 30 рублей, и мама пообещала добавить недостающие 15 рублей. Мне было очень неловко, я понимал какой урон, эти деньги нанесут бюджету семьи, но был не в силах отказаться от своей главной мечты.

Гитара поступила в продажу в маленький музыкальный магазинчик на улице Виру. Вечером я увидел ее на витрине, когда магазин был уже закрыт. Мне не оставалось ничего другого, как дождаться утра.

Утром я прибежал задолго до открытия магазина, пришлось довольно долго ждать его открытия, но в конце концов мое терпение было вознаграждено. Чудо свершилось и с этого момента каждый новый день начинался и заканчивался гитарой. Я стал быстро прогрессировать в технике аккомпанирования.

***

Мои первые выступления на публике произошли в пионерском лагере, где моим главным слушателем была моя первая любовь, которая вдохновляла меня, и будущее рисовалось мне в розовом цвете…

***

Далее мы создали школьный оркестр, лидером которого стал Олег Мельник, обладавший уникальным голосом и умевшим играть буквально на всех инструментах. Аппаратура была низкокачественной, работала не стабильно, но это обстоятельство не охлаждало нашего пыла.

Интересно то, что нам ни разу не пришла в голову мысль о деньгах. Мы играли не имея представления о том, что музыканты действительно могли зарабатывать вполне серьезные деньги, поскольку для нас музыка была самоцелью.

***

Одним из хорошо запомнившихся событий музыкальной жизни того времени, оставившим неизгладимое впечатление на меня, была репетиция-концерт группы "Louna band" во дворе так называемого "Генеральского дома". Я услышал странные звуки, которые манили меня, и я зашел во двор этого элитного дома.
 
Большая площадка двора была уставлена аппаратурой, барабанами, там же расположились музыканты с электрогитарами. Я смотрел и слушал жадно впитывая лавину новой информации, свалившейся на меня.

Это было шаг в неизведанное, я стоял, как завороженный. Вся эта нереалистичная картина и фантастические звуки, уносящиеся вверх по стенам высокого здания, вызывали ощущение встречи с чем-то нереальным. Это был один из немногих
дней, когда мне удалось вырваться из плена будничности нашей серой и однообразной жизни.

 Мне хотелось что-нибудь спросить у музыкантов, и дождавшись паузы я подошел к гитаристу и спросил: «Эта гитара сделана из дерева?». В ответ другой музыкант съязвил: «Нет, из металла».

Я был немного обижен, поскольку мой вопрос не был уж так глуп, корпус гитары был двухцветным, и никогда ранее мне не приходилось видеть деревянную поверхность с такой качественной полировкой, которая больше походила на пластмассу.

Ведь мир, окружавший меня и большинства моих сверстников, не содержал вещей такой красоты.

Далее я молча дослушал их выступление. В завершение концерта музыканты исполнили лучшие песни из своего репертуара: «Stop the musik», «Bella», «Rock and roll music».

Один из недовольных жильцов неожиданно пообещал вызвать милицию, и несмотря на то, что в конфликт на стороне музыкантов вмешался сам Эри Класс, концерт все же был прекращен.

Слушатели расходились без энтузиазма, но делать было нечего. Это и другие события музыкальной жизни Эстонии того времени описаны в книге В. Салуметса "Rock-rapsoodia". Любопытно, что я оказался их непосредственным участником и свидетелем.

Поет Анатолий Матрашилин

https://www.youtube.com/watch?v=QvoK3WvQ47w


https://www.youtube.com/watch?v=i0hiDlKroCs

                ***
Поет Юрий Урм

https://www.youtube.com/watch?v=Bk3dxCHH7rM

https://www.youtube.com/watch?v=cILWx_7uQeg

Дуэт с оперной примадонной Эстонии, Маргаритой Войтес
https://soundcloud.com/suveaeg/j-ri-urm-margarita-voites-s

Дуэт с популярным эстонским вокалистом, Иво Линна:
https://soundcloud.com/search?q=Juri 
и дальше вставить в поисковую строку  Juri urm
                ***
Поет Гуннар Грапс

https://www.youtube.com/watch?v=QS6C6g-PNF8

https://www.youtube.com/watch?v=YRVJi-bM4T0


***

Из иностранных музыкантов, Таллинн посетил квартет Marino Marini, Imma Summak, Pache Alonso, оркестр из Японии "Sharps and flates».

Наибольшее влияние на большинство молодых, как профессиональных так и музыкантов-любителей произвело выступление квартета из Италии.  Используя самые современные инструменты: электрогитару, усилитель с ревербератором они убедительно показали, что оркестр малого состава способен играть полноценную современную музыку, плюс к тому же все музыканты оркестра пели и хорошо пели. В завершении концерта контрабасист показал публике новый танец "Твист".

Публика была в восторге, многие записывали концерт на магнитофоны, и сейчас еще есть люди, сохранившие эти записи. Многие из песен, исполненных квартетом, звучат и сегодня, среди них такие, как: Quando quando, Marina, Kriminal tango. Мне посчастливилось увидеть этот незабываемый концерт по телевизору.

Интересен тот факт, что в 1998 году, будучи в Италии с моими друзьями М.Владиславлевым и А. Цукерманом, (журналистами и ведущими популярных телепередач), я безуспешно пытался найти и купить компакт-диск Marino Marini.

Я был поражен тем, что в Италии не помнят своего великого соплеменника, и попытался напомнить продавцам другие имена популярных певцов того времени, а они объяснили мне, что часть, названных мной имен им знакомы, но купить диски можно только тех из них, кто поет и сейчас. Лично я считаю их аргументы чистым абсурдом, ведь в этом случае не должны продаваться диски великих певцов и музыкантов прошлых лет.

***

Мое упорство в желании найти диск, стало вызывать у моих спутников иронию, и я прекратил поиски.

Самое смешное заключается в том, что вернувшись в Таллинн диск я, все-таки нашел у своего знакомого А.Кяйса. Он дал мне его прослушать, чуть позже в интернете я все же и сам приобрел диск.

В начале 2000 года ко мне в фирму зашел итальянец, когда он подал мне свою визитку с фамилией Marini, я подумал, что это совпадение, однако в разговоре выяснилось, что он является племянником знаменитого артиста.

Он рассказал об их семье, о встречах с родным дядей. В конце нашей беседы я поинтересовался правда ли, что квартет погиб в авиакатастрофе, и он подтвердил, что несчастье произошло в горах Испании в 1967 году.

Придя домой, я взглянул на обложку диска с фотографией певца и поразился тому, как они похожи, просто одно лицо!


.