Образы моей души из опыта самопознания

Любовь Загорская
 Образы души
(мой опыт самопознания)

Часть 1. Душа-ребенок
  Душа – это наивный, чистый ребенок, в глазах которого постоянно стоят слезы. Они наливаются  тяжестью  по разным причинам: от жалости к мяукающему котенку, который плачет под холодным дождем и одновременно не подпускает к себе, выгибая с шипением спинку; от того, как неожиданно после проливного дождя  разлилось неземное сияние сверкающих капель;  иногда от того, что во дворе мальчишки дразнили китаезой, а может, наоборот, от того, что незнакомая тетя окликнула тебя по имени (и откуда она узнала его?); от звучащей по радио песне с непонятными словами «ЭХ, рула, тэрула, тэрула – ла- ла..». Эти слезы не всегда проливаются, но они наполняют душу, как сосуд и готовы пролиться в любой момент, выйти из краев. Душа - женского рода, поэтому  она всегда девочка, с большими сияющими от переполняющий их влаги глазами. Только мальчики пытаются всеми силами изгнать ее из себя, считая ее непонятной и чужой. Отсюда берет начало вечное противостояние женско-детского и мужского-взрослого, их игра в вопросы без ответов.
  Душе-ребенку не нужно многого из того, что нужно человеку взрослому и цивилизованному, ему не  нужны звания и регалии, роскошь и авторитет, образование и престиж…  Детские желания просты и не замутнены знаниями, поэтому они маленькие, как капля слезы и в то же время огромные, как океан,  и какие бы не принимали формы - всегда сводятся к одному: любить и быть любимым. А это значит - постоянно обмениваться флюидами нежности и глажения, перебрасываться  смешинками-снежинками, посылать искорки огня, раскручивая вокруг себя ветку, выхваченную из костра, зажженного для всех.
  Душа-ребенок очень ранимая, хрупкая, невесомая и не выносит грубого, злого слова и жеста или равнодушного, холодного, как лед, взгляда,  от этого  она сворачивается, скукоживается и впадает в спячку. Тогда ее трудно добудиться и не всем это удается.


Часть 2. Душа- растение

Душа  растет, развивается, подобно растению, она набирает силу под солнцем и ветром, открывается наружу раскрывающимися бутонами и соцветиями, радуется и печалится, в зависимости от погоды на дворе.
 Душа – цветок, лепесток, листок, травинка, камышинка и просто одуванчик. Она  незатейлива и неприхотлива, где упало зерно – там и стала расти, вбирая в себя соки земли, пытаясь ужиться с выросшими раньше соседями – гигантами- деревьями, колючими кустарниками и крапивными зарослями. Трудно ей найти свой путь к солнцу, свету: приходится сначала  очень долго пробивать корку земли, протаскивая росток наверх, раскрывать первые два листика и каждый день напитывать их зеленым соком,  затем тянуть себя выше и вверх, наращивая  листовую массу и одновременно растопыривая под землей пятерню корней, чтобы придать стеблю устойчивость, а потом  извиваться, крутиться вокруг собственной оси, цепляться усиками и шершавыми пальцами листьев за крепких и устойчивых собратьев, которые не очень-то этому и рады, ведь их не спросили – можно ли за них подержаться, можно ли к ним прислониться... Но очень хочется вырасти, окрепнуть, набраться сил и показать всем, что ты - живая и красивая, можешь радовать окружающих и проходящих мимо своей сочностью и хрупкостью листа, своей тайной, спрятанной в бутонах, своим нежным сиянием разнообразных окрасов соцветий, своей округлостью и  наполненностью плодиков и семенников, своим шелестом и шуршанием перепутанных  шелковых  травинок, своей изумрудной гладью полянок с вышитыми на их фоне красными бусинками земляники, своим неумелым и несмелым желанием понравиться, обратить на себя хоть чье-то внимание… Вот пройдет мимо человек, остановится, увидев тебя, наклонится и скажет: «Смотрите, как   красиво… » И щелкает  затвором фотоаппарата. Все – твоя жизнь спасена, она пригодилась, она нашлась, она не потерянная! Душа состоялась!

    

                Часть 3. Душа - дождевая лужа               

Иногда  душа становится подобной луже после дождя, разлившейся посреди  дороги.
  Она прозрачна и в ее воде отражается то, что  окружает меня: кусочек неба; листочки,  слетевшиеся от порыва ветра к поверхности воды, которая единственная может  сдержать их полет и подарить ему миг покоя; всякий мусор, случайно нанесенный воздушными потоками;  зыбкие отражения предметов, которые занимают  строго свое место в окружающем пространстве.
Формы лужи задаются естественным рельефом местности, они причудливы и неповторимы, но так же естественны, как  и все, живущее по неведомым природным законам. Вот бугорок, и вода его обтекает со всех сторон, оставляя незатопленной только  круглую вершину, не претендующую на то, чтобы называться вершиной, а тем более высотой, а ниже - ямка, вбирающая и всасывающая  в  невидимые глазу углубления небесную влагу, а вот и равнинка, плоская, натоптанная сотнями лап и ног, создающая эффект округлого зерцала. 
Подобно луже  моя душа принимает очертания,  придуманные самой Природой, она не мыслит, не составляет планов, какой ей быть, к каким геометрическим симметриям стремиться, она такова, какова прихоть Мгновения. Дождь продолжает накрапывать, и  лужа каждое мгновение меняет свои очертания, подчиняясь законам слияния воды и земли. Так и в моей душе: в каждую единицу времени происходят еле ощутимые изменения: вот залетевшая ниоткуда радость, легкая, светлая, какая-то кружевная, постепенно темнеет, становится лиловой, как грозовая туча,  оседает на дно аметистовым кристаллом  и  тут же заносится илом сомнений, тревог, не оставляя возможности даже догадываться о том, что она только что  была, а теперь   нет и следа –  все основание души непроглядно серо  и уныло. Но бывает и наоборот:  от обильного небесного  кровопролития лужа заливается слезами настолько, что не может вынести собственной наполненности и  энергично ищет выходы, чтобы истечься  ручейками, размывая все преграды вокруг и вместе с водой вынося и тот самый ил, который осел  на ее дне.  Ил, царственно-лохматый, постепенно обживает свое новое жилище,  изгоняя из него  все чужеродное. В ответ - воздушные молекулы начинают возмущенно пузыриться на поверхности воды, не желая покидать скользкий каток лужи.
    И в моих глазах, носу что-то зачесалось, защипало и потребовало выхода, разрядки. Промокнув глава рукой, я облегченно вздыхаю, и все вокруг светлеет. Дождь затихает. Лужа замирает. Вода успокаивается. Душа тоже. До следующего ливня.


Часть 4. Душа – птица

Иногда душа подобна полету, лету на невидимых крыльях, которые разворачиваются не за спиной, а где-то в самой сердцевине, раздвигая ткани средостения, придавая телу души легкость и невесомость… Все, что волновало до этого, было значимым, в один миг перестает существовать, исчезает в дымке, разлившейся над уходящей  вниз землей, теряет свои очертания, превращается в зыбкие тени, едва узнаваемые формы. Как хорошо парить в воздухе, ощущая благодать свободы! Душа ничем не связана, никому не обязана, никем не звана и не названа по имени собственному…

Она освободилась от собственного прошлого, от предписанной кем-то судьбы, от назойливости воскрешаемых мгновений и образа собственного лица. Воздушные потоки поднимают ее все выше и выше, и нужно лишь изредка слегка поводить крыльями, чтобы удобнее устроиться в объятиях этих струй и парить над всем, что недавно составляло цельный образ твоего «Я». Душа наконец-то освободилась от разных страхов, которые утягивали ее на дно жизни, клонили голову на грудь, давили на плечи, делая спину сутулой и горбатой. Стало не страшно: ни одиночества вдвоем, ни одиночества наедине, ни косого или завистливого взгляда, ни выглядеть старой и поношенной, ни  задуматься о чем-то глубоко, до смерти. Как хорошо быть неузнанной птицей, полностью потерявшей память и разум – просто парить в воздухе, ни о чем не заботясь и не беспокоясь! А может, душа вовсе и не птица, а ангел, выпущенный телом на волю?



Часть 5. Душа- свеча


  Вот стоит свеча передо мной на столе, она пока немая, беззвучная и не имеет ничего, кроме формы. Душа иногда тоже подобна незажженной свече, укрыта десятками оболочек,  спрятана в телесные формы. Она спит… Или ждет… Человека, который бы захотел ее зажечь. Вот он подносит  горящую спичку к фитильку и смотрит, как жадно переносится маленький огонек от спички к свече и начинает медленно, неуверенно  растапливать воск и разжигать  пламя. Свеча сначала потрескивает, изливая мутные слезы страданий наружу, потом горение ее выравнивается, становится стойким и равномерным, треск прекращается, вся копоть улетучивается, и пламя свечи очищается…
Человек смотрит на горящую свечу и напряжение его души тает, размывается неярким свечением, невысказанные обиды утишаются, боль и тревога отступают.
Вдруг в пламени свечи становится  заметной фигура старца в балахоне, опирающегося на невидимый посох, склонившего голову на грудь и бредущего куда-то, в туманную даль, освещенную золотым сиянием вечернего солнца… Свеча разгорается ярче, старец поднимает голову, поворачивает лицо и некоторое время  смотрит в глаза человека. Человеку становится странно хорошо и покойно, как в детстве, когда он был под защитой Отца. Он не понимает, отчего это происходит с ним, но не может отвести глаз от света, идущего из самой сердцевины свечи, душа его втягивается в это свечение и купается в его мягких  искрах.
Огонь продолжает раскручивать по спирали свет вокруг фитиля, создавая миражи светящихся кругов, наполняющих уже все пространство над столом и вольно летящих над головой человека. Старец поворачивается и идет бесконечно вдаль, уже не опуская головы, пока свеча не догорает до основания. Свеча догорела, но в комнате еще долго искрится в воздухе пыль. Человек встал и пошел, улыбаясь, по своим делам…  «Сегодня будет добрый день», - подумал он. И моя сгоревшая до основания душа порадовалась за него.





               

Часть 6. Душа – гобелен

Есть в китайской культуре такой символ, как узлы счастья. Оказывается, он имеет прямое отношение ко мне.
Моя жизнь – это ткацкий станок, в результате его каждодневной работы создается гобелен, тканое полотно, состоящее из узелков, связывающих воздушную природу души с земным началом.
  Душа парит над планетой «земля»   в поисках родников, которые могут привязать ее крепким узлом  к этой жизни. И если родник живой, целительный, то сверху из невидимого  полотна души спускается вниз серебряная нить, которая как иглой пронзает плоть земли и сшивает две разные стихии. Завязывается узелок, который обеспечивает питанием душу, дает ей силы, интерес и смысл. Когда- то в юности  игла строчила часто в разных направлениях и создавала хаотичные картины узлов и переплетений, поскольку казалось, все, что было реальностью, было интересным и наполненным смыслом. Сейчас рисунок, состоящий из узлов, становится все более разреженным. Все меньше на земле и в мире людей мест и событий, к которым бы хотелось прикоснуться и с которыми хотелось бы связать душевный контакт. Смотрит душа сверху и печально пролетает мимо того, что было еще недавно предметом радости и желания… Не надо, не хочется, не задевает, не вызывает … Как жаль! Но, с другой стороны, рисунок становится все более четким и равномерным, привязок мало, но они все кажутся прочными и надежными.
  Что это за родники? Это – родные люди, семья, это – дом, это- друзья, это – природа, это -будущее ….. и слова дальше не идут, почему-то  заканчиваются! Оказывается, так мало, что держит меня в этой жизни, что дает силы и радость. Почти ушли, стерлись с полотна жизни такие узелки, как работа, успех, любовь, путешествия, разные страны и культуры,  жизненные удовольствия и материальные блага…. Есть и обратные, изнаночные узлы, которые тоже питают душу, привязывают ее к земному: это воспоминания об утратах, болезни, страдания, слезы и ….. одиночество. Да, оно тоже связывает мою душу с реальностью, потому что только одиночество наделяет мою душу каким-то острым видением того, что есть моя жизнь и жизнь других людей. Пожалуй, эти изнаночные узлы еще более крепко привязывают меня к земному, чем узлы счастья.
Мне кажется, полотно, сотканное сегодня, очень легкое, невесомое, поэтому каждый божий день я с усердием ищу еще одну привязку, еще один родник, который бы связал бы меня с жизнью крепко-накрепко, пробую ткать из всего подряд, из сора и зряшных дел, из случайных встреч и необязательных разговоров,…Понимаю, что это все иллюзии смысла, которого по сути уже нет ни в чем!  Как жаль…

                Часть 7.  Душа-ангел

Ангельская Душа, чистая Душа… Не всякая душа Ангельская, за долгий или короткий срок жизни в разных воплощениях Душа, родившись ангельской, постепенно замутняется осадком негативного опыта, становясь грязной и непрозрачной. На ее стенках откладываются кристаллы обид, неверия, зла и отчаяния, каждый из которых приклеен друг к другу горькой солью памяти и нежеланием расстаться со своей историей жизненных перипетий. Все свое ношу с собой -   этот принцип  зачем-то выбран Душой. Возможно, для того, чтобы трансформировать опыт переживаний во что-то иное, красивое и чистое. «О, если бы вы знали, из какого сора рождаются стихи, не ведая стыда!» Да, именно; из сора, раззора, раздора, размолва, разлук и размен, из гибельных мыслей, разлома и злых перемен… Из звенящего длинно и резко «з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з…………», разрезающего как ультразвуком, серебряную нить связи Души со своими Родителями и Покровителями, с Духовным Отечеством. Разрыв с тем, кто тебя сотворил и отправил на Землю, чтобы не быть таким остро-болезненным, залечен амнезией о покинутом родном Доме и тех, кто так любим тобой. Они остались Там, а ты, не помнящий своего родства, маешься в поисках похожего на Тот Дом и Те Души и Ту Любовь, которая была Там. Душа, смутно, как во сне или состоянии «де жа вю», припоминает знакомые родные черты в первом встречном и радуется любому подобию, намеку на то, что, может, вы из одной семьи, из одного рода. Нет для Души большей радости, чем встретить здесь на земле свою Родственную душу! Узнавание так прекрасно, что затмевает все печальные мысли и одиночество, оно в миг очищает стенки сосуда Души от уродливых кристаллических  наростов и выступов, делая ее почти прозрачной и озаренной теплым светом Радости и осознанием, что наконец-то ты обрел то, что так давно искал, блуждая не по тем улицам чужих городов и забредая на огонек не тех домов. От этого разворачиваются новые возможности реализации души, новые грани судьбы. Тогда Душа очищается и становится прозрачной настолько, что способна пропускать Божественный свет Любви через себя, и как результат - окружающее пространство наполняется мягким и сияющим светом Божественной Гармонии, согревая всех, кто оказался волею судеб в нем.
 Очищенная от кристаллов Зла Душа превращается в Бриллиант с миллионом граней, каждая из которых,   являясь неповторимой и отражая Божественные энергии, излучает свой цвет. А потому- вокруг миллионы цветовых переходов, переливов … Чем больше у души полутонов, чем сильнее глубина  переживаемых ею чувств в течение ряда жизней-  тем богаче гамма цветовых  оттенков, тем ярче сияние ауры Души, и  - тем больше карат в бриллианте. А потому тем Бриллиант чище и дороже. Душа становится Яхонтом. И тогда про нее говорят – Ангельская, Чистая… Это значит - она очистилась от страданий, переработав их в свет и тепло. Такая душа  знает, что такое боль и депрессия, она прекрасно помнит их  по именам и датам, но смогла  превратить их в фигуру молчания, сделать из них Символ, Знак, которые при соприкосновении с другой страдающей душой,  вызывают утешение и утишение и помогают  жить дальше, искать свой путь очищения, свою дорогу. Ангелом можно стать, если найдешь свой способ превращения Тьмы – в Свет, если научишься высекать искры из своих страданий, даже если для этого нет никаких подручных средств, кроме телесной оболочки.