Соловьев

Кей Тименс
          
В Кругу Композиторов.    Забытые имена.



Николай Феопемптович Соловьев    1846 - 1916

Композитор, музыкальный критик, профессор Санкт-Петербургской консерватории.


«Что вы сделали с голосом?» - спросил Соловьёв. «Переставила  мой  голос  г-жа  Ферни-Джиральдони» - ответила Мария Ивановна.  «Да,  но  ведь переставить можно  мебель,  а  не  голос» - возразил  Соловьёв.  На следующий  же  день Соловьёв  передал  мне  экземпляр  одного  из  удачных его произведений,  а именно:  заключительный дуэт из оперы «кузнец  Вакула» .
В юбилейном  спектакле Муз.Драм. Кружка  Соловьёв  доверил Марии Назимовой вторую главную роль - Солохи, в которой она  выступила  «… с  большим успехом» , 

Имя Н. Ф Соловьёва появляется на страницах мемуара Полетики не один раз.
Для Петра Ивановича он не только уважаемый Мэтр, но друг и советчик.  Полетика  упоминает о нем то в связи  с одним знакомым композитором, то с другим, что и не удивительно:  все  они, как правило,  посещали класс композиции,  который  в течении многих лет вел в консерватории профессор Н. Ф. Соловьев.  Однако при величайшем уважении и дружбе, связывавшей их на протяжении долгого времени, у Полетики достаёт  отваги дать очень взвешенную оценку творчеству Соловьева.  «Как на пример такого творчества по  образцам не могу не сослаться на одного из русских композиторов. А именно - на профессора Петербургской Консерватории  Н. Ф. Соловьёва.  Как известно, он сочинил оперу  «Корделия», не  без  успеха шедшую  одно  время на Мариинской сцене, причем  образцом  для  своей  оперы он,  по-видимому,  взял  Мейерберовские  «Гугеноты».  Я знал, что у автора раньше «Корделии»  была  задумана комическая  опера  «Домик в Коломне», а  потому   решился спросить его: «Скажите, Николай Феопемптович,  отчего вы не  пишите  «Домика в Коломне»? – на что он мне ответил:  - А где взять образец русской комической оперы?  Ведь нельзя же писать «Домик в Коломне» по образцу итальянских  комических опер - «Дона  Паскуале»  Доницетти  или  «Севильского Цирульника» Россини». 

Тем не менее педагогом Соловьёв  был  просто превосходным. И к тому же – очень доброжелательным человеком. Ученики относились к нему с симпатией и благодарностью.  Мы можем его себе представить благодаря  яркому  описанию, оставленному С. Майкапаром ,                «Николай Феопемптович  был маленького роста, но хорошо сложен и с очень правильными чертами лица. Коренастый старичок с очень звучным не по росту голосом, особенно сильным в моменты, когда он сердился; в такие минуты он умел распекать вовсю. Смеялся он тоже громко и раскатисто. Всегда аккуратно одетый, с седыми тщательно остриженными усами и бородкой - таким я себе его представляю каждый раз, когда думаю о нем. (…)  Как преподаватель теории композиции Соловьев обладал большим опытом и большими знаниями в области гармонии, контрапункта и формы свободных сочинений.  (…)   … я должен сказать, что своей композиторской подготовкой и своей композиторской техникой я обязан Соловьеву».  К слову сказать, Майкапару было  с кем сравнивать Соловьёва:  другими его учителями были  И. Вейс ,  Лядов,  и Лешетицкий.

Николай Феопемптович Соловьёв родился 9 мая ( 27 апреля) 1846 года  в Петрозаводске. В дальнейшем семья переехала в Петербург, где дети (четверо сыновей) и окончили гимназию. В отличие от братьев, избравших военную карьеру , Н. Ф.  поступил в медико-хирургическую академию, которую затем оставил ради  петербургской консерватории . Он поступил в класс композиции Николая Зарембы и ярко проявил себя  уже в 1869 году: на торжественном вечере в консерватории  была исполнена его  «Увертюра для оркестра».
Соловьёва считали «западником» - в противоположность композиторам  «Могучей Кучки». Этому мнению способствовала дружба с композитором  Александром Серовым, известным своей неприязнью  к  «новой русской школе».  Сегодня такая   оценка представляется несколько спорной: «западник» Соловьёв  собрал и записал около 300 русских народных песен, многие из которых увековечены изданием Академии Наук «Великорусс» (материалы, собранные П. В. Шейном).
Верный дружбе, Соловьёв   после смерти Серова завершил   его оперу «Вражья сила». которая была поставлена в 1871 году в Петербурге.
 «Кузнец Вакула», которую Полетика считал особенно удачной,  появился  при следующих обстоятельствах: в 1873-1874 годах был объявлен конкурс на лучшую оперу,  написанную на  одноименное либретто Якова Полонского (по мотивам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Либретто было написано для Александра Серова, но оперу он  написать так и не успел .  Принимаясь за конкурсное сочинение, Соловьёв не знал о том, что за  этот же сюжет  взялся Чайковский, который свою партитуру представил на конкурс анонимно, под девизом «Ars longa vita brevis est».   В жюри входили  Э. Ф. Направник и Н. А. Римский-Корсаков. Первое место (и премию в1500 рублей) присудили П. И. Чайковскому , а Соловьёву досталось второе.
В 1880 г. «Кузнец Вакула» был поставлен  силами Музыкально-Драматического Кружка, причем имел большой успех у публики, в разные годы дважды возобновлялся  и удостоился чести быть включенным в юбилейные  торжества Кружка.
Не исключено, что Чайковский поменял название своей оперы на «Черевички» также и  поэтому.

Творчество Соловьёва  влючает  две оперы ,  программные симфонические сочинения , хоровые произведения крупной формы , а также  множество романсов и фортепьянных пьес, .

Отечественное музыкознание обязано Н.Ф. Соловьеву  более  чем 1000-ей  статей о музыке, которые  он написал или отредактировал для  энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. 
Как постоянный автор, он писал критические статьи для  журнала «Музыкальный сезон».  Его публиковали и другие печатные издания: "Музыкальный Листок", "Музыкальный Мир", "Биржевые Ведомости", Петербургские  Ведомости",  "Новое Время», "Нива",  «Иллюстрация»,  "Нувеллист».

 В отличие от многих композиторов-современников, Николай Феопемптович сознательно избрал для себя  профессию  музыканта и последовательно и успешно построил свою карьеру. С 1874  он начинает преподавать  в Петербургской консерватории гармонию и теорию музыки, позже композицию, и в 1885  получает звание профессора. В 1899 г. состоялся 25-летний юбилей  его профессорской деятельности, а в 1900 году - 30-летний юбилей  композиторской и музыкально-критической деятельности, отпразднованный в Мариинском театре.
Еще одна заслуга Н. Ф. Соловьева  перед русской культурой  – организация В 1898 г. общедоступных народных концертов.