Краеведческий музей и позабытая одесская выставка

Михаил Бортников
Честно скажу, что по музеям ходить я не большой любитель. Особенно в Одессе, своём родном городе. Вот и в краеведческий музей я много лет не заглядывал. Но слово себе его посетить я давал не раз, наконец, видимо, пришло время. Мне захотелось повнимательнее вглядеться в портреты основателей города. Последнее время Одессе не везёт на мэров и губернаторов, но вот в первые годы её существования, городом управляли замечательные люди.

Самим возникновением своим и успешным развитием Одесса обязана, в основном, иностранцам. Иностранцам по происхождению, конечно, все они были российскими подданными, и первой из них была императрица Екатерина Вторая. Именно её рескриптом от 27 мая 1794 года основан порт и город Хаджибей, который в следующем году стал Одессой. Основателем города считается неаполитанец адмирал Иосиф де Рибас, первый градоначальник города. План застройки Одессы создан его помощником, голландцем Францем  де Воланом, через шесть лет Новороссийский край возглавил француз герцог де Ришелье, внучатый племянник знаменитого кардинала. Во время правления его преемника, графа Ланжерона, Одесса получила статус порто-франко*, который принес городу экономический подъем.
 
Конечно, в Одессе хватало и чисто русских градоначальников, и тоже достойнейших людей, на первом месте из них стоит Михаил Семёнович Воронцов, многолетний Новороссийский генерал-губернатор. Павел Пустошкин, Николай Трегубов, Александр Гурьев, Аполлон Григорьев и многие другие. Все они, каждый по-своему, внесли свой вклад в развитие города.

Наш историко-краеведческий музей располагается на коротенькой, всего в один квартал, Гаванной улице в центре Одессы. Гаванной улица называется потому, что с неё начинается Военный спуск к гавани, к порту. Спуск ныряет под старинный каменный, фундаментальный Сабанеев мост, и заканчивается под Тёщиным мостом на Приморской улице.

Музей открылся в 1956 году в бывшем особняке промышленника А.Новикова после того, как было решено объединить собрания музея одесского общества истории и древностей, музея книги, музея старой Одессы и музея «Героическая оборона Одессы».

Музей находится в старом капитальном особняке дворцового типа. Всего два этажа в нём, но, конечно, этажи эти с современными не сравнить, высоченные потолки, величественная парадная лестница, ведущая на второй этаж, где располагается основная коллекция, старинные люстры – здание очень красиво.
 
Построено оно, кстати сказать, по проекту архитектора Феликса Гонсиоровского, который спроектировал несколько домов на улице Гоголя, находящейся по соседству.

В музее было малолюдно. Я купил входной билет, отказался от услуг экскурсовода и поднялся на второй этаж. Экспозиции, находящиеся в залах, расположены по хронологии. Одесса - город молодой, поэтому почти сразу же идут экспонаты, связанные со штурмом турецкой крепости Хаджибей и портреты знаменитых военных, участвующих в завоевании турецкого побережья Чёрного моря.

Руководил этими военными действиями Александр Васильевич Суворов, а под его мудрым руководством сражались будущие создатели Одессы: де Рибас, де Волан, Ришелье, Ланжерон и другие.

Историю развития города я знал по книгам, а в музее, как я уже сказал, больше вглядывался в портреты первых знаменитых одесситов. Ничего особенно нового для себя увидеть я не ожидал, и не увидел, пока не вошёл в последнюю комнату на втором этаже музея. Прямо передо мной во всю стену был нарисовано что-то очень знакомое, но в моей Одессе я такого не видел. Справа море, берег, очертаниями напоминающий... Неужели же передо мной парк Шевченко или Александровский парк, как он назывался сто лет назад? Но кроме Александровской колонны и аллей, ведущих к пляжу Ланжерон, всё остальное было мне совершенно незнакомо. Отсутствовал и стадион, находящийся в центре парка.

- Это что такое изображено на стене? – спросил я у смотрительницы музея.
- Александровский парк. Не узнаёте?
- С трудом. А что это за сооружения по всему парку, что за переход через аллею?
- В основном, павильоны, построенные к Всероссийской выставке 1910 года, - извините, я не экскурсовод и многого рассказать не сумею.

В тот же вечер я нашёл кое –какие материалы о выставке в Одессе, о которой никогда прежде не слышал. Называлась она Всероссийская торгово-промышленная выставка. Для проведения выставки выбрали период в четыре с половиной месяца с 15 мая по 1 октября 1910 года. Целью выставки была демонстрация достижений промышленности Юга России.

Выставку решили разместить не только в заброшенной части Александровского парка - на так называемой Карантинной площади (на её месте в тридцатых годах прошлого века построили замечательный стадион), но и в парковой зоне, и на примыкающей к парку Михайловской площади. Павильоны создавали самые лучшие архитекторы того времени, не только одесситы. Выставка демонстрировала всё, что Одесса была в состоянии предложить миру, и то, что мир был в силах предложить Одессе. Более семидесяти иностранных фирм из Австрии, Франции, Англии представили свои экспонаты в дополнение ко всероссийским.
   
Чтобы не перекрывать аллею, ведущую через парк на пляж Ланжерон, было решено разбить выставку этой дорогой на две зоны, и соединить их между собой специально построенным надземным переходом -пешеходным мостом. Мост этот был уникален тем, что подняться на него можно было с помощью «движущегося тротуара», представляющего собой деревянную ленту, приводимую в движение специальными электромоторами, по сути, прообраза современных  эскалаторов. С моста открывался, по словам очевидцев, «неповторимый вид» на всю выставку, на море и на порт.

Особого внимания заслуживали торговые и увеселительные сооружения, экспонаты и павильоны, многие из которых представляли собой интереснейшие творения архитектуры малых форм. Многие сооружения отражали специализацию фирм. Например, «павильон Одесской мукомольной фабрики был выполнен в виде мельницы с настоящими мельничными крыльями. Были павильоны в виде огромного самовара, в виде бутылки, сапога, почтового штемпеля. Киоск кавказской фирмы Сараджаева "Кавказский натуральный коньяк" был выполнен в виде громадной скалы, с которой низвергался водопад. Из Москвы был привезён павильон в стиле рококо для парфюмерной фабрики Ралле, а из Ченстохова (Польша) дос-тавлено здание, в котором разместилась электростанция, снабжающая выставку электроэнергией».
   
Сенсацией сезона стал день третьего июля. С раннего утра на выставку началось невиданное паломничество. Но павильоны были пусты. Народ хлынул к главной аллее, откуда должен был взлететь на своём аэроплане знаменитый лётчик Сергей Уточкин. Он сделал несколько кругов над парком, пересёк залив и приземлился на противоположном берегу в селе Дофиновка.
 
Грандиозная выставка удалась. Считается, что именно выставке Одесса обязана появлением первого электрического трамвая, поскольку старая конка не справлялась с потоком людей, стремившихся в парк. А сроки её проведения были продлены еще на год, в связи с тем, что она пользовалась успехом у одесситов и гостей города.

* Порто Франко - с итальянского свободный порт — это порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. В Одессе режим порто-франко действовал почти 40 лет с 1819 по 1858 годы. Режим беспошлинной торговли сразу сделал Одессу одним из мировых торговых центров. по торговому обороту Одесса вышла на второе место после Петербурга. Центр старого города, в котором действовал режим порто франко, был отделён от других районов города извилистой Старопортофракоской улицей, в советское время - Комсомольской.