Виктор Степанович Вильгерс

Хамид Дельмаев
Он всегда приходил к нам один. И так одиноким и остался в моей памяти. Хотя мужчина он был видный, и наша соседка, хотя и замужняя женщина, всегда безуспешно пыталась зазвать его к себе. Он дружил с моим отцом. Скорее всего, он был из поволжских немцев, ссыльный, как и его друг Вахид. И он был Интеллигент, как я теперь понимаю. 
Мы с моим младшим братом Хасаном, дошколята, всегда радовались его приходу. Он разговаривал с нами по-взрослому, как с равными. Мы демонстрировали ему свои успехи – показывали первые каракули букв и слов "папа" и "мама", читали какие-то стишки. Он всегда приносил нам кулёк конфет. Мы не звали его "дядя Витя", мы звали его "дядя Вильгерс".
Однажды, через пару лет после того, как мы переехали из Белоусовки, в Восточно-Казахстанской области, куда были сосланы все мои родственники в 1944 году, в Киргизию, кто-то постучал в наши ворота. Я был недалеко, подошёл и открыл их. Виктор Степанович, это был он, сказал мне: "Не говори". Но я, конечно, не послушал, и крикнул отцу по-чеченски: к нам Вильгерс приехал. Должен же я был дать отцу 30 секунд на размышление, сюрприз-то и так был большой, а я ещё хотел быть добрым вестником. Дядя Вильгерс гостил у нас несколько дней.
Годы спустя, уже после смерти отца, я пытался найти какие-нибудь следы нашего друга. Не нашел. Поздно стал искать, наверное. Но память о нём хочется сохранить.
Хамид Дельмаев.